Решение по делу № 33-2918/2020 от 29.09.2020

Судья Пекаринина И.А.                                                                  Дело № 2-1519/2019

                                    (суд первой инстанции)

Дело № 33-2918/2020

                                                                             (суд апелляционной инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    29 октября 2020 года                                                           г. Севастополь

    Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:

        председательствующего судьи – Устинова О.И.,

        судей:                                           Анашкиной И.А., Исаева С.Н.,

        при секретаре                            – Дубравской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 7 ноября 2019 года по гражданскому делу по иску Министерства обороны Российской Федерации к Зябкину М. Л., третьи лица: Правительство города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, СНТ «Арзу» об истребовании имущества из чужого незаконного владения, заслушав доклад судьи Устинова О.И.,

    установила:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд                     с иском к Зябкину М.Л., в котором просило истребовать из незаконного владения ответчика земельный участок № площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>», кадастровый номер принадлежащий ответчику на праве собственности в собственность Министерства обороны Российской Федерации.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец является собственником спорного земельного участка в силу закона, поскольку земельный участок входит в состав военного городка № К-1, который использовался Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, указан в приложении           № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. На момент заключения Соглашения, военный городок № К-1 фактически использовался Вооруженными Силами Российской Федерации. Инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, указанных в приложении № 2 к Соглашению, предусмотренная распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 555-р не была завершена. В соответствии с положениями статьи 77 Земельного кодекса Украины и статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок относится к землям обороны, не мог быть передан органом местного самоуправления ответчику в собственность. Решение органа местного самоуправления о передаче в собственность земельного участка площадью 600 кв.м расположенного в пределах землепользования ОК ДСК «Арзу» (ДНТ «Арзу»), принято в нарушение норм статей 8, 118 Земельного кодекса Украины, при фактическом использовании земельного участка Вооруженными Силами Российской Федерации. Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП в соответствии с порядком безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержденным Постановлением Правительства города Севастополя от 14 ноября 2014 года № 483, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок № К-1. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ) подписан акт приема-передачи военного городка № К-1 в виде единого имущественного комплекса. Согласно акту осмотра от 17 апреля 2019 года № 11 земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка № К-1. Истец указывает, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, являлся частью земельного участка военного городка № К-1 Черноморского флота Российской Федерации, подлежит истребованию из чужого незаконного владения по основаниям статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 7 ноября    2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Одновременно этим же решением отменены меры обеспечения иска.

Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Указывает, что спорный земельный участок на момент передачи его в собственность ответчика являлся частью земельного участка военного городка № К-1, использовался Черноморским флотом Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, Качинский поселковый Совет не имел полномочий на распоряжение землями, находящимися в государственной собственности и переданными в аренду Российской Федерации. Истец не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств отнесения спорного земельного участка к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц. Министерство обороны Российской Федерации в апелляционной жалобе выражает несогласие с отказом суда первой инстанции в назначении землеустроительной экспертизы, считает, что отказ в назначении экспертизы повлек неверный вывод суда об отсутствии доказательств нахождения земельного участка ответчика в границах военного городка № К-1. В подтверждение факта наложения земельного участка ответчика на земельный участок военного городка № К-1 истцом представлено заключение специалиста № 196-08/19 от 15 августа 2019 года.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 февраля 2020 года решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 7 ноября 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства обороны – без удовлетворения.

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 августа 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 февраля 12020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

    Суд кассационной инстанции указал, что судами нижестоящих инстанций не был учтен довод истца о том, что участок предоставлен в собственность физического лица ненадлежащим органом. Также не приняты меры к выяснению всех значимых для дела обстоятельств, а именно того, что доводы о вхождении спорного участка в состав военного городка могли быть подтверждены или опровергнуты заключением судебной экспертизы, однако в удовлетворении ходатайства истца о назначении экспертизы судами было отказано.

    В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны Российской Федерации – Бузовская М.А. и представитель ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ – Юрчук Е.И. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили удовлетворить.

Представитель Зябкина М.Л. – Бородулина А.А. возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

    Зябкин М.Л., а также представители третьих лиц: СНТ «Арзу», Правительства города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    С учетом мнения лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, выслушав сторону апеллянта, представителя ответчика, допросив специалиста Дзодзиева З.К., составившего заключение № 196-08/2019 от 15 августа 2019 года по обращению Министерства обороны Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, приходит к следующему.

