Дело № 2а-2205/2021
УИД 13RS0025-01-2021-004397-82
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Саранск 23 декабря 2021 года
Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Куриновой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Терехиной А.В.,
с участием в деле:
административного истца – Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска,
административного ответчика – Ерусланкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска к Ерусланкиной Ирине Сергеевне о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 3 526 руб. 07 коп.,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска (далее – ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска) обратилась в суд к Ерусланкиной И.С. о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 3 526 руб. 07 коп.
В обоснование административного иска указано, что за Ерусланкиной И.С. имеется задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество за 2017, 2018 гг., пени в связи с неуплатой транспортного налога, налога на имущество за 2017,2018 гг. на общую сумму 3 526 руб.07 коп.
ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска административному ответчику направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №5394 от 28 января 2020 года и №5094 от 28 января 2019 года. Однако требования административным ответчиком исполнены не были.
В связи с этим, ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по обязательном платежам и пени в отношении Ерусланкиной И.С.
11 июня 2020 года мировым судьей судебного участка №5 Октябрьского района г.Саранска вынесен судебный приказ о взыскании с Ерусланкиной И.С. недоимки по обязательным платежам и санкциям, который определением мирового судьи от 11 марта 2021 года на основании возражений административного ответчика был отменен.
После отмены судебного приказа ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска вправе была обратиться в суд до 11 сентября 2021 года. Однако, в связи с тем, что копия определения мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г.Саранска от 11 марта 2021 года об отмене судебного приказа в отношении Ерусланкиной И.С. поступила в ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска 06 октября 2021 года, у Инспекции не имелось возможности направить административное исковое заявление в установленный срок.
По данным основаниям административный истец просит суд восстановить пропущенный срок подачи административного иска в суд и взыскать с Ерусланкиной И.С. в доход бюджета Республики Мордовия недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 694 руб., пени в связи с неуплатой транспортного налога за 2017 год в размере 23 руб. 89 коп., по транспортному налогу за 2018 года в размере 1 694 руб., пени в связи с неуплатой транспортного налога за 2018 год в размере 19 руб. 95 коп., по налогу на имущество за 2017 год в размере 54 руб., соответствующие пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 0 руб. 77 коп., по налогу на имущество за 2018 год в размере 39 руб., соответствующие пени по налогу на имущество за 2018 год в размере 0 руб.46 коп., а всего в размере 3 526 руб. 07 коп.
В судебное заседание представитель административного истца – ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление начальника правового отдела ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска Лапшиной Е.В. о рассмотрении дела без участия представителя Инспекции.
В судебное заседание административный ответчик Ерусланкина И.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31 мая 2005 г. N 6-П, определение от 16 апреля 2009 г. N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответчики с пунктами 1 и 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 КАС Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу требований статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино - место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
По пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Ерусланкина И.С. в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговый период 2017, 2018 гг. являлась плательщиком транспортного налога, поскольку согласно сведениям, предоставленных органами осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, на нее до 05 марта 2019 года было зарегистрировано транспортное средство, являющееся объектом налогообложения, - автомобиль LADA 219020 GRANTA, 2013 года выпуска, г.р.з. <..>, 98 л.с.
Также в соответствии со статьями 400, 401 НК Российской Федерации в налоговой период 2017, 2018 гг. и по настоящее время Ерусланкина И.С. является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как имеет в собственности объект налогообложения: квартиру (1/5 доля), расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый <..>.
Налогоплательщик не уплатил своевременно транспортный налог за 2017, 2018 гг. и налог на имущество физических лиц за 2017, 2018 гг.
В связи с нарушением налогоплательщиком срока уплаты налога налоговым органом на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени.
В соответствии с пунктами 2-3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление направляется плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а так же срок уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налогоплательщику Ерусланкиной И.С. в установленные налоговым законодательством сроки направлялись налоговые уведомления № 43976944 от 28 августа 2018 года, № 21627191 от 15 августа 2019 года об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 и 2018 г.г.
