Дело № 2-3977/2022
УИД: 03RS0004-01-2022-002366-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2022 года г. Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Романовой Ю.Б.,
при секретаре судебного заседания Ульянкиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора Ленинского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц, учащихся образовательного учреждения и их законных представителей к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц, учащихся образовательного учреждения и их законных представителей обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования,
В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой района во исполнение п. 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности детей в образовательных организациях, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Проверкой реализации мероприятий антитеррористической безопасности воспитанников, сотрудников МАДОУ «Детский сад №» установлено, что в нарушение п. 28 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1421, должностными лицами организации не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны.
Так, согласно паспорту безопасности МАДОУ «Детский сад №» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 присвоена 3 категория опасности.
Между тем, должностными лицами МАДОУ «Детский сад №» охрана объекта не обеспечена в полной мере, договор на оказание охранных услуг в дневное время не заключен.
На основании изложенного, Заместитель прокурора Ленинского района г. Уфы просит суд обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а именно, принять меры по заключению договора охраны со специализированной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти во время нахождения обучающихся в указанном образовательном учреждении; обязать Управление образования Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан и Администрацию городского округа <адрес> выделить денежные средства на заключение договора круглосуточной охраны Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» городского округа <адрес> Республики Башкортостан.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены должным образом, причина неявки неизвестна.
Суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Частью 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2011 № МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» руководителям образовательных организаций предписывалось незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Как следует из материалов дела, что Прокуратурой района во исполнение п. 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности детей в образовательных организациях, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Проверкой реализации мероприятий антитеррористической безопасности воспитанников, сотрудников МАДОУ «Детский сад №» установлено, что в нарушение п. 28 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1421, должностными лицами организации не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны.
Так, согласно паспорту безопасности МАДОУ «Детский сад №» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 присвоена 3 категория опасности.
Между тем, должностными лицами МАДОУ «Детский сад №» охрана объекта не обеспечена в полной мере, договор на оказание охранных услуг в дневное время не заключен.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с п. 2.2 устава предметом деятельности МАДОУ «Детский сад №» является оказание услуг (выполнение работ) по реализации полномочий городского округа город Уфа Республики Башкортостан в сфере образования. Учреждение обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками по достижении детьми возраста двух месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1421 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с п. 16 Требований с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения установлены категории опасности объектов.
Согласно пп. «в» п. 16 Требований к третьей категории опасности относятся объекты, в результате террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 50 человек.
В соответствии с п. 28 Требований независимо от присвоенной объекту категории опасности на объектах образования осуществляются следующие мероприятия: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием, организация круглосуточной охраны, периодический обход и осмотр объектов, потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории).
Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МАДОУ «Детский сад №» и Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «Арслан» заключен гражданско-правовой договор № на оказание охранных услуг.
Техническим заданием в приложении № к договору определены часы охраны объекта с 19:00 до 07:00 в рабочие дни, круглосуточно в выходные и праздничные дни.
Обеспечение в образовательной организации внутриобъектового и пропускного режима исключительно в вечернее время, т.е. в период отсутствия обучающихся, существенно снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения в период нахождения в нем несовершеннолетних, как следствие, создает условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних учащихся, что является недопустимым.
Таким образом, организация охраны объекта не соответствует требованиям законодательства, фактически охрана осуществляется только ночью, т.е. днем в период нахождения детей в МАДОУ «Детский сад №» физическая охрана объекта не осуществляется. Непринятие образовательным учреждение мер по обеспечению охраны обучающихся в дневное время создает угрозу посягательства на права и законные интересы несовершеннолетних.
Проведенной прокуратурой района проверкой фактического устранения нарушений установлено, что до настоящего времени нарушения не устранены, меры по обеспечению антитеррористической безопасности образовательного учреждения во время пребывания обучающихся в образовательном учреждении не приняты.
Согласно Уставу МАДОУ Детский Сад № учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Уфа, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляет Управление образования Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно п. 7.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Заместителя прокурора Ленинского района г. Уфы.
При таких обстоятельствах, исковые требования Заместителя прокурора Ленинского района г. Уфы к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Заместителя прокурора Ленинского района г. Уфы, удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» городского округа г. Уфы устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а именно, принять меры по заключению договора охраны со специализированной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти во время нахождения обучающихся в указанном образовательном учреждении.
Обязать Управление образования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и Администрацию городского округа г. Уфы выделить денежные средства на заключение договора круглосуточной охраны Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» городского округа г. Уфа.
Предоставить муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» городского округа г. Уфы отсрочку исполнения решения Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан.
Судья Ю.Б. Романова