В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

В силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя                     от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в редакции, действовавшей до 21 июня 2019 года, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от                        7 августа 2014 года № 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав содержит статья 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», введенная Законом города Севастополя от 11 июня 2019 года № 512-ЗС.

Судом первой инстанции установлено, что решением Качинского поселкового Совета № 237 от 24 октября 2006 года дано согласие ДСК «Арзу» на сбор материалов предварительного согласования места расположения и целевого назначения земельного участка ориентировочной площадью 10 га, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства (том 1 л.д. 92).

На основании заявления ДСК «Арзу», положительного заключения Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов по материалам согласования места расположения земельного участка от                    21 декабря 2006 года № 03/177, комплексного градостроительного заключения от 21 декабря 2006 года № 3301/4-1, статей 12, 124, 125, 126 Земельного кодекса Украины, статьи 50 Закона Украины «О землеустройстве», Качинский поселковый Совет решением № 280 от 26 декабря 2006 года дал согласие ДСК «Арзу» на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 10 га для дачного строительства в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона (том 1 л.д. 94).

Проект землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 10 га для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, разработан Государственным предприятием «Севастопольский геодезический центр», утвержден решением Качинского поселкового Совета № 414 от 25 мая 2007 года, земельный участок передан в аренду ДСК «Арзу» сроком на 50 лет в соответствии с договором аренды земельного участка № от 3 июля 2007 года.

Решением Качинского поселкового Совета от 14 сентября 2007 года № 542 Бондарь А.Т., как члену ОК «ДСК «Арзу», передан в собственность земельный участок № 22, расположенный по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, с.Кача, в границах землепользования ОК «ДСК «Арзу», целевое назначение – для индивидуального дачного строительства (том 1 л.д. 73-74).

    23 марта 2012 года Главным управлением Госкомзема города Севастополя выдан государственный акт на право собственности на указанный земельный участок серии , земельному участку присвоен кадастровый номер , право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке (том 1 л.д. 72).

    По договору купли-продажи от 24 июля 2012 года право собственности на земельный участок перешло к ответчику Зябкину Л.Б. (том 1 л.д. 75-76).

Заявляя требование об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения Зябкина Л.Б., Министерство обороны Российской Федерации ссылается на расположение спорного земельного участка № в составе земель военного городка № К-1, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской Федерации на основании межправительственных соглашений.

В соответствии с Соглашением от 28 мая 1997 года между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, Черноморский флот Российской Федерации использует указанные в статьях 2 и 3 настоящего Соглашения объекты Черноморского флота в городе Севастополе и другие пункты базирования и места дислокации корабельного состава, авиации, береговых войск, объекты оперативного, боевого, технического и тылового обеспечения на условиях и в течение срока действия Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.

Согласно статье 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № 2, 3 и картах № 1 и 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.

Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт                в соответствии с действующим законодательством Украины.

В приложении № 2 к Соглашению между Российской Федерацией                       и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указаны «аэродром постоянного базирования Кача                     с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.

Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта                   2015 года № 195-РП в соответствии с порядком безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержденным Постановлением Правительства города Севастополя от 14 ноября 2014 года № 483, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок № К-1 (том 1 л.д. 7).

25 марта 2015 года между Правительством Севастополя                                       и Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России подписан акт приема-передачи военного городка №К-1 в виде единого имущественного комплекса (том 1 л.д. 8).

Согласно акту осмотра, составленному представителями ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России № 11 от 17 апреля 2019 года земельных участков военного городка № К-1, расположенных по адресу: город Севастополь, мыс Маргопуло, поселок Кача, улица Первомайская, Качинское шоссе, улица Авиаторов, 13, 16, улица Ударная, 16, установлено, что участок ответчика налагается на земельный участок военного городка № К-1 (том 1 л.д. 31-36).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок передан в собственность первоначального собственника Бондаря А.Т. на основании решения органа местного самоуправления. При этом право собственности на земельный участок перешло к ответчику Зябкину М.Л. на основании возмездной сделки, незаконность приобретения права собственности на спорный земельный участок, а также вхождение его в состав земель военного городка № К-1 на момент предоставления в собственность, истцом не доказана.

С выводами суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия, поскольку они соответствуют нормам материального и процессуального права, обстоятельствам дела.