Судом установлено, что в установленный срок (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом) транспортный налог и налог на имущество Ерусланкиной И.С. уплачен не был.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с неуплатой обязательных платежей и санкций Ерусланкиной И.С. направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 5094 от 28 января 2019 года со сроком исполнения до 25 марта 2019 года, №5394 от 28 января 2020 года со сроком исполнения до 24 марта 2020 года, в которых предложено добровольно уплатить сумму задолженности. Однако требования исполнены не были.
До настоящего времени за административным ответчиком Ерусланкиной И.С. числится недоимка по обязательным платежам и санкциям в размере 3 526 руб. 07 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Расчет недоимки по налогу на имущество, по транспортному налогу представленный административным истцом, проверен судом и является верным.
Представленный административным истцом расчет пени судом также проверен, который является верным, соответствует периодам, суммам и видам недоимки, произведен на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Все суммы пени включены в требования, их начисление подтверждается представленными доказательствами – требованиями, карточкой «Расчета с бюджетом».
Доказательств исполнения требований административного истца об уплате недоимки административным ответчиком суду не представлено.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска в установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок, обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ерусланкиной И.С. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество за 2017, 2018 гг., пени, всего в размере 3 526 руб. 07 коп.
11 июня 2020 года мировым судьей судебного участка № 5 Октябрьского района г.Саранска вынесен судебный приказ о взыскании с Ерусланкиной И.С. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество за 2017, 2018 гг., пени, а всего в размере 3 526 руб. 07 коп.
11 марта 2021 года судебный приказ отменен на основании возражений Ерусланкиной И.С., то есть обратиться в суд с административным иском налоговый орган был вправе до 11 сентября 2021 года.
В суд ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска обратилась с административным иском лишь 15 ноября 2021 года.
Таким образом, учитывая положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 КАС Российской Федерации, административным истцом пропущен предусмотренный законом срок для обращения в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
На основании статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 КАС Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления, в обоснование указано о том, что копия определения об отмене судебного приказа от 11 марта 2021 года инспекцией получена лишь 06 октября 2021 года.
Согласно материалам дела, копия определения мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г.Саранска от 11 марта 2021 года действительно получена представителем ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска 06 октября 2021 года. Иного документа, подтверждающего получение ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска копии определения мирового судьи ранее указанной даты, материалы дела не содержат.
По смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа, при этом, сведения о том, когда налоговый орган узнал о наличии определения мирового судьи об отмене судебного приказа, сами по себе, не изменяют порядок начала исчисления названного срока. Между тем, получение копии указанного определения за пределами установленных сроков, может служить основанием для восстановления пропущенного срока на обращение в суд в случае наличия соответствующего ходатайства.
С учетом фактических обстоятельств дела, приведенных налоговым органом документальных доказательств, обосновывающих пропуск срока, суд считает, что ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления подлежит удовлетворению, в связи с чем, восстанавливает ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска срок на обращения в суд с административным иском.
При таких обстоятельствах, административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций является законным и так же подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец, освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика Ерусланкиной И.С. в доход бюджета городского округа Саранск в соответствии с требованиями продпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска к Ерусланкиной Ирине Сергеевне о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 3 526 руб. 07 коп. удовлетворить.
Взыскать с Ерусланкиной Ирины Сергеевны, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 694 руб., пени в связи с неуплатой транспортного налога за 2017 год в размере 23 руб. 89 коп., по транспортному налогу за 2018 года в размере 1 694 руб., пени в связи с неуплатой транспортного налога за 2018 год в размере 19 руб. 95 коп., по налогу на имущество за 2017 год в размере 54 руб., соответствующие пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 0 руб. 77 коп., по налогу на имущество за 2018 год в размере 39 руб., соответствующие пени по налогу на имущество за 2018 год в размере 0 руб.46 коп., а всего в размере 3 526 (три тысячи пятьсот двадцать шесть) руб. 07 коп.
Взыскать с Ерусланкиной Ирины Сергеевны, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Ю.Куринова
Мотивированное решение суда
составлено 28 декабря 2021 года.
Судья Л.Ю.Куринова