Дело № 21-1216/2021
Р Е Ш Е Н И Е
02 ноября 2021 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора обособленного подразделения Представительства ООО «Футбольный Клуб «Динамо» Киев» в поселке городского типа Орджоникидзе (город Феодосия Республика Крым) Маковей Л.И. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2021 года № 12-328/2021,
у с т а н о в и л :
постановлением государственного инспектора Республики Крым по охране природы, главного специалиста отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Попова С.А. от 27 июля 2021 года, должностное лицо директор представительства ООО «Футбольный Клуб «Динамо» Киев» в пгт. Орджоникидзе ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Данное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2021 года № 12-328/2021 жалоба Маковей Л.И. оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 27 июля 2021 года без изменения.
Не согласившись с принятым решением суда, Маковей Л.И. подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление должностного лица отменить, прекратить производство по делу.
Жалоба мотивирована тем, что заявитель не является субъектом административной ответственности.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения главного специалиста отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона, государственного инспектора РК Попова С.А., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.51 Закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 2.1. Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерале утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсе Российской Федерации 15.07.1994 года природопользователь обязан принимал надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы к оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивал выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
Из материалов дела усматривается, что в ходе рейдового обследования, проведенного 29.04.2021 года в 16 часов 45 минут установлено, что на территории земельного участка, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, географические координаты: <данные изъяты>, выявлено место складирования отходов производства и потребления общей площадью <данные изъяты> кв. м. в месте, не предназначенном для этих целей
Морфологический состав отходов в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242: растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками - V класс опасности.
Согласно пункту 1 выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым правообладателем земельного участка является муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым.
Согласно пункту 4 выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым арендатором земельного участка является общество с ограниченной ответственностью «Футбольный клуб «Динамо Киев», на основании договора аренды земельного участка <данные изъяты> от 11.01.2016 года, дата государственной регистрации <данные изъяты>, номер государственной регистрации <данные изъяты>, акт передачи
земельного участка выдан 11.01.2016 года, срок действия договора аренды с 18.08.2017 года по 25.09.2052 года.
Согласно п. 4.2.8 указанного договора аренды арендатор земельного участка обязан обеспечить содержание арендуемой территории и расположенных на ней объектов благоустройства в надлежащем состоянии, своими силами и средствами либо путем заключения договора со специализированными организациями, соблюдая правила благоустройства на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях.
14 июля 2021 года главным специалистом отдела экологического надзора г. Феодосия и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым Поповым С.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении директора обособленного подразделения директора Представительства ООО «Футбольный Клуб «Динамо» Киев» Маковей Л.И. по ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Республики Крым по охране природы, главного специалиста отдела экологического надзора г. Феодосии и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона Попова С.А. от 27 июля 2021 года должностное лицо директор представительства ООО «Футбольный Клуб «Динамо» Киев» в пгт. Орджоникидзе Маковей Л.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ).
Факт допущенного правонарушения и виновность Маковей Л.И. в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении от 14 июля 2021 года; актом планового (рейдового) осмотра от 29.04.2021 года; выпиской из ЕГРН от 30.04.2021 года; договором аренды земельного участка от 11.01.2016 года, которым должностным лицом и судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности директора представительства ООО «Футбольный Клуб «Динамо» Киев» в пгт. Орджоникидзе Маковей Л.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах.
Маковей Л.И. совершено административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования и данное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающуюся в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, неразрывно связанной с повышенным экологическим воздействием на здоровье человека и окружающую природную среду.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Доказательств, подтверждающих принятие директором представительства ООО «Футбольный Клуб «Динамо» Киев» в пгт. Орджоникидзе Маковей Л.И. всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы о том, что Маковей Л.И. не является субъектом административного правонарушения, является необоснованными.
Вопреки позиции заявителя, директор представительства ООО «Футбольный Клуб «Динамо» Киев» в пгт. Орджоникидзе Маковей Л.И., как арендатор земельного участка, согласно договора аренды от 11.01.2016 года, несет ответственность за содержание арендуемой территории.
Порядок и срок привлечения Маковей Л.И. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Маковей Л.И. в пределах санкции ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу директора обособленного подразделения Представительства ООО «Футбольный Клуб «Динамо» Киев» в поселке городского типа Орджоникидзе (город Феодосия Республика Крым) Маковей Л.И. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2021 года № 12-328/2021 - оставить без удовлетворения.
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2021 года № 12-328/2021 в отношении директора представительства ООО «Футбольный Клуб «Динамо» Киев» в пгт. Орджоникидзе ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>