В соответствии со статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также владение ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок на момент предоставления в собственность Бондарю А.Т. входил в территорию поселка Кача, в пределы землепользования ОК «ДСК «Арзу».

Согласно заключению Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов от 21 декабря 2006 года при рассмотрении материалов согласования места расположения земельного участка ориентировочной площадью 10,0 га для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, установлено, что испрашиваемый ОК «ДСК «Арзу» земельный участок расположен в границах населенного пункта Кача, что подтверждается актом выбора земельного участка, согласованным управлением градостроительства и архитектуры СГГА, место расположения и целевое назначение испрашиваемого земельного участка соответствует генплану поселка Кача, участок освоен, используется гражданами под огородничество более двадцати лет, имеются многолетние зеленые насаждения, согласно справке Севастопольского городского филиала Государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам» от 11 декабря 2006 года по данным государственного земельно-кадастрового учета по состоянию на 11 декабря 2006 года на земельный участок права землепользования (собственности, аренды) согласно требованиям статей 125, 126 Земельного кодекса Украины не зарегистрированы (том 1 л.д. 93).

Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов                  20 марта 2007 года согласован проект землеустройства по отводу земельного участка ОК «ДСК «Арзу» площадью 10 га в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства. В соответствии                             с приложенными выводами и заключениями ГУЗР, а также документами, предоставленными к технической документации, усматривается, что земельный участок расположен в границах населенного пункта п. Кача (том 1 л.д. 102).

Из письма 1997 Отделения морской инженерной службы (ОМИС) Министерства обороны Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 1231 следует, что вопрос границ земель, используемых Черноморским флотом, не входит в компетенцию 1997 ОМИС, относится к компетенции Управления земельных ресурсов города Севастополя (том 1 л.д. 99).

Кроме того, план земельного участка, отводимого под дачно-строительный кооператив, ориентировочной площадью 10,0 га согласован в мае 2006 года с начальником Военно-Воздушных Сил Черноморского флота генерал-майором Сапрыкиным И., начальником штаба ВВС ЧФ полковником Першиным А., начальником гарнизона Кача полковником Ким В., командиром войсковой части 49311 полковником Пушкиным С. Какие-либо данные на вхождение отводимого земельного участка в состав военного городка № К-1 отсутствуют. Охранные зоны инженерных коммуникаций согласованы также с войсковыми частями 49311, 40136, 10496 с указанием на отсутствие каких-либо коммуникаций и сетей войсковых частей в границах отводимого земельного участка (том 1 л.д.107).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при проверке законности решения Качинского поселкового Совета 14 сентября 2007 года № 542 подлежат применению нормы законодательства Украины.

Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности незаконного приобретения первоначальным собственником Бондарем А.Т. права собственности на спорный земельный участок, поскольку его право собственности на спорный земельный участок, находящийся в границах п. Кача, возникло на основании решения уполномоченного органа – Качинского поселкового Совета 14 сентября 2007 года № 542, а право собственности Зябкина Л.Б. возникло на основании договора купли-продажи, право собственности которого зарегистрировано в установленном законом порядке.

Государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок за Бондарем А.Т., и впоследствии за Зябкиным Л.Б., свидетельствует о том, что законность документов, явившихся основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.

Учитывая, что документы, послужившие основанием для передачи спорного земельного участка в собственность Бондаря А.Т. подтверждают расположение земельного участка в п. Кача, в пределах ОК «ДСК «Арзу», предполагают его использование для индивидуального дачного строительства, не содержат сведений об отнесении участка к землям специального назначения, а также то, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет без указаний каких-либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик Зябкин Л.Б. не мог предполагать, что спорный земельный участок может относиться к землям военного городка № К-1, в связи с чем оснований расценивать поведение ответчика как недобросовестное не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что Качинский поселковый Совет не был наделен полномочиями по распоряжению землями обороны, относящимися к государственной собственности, не может быть принят во внимание.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Украины в редакции, действующей на момент издания распоряжения Качинского поселкового Совета 14 сентября 2007 года № 542 земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находиться как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.

В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны» войсковым частям для выполнения возложенных на них функций земельные участки передаются в постоянное пользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины. Особенности предоставления земельных участков войсковым частям определяются Кабинетом Министров Украины.

Кроме того, согласно части 3 статьи 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны», размеры земельных участков, необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года №555-р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.

3 марта 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины                №246 утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом на территории Украины.

Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота Российской Федерации, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.

В тоже время инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской федерации, указанных в приложении № 2 к Соглашению, предусмотренная распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 555-р не была завершена.

Учитывая изложенное, доказательства предоставления истцу                              в постоянное пользование земельного участка в границах, установленных                в 1994 году при инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота, под расположение военного городка № К-1 в соответствии с положениями Земельного Кодекса Украины, установления границ земельного участка военного городка № К-1 в материалах дела отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств вхождения земельного участка ответчика в земельный участок военного городка № К-1 судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

Согласно материалам дела в 1994 году произведена инвентаризация земель войсковой части 49311 Черноморского флота по результатам которой оформлено Техническое дело № 129. Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского флота за войсковой частью 49311 закреплено десять земельных участков (№ 1-10). Участок № 1 площадью 1133,06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома.

На указанные земельные участки (№ 1-10) оформлено право временного землепользования сроком на три года.

Техническое дело № 129 содержит координаты границ указанных земельных участков (№ 1-10), без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка № К-1. Информация о вхождении земельных участков № 1-10, указанных в Техническом деле № 129, в состав военного городка № К-1 отсутствует (том 1 л.д.37-62).

Учитывая изложенное, основания полагать, что земельные участки, указанные в Техническом деле № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота Российской Федерации в указанных в техническом деле границах, вошли в перечень объектов Черноморского флота как «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1,2, К-4)» согласно приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, отсутствуют. Довод апелляционной жалобы о том, что границы и площадь земельного участка военного городка № К-1 установлены при проведении инвентаризации военного имущества и земель 1994 года, в Техническом деле №129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат, не может быть принят во внимание.

Кроме того документы, на которые ссылается истец в обоснование обстоятельств наложения земельного участка ответчика на земельный участок военного городка № К-1, содержат различную информацию о составе и площади военного городка № К-1.

Так согласно приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, в пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указан «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.

Поскольку в приложении № 2 к Соглашению не указаны площади каждого военного городка, указана только общая сумма площадей земельных участков под объектами, учитывая то, что в состав земельного участка общей площадью 1138,54 га вошли земельные участки нескольких военных городков (К-1, 2, К-4), указанные документы не позволяют соотнести площадь передаваемого земельного участка (1.138,54 га) исключительно с площадью земельного участка военного городка № К-1.

Согласно Перечню недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (приложение № 1 к распоряжению Правительства Севастополя от                  20 марта 2015 года № 195-РП), в состав военного городка № К-1 вошли участки, расположенные: мыс Маргуполо (площадью 0,01 га), поселок Кача (площадью 0,13 га), пос. Кача, ул. Первомайская (0,5588 га), пос.Кача, Качинское шоссе (площадью 0,5531 и 0,5243 га), пос. Кача, ул. Авиаторов 13, 16 (площадью 1137,87 га). Здания и сооружения военного городка № К-1 указаны в количестве – 229.

Таким образом, перечень имущества военного городка № К-1 согласно приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка № К-1, указанному в приложении №1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП.

Из материалов дела также усматривается, что на момент согласования ДСК «Арзу» места расположения земельного участка ориентировочной площадью 10,0 га, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, участок освоен, используется гражданами под огородничество более 20 лет, на участке имеются сети водопровода и электроснабжения, грунтовые проезды, многолетние насаждения (деревья фруктовых пород), ограждения из сетки (том 1 л.д. 95).

С учетом вышеизложенного, довод апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что земельный участок ответчика на момент предоставления его в собственность входил в состав земельного участка военного городка № К-1, использовавшегося Черноморским флотом Российской Федерации как аэродром постоянного базирования – Кача, не может быть принят во внимание.

Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 75-р от 1995 года «Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П. Осипенко и расширении границ поселка Кача, прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45 га (том 1 л.д.198).                   В связи с отсутствием информации о проведении работ по корректировке плановых материалов землепользования совхоза им. П. Осипенко, разработке технической документации по уточнению границ поселка Кача, определить границу земельного участка, находящегося в пользовании войсковой части 49311 Черноморского флота Российской Федерации на момент передачи в собственность спорного земельного участка, не представляется возможным.

Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда первой инстанции в назначении по делу землеустроительной экспертизы судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

При рассмотрении настоящего спора об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих выяснению, являлось выяснение вопроса – имеется ли наложение границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца.

С учетом положений части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которыми закреплена необходимость назначения по делу экспертизы при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях, суду надлежит рассмотреть вопрос о назначении по делу землеустроительной экспертизы.

Учитывая отсутствие в материалах дела информации о выделении земельного участка военного городка № К-1 в натуре на местности и установлении его границ, принимая во внимание изменение границ поселка Кача после составления Технического дела № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 (1994 год), а также изменение площади земельного участка войсковой части 49311 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 75-р от 1995 года, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы, поскольку с учетом отсутствия в материалах дела четких и достоверных данных о границах спорного земельного участка, предоставленного Министерству обороны Российской Федерации, сведений о его формировании, принимая во внимание, что возможность получения доказательств полностью исчерпана в суде первой и апелляционной инстанции, судебная коллегия также не находит оснований для назначения по делу землеустроительной экспертизы в связи с нецелесообразностью.

Ссылка истца на то, что заключением специалиста № 196-08/19 от 15 августа 2019 года подтверждается, что предоставленный в частную собственность земельный участок полностью входил в состав земельного участка военного городка № К-1, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.

При даче заключения кадастровый инженер руководствовался материалами технического дела № 129 по инвентаризации войсковой части 49311 Черноморского флота от 1994 года. Указанное техническое дело содержит координаты границ указанных земельных участков (№ 1-10), без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военного городка № К-1. Также отсутствует информация о вхождении указанных земельных участков в состав военного городка в связи с чем, данные материалы по состоянию на 2007 год необоснованно были использованы кадастровым инженером при составлении заключения.

В ходе проведения исследования кадастровый инженер руководствовался актом инвентаризации землепользований Черноморского флота, расположенных на территории Севастополя, согласно которому площадь земельного участка № 1 п. Кача (гарнизон) составляет 1194,5 га, тогда как в Приложении № 2 Соглашения о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, а также распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП, площадь военного городка № К-1 значиться в размере 1137,87 га, что на 57 га меньше площади указанной в материалах инвентаризации, которые исследовал кадастровый инженер.

Кроме того из пояснительной записки к материалам инвентаризации, земельный участок, который использует Черноморский флот Российской Федерации по Соглашению между Украиной и Российской Федерацией составляет площадь 3726,55 га, тогда как общая площадь земельных участков находящихся в пользовании Российской Федерацией для нужд Черноморского флота по состоянию на 1 сентября 2007 года составила 3542,72 га, что свидетельствует о том, что площади земельных участков уменьшались по соглашению сторон.

Допрошенный в судебном заседании специалист Дзодзиев З.К., составивший заключение от 15 августа 2019 года указал, что пояснить каким образом он установил, что материалы Технического дела № 129 относятся к межправительственному соглашению 1997 года, он не может. Относительно указанной им площади – 1194 га, также затрудняется ответить. Им исследовались только материалы инвентаризации земельных участков от 28 мая 1997 года в двух книгах, материалы гражданского дела он не исследовал, на место не выезжал, границы военного городка № К-1 на местности также не устанавливал. О том, что спорный земельный участок ответчика был передан в 2007 году ему неизвестно.

При таких обстоятельствах признать заключение № 196-08/19 от 15 августа 2019 года допустимым доказательством коллегия не считает возможным.

Судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

    Довод апелляционной жалобы о неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, является несостоятельным.

Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к иной оценке представленных доказательств и иному толкованию закона, в связи с чем являются несостоятельными.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконного и необоснованного решения судебной коллегией не установлено. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 7 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.

    Председательствующий судья                                           О.И. Устинов

    Судьи:                                                                                 И.А. Анашкина

                                                                                                С.Н. Исаев

33-2918/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Зябкин Максим Леонидович
Другие
Федорова Вера Сергеевна
Правительство города Севастополя
Бородулина Алина анатольевна
СНТ АРЗУ Лысак Анатолий Иванович
Зотов Виталий Викторович
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Бондарь Алексей Трофимович
Федеральное государственное казенное учреждение Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России
Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Устинов Олег Ильич
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
29.09.2020Передача дела судье
29.10.2020Судебное заседание
05.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее