Решение по делу № 2-2117/2019 от 25.12.2018

                                Гражданское дело №2-2117/2019

24RS0056-01-2018-009110-79

            копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2019 года                                                     г.Красноярск

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

Председательствующего судьи              Полянской Е.Н.

При секретаре                                          Олиной А.А.

С участием истца                                    Ребровой Т.С.

представителей ответчика                      Афанасьевой А.А., Чебышевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Реброва Т.С. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Красноярского края» о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

    Реброва Т.С. обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», мотивировав требования тем, что ее супруг Рудик В.Г. являлся инвалидом 1 группы вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получал пенсию по линии Министерства обороны РФ. ДД.ММ.ГГГГ Рудик В.Г. умер.

Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19.07.2017 установлен факт нахождения истицы на иждивении супруга.

25.08.2017 Реброва Т.С. обратилась в военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца и ежемесячной денежной компенсации в соответствии с ч.2 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1.

    31.08.2017 ответчик направил ее заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации в УСЗН администрации Октябрьского района г. Красноярска. Так же истцу был направлен ответ об отказе в назначении пенсии по потере кормилица, по вопросу назначения денежной компенсации возмещения вреда здоровью разъяснено о необходимости обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства.

30.10.2017 УСЗН администрации района направило истцу разъяснение о том, что ее муж получал пенсию и выплату в возмещение вреда здоровью от военного комиссариата Красноярского края, поэтому и все выплаты она должна получать от указанного учреждения.

Решением федерального межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ установлена причинная связь смерти Рудика В.Г. с воздействием радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

    Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 01.03.2018 на ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» возложена обязанность выплачивать истцу пенсию по потере кормильца с момента подачи заявления- с 25.08.2017. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 30.05.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

    20.06.2018 по требованию работника военного комиссариата истица повторно написала заявление о назначении ей ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью 2 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, и указанная компенсация была ей назначена с 20.06.2018, то есть с момента повторного принятия заявления. Между тем, истец считает, что имеет право на получение указанной выплаты с даты первоначального обращения.

Просит взыскать в свою пользу задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 25.08.2017 по 19.06.2018 согласно представленного расчета в размере 101 342,45 руб.

В судебном заседании истица Реброва Т.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что заявление на назначение выплаты возмещения вреда здоровью она направляла по почте, так как в военном комиссариате его не хотели принимать, к заявлению приложила все документы, которые были необходимы. Документы вместе с ее заявлением были перенаправлены в УСЗН, однако там в назначении компенсации отказали, ссылаясь на то, что ее платить должен ответчик.

    Представители ответчика Чебышева М.Д., Афанасьева А.А., действующие на основании доверенностей от 09.01.2018, исковые требования не признали, поддержали доводы письменного отзыва, в котором указали, что для назначения и выплаты компенсации возмещения вреда здоровью, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 от Министерства обороны РФ, необходимым условием является получение пенсии по линии Министерства обороны РФ.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 №607, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 6 Постановления.

     Заявление Ребровой Т.С. от 25.07.2017 о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью представлено в период отсутствия у нее права на получение данной выплаты от Министерства обороны РФ, так как она не являлась получателем пенсии. Кроме того, заявление истца было представлено без приложения необходимых документов. Поскольку решением Центрального районного суда г. Красноярска от 01.03.2018, вступившим в законную силу 30.05.2018, на военный комиссариат Красноярского края возложена обязанность назначить истцу пенсию по случаю потери кормильца от Министерства обороны РФ, с этого момента, по мнению ответчика, у истца возникло право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью от МО РФ.

Вследствие чего заявление истца 20.06.2018 было принято с приложением всех необходимых документов, и с этой же даты назначена спорная компенсация.      Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично в силу следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, супруг истицы Рудик В.Г. являлся инвалидом 1 группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ Рудик В.Г. умер.

Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19.07.2017 установлен факт нахождения Ребровой Т.С. на иждивении ее супруга Рудика В.Г.

25.08.2017 Реброва Т.С. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по потере кормильца, а так же назначении денежной компенсации по возмещению вреда здоровью

Сопроводительным письмом от 31.08.2018 заявление истца в части назначения выплаты компенсации возмещения вреда здоровью ответчиком направлено в УСЗН администрации Октябрьского района в г. Красноярске.

Одновременно истцу направлено разъяснение о необходимости обращения для получения данной выплаты в орган социальной защиты населения по месту жительства, так как она не является получателем пенсии Министерства обороны РФ.

    Управление социальной защиты населения 31.10.2017 направило истцу разъяснение о необходимости обращения для назначения выплаты возмещения вреда здоровью в военный комиссариат Красноярского края, поскольку ее супруг являлся получателем указанных выплат в возмещение вреда здоровью по линии Министерства обороны РФ.

    Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 01.03.2018 по гражданскому делу по иску Ребровой Т.С. к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о возложении обязанности по назначению пенсии, на ответчика возложена обязанность назначить Ребровой Т.С. пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 наряду с получением страховой пенсии по старости со дня обращения за пенсией 25.08.2017. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30.05.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.

    Как установлено статьей 8 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию..

    Согласно пункту 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, (к числу которых отнесены инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих), гарантируется

ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам I группы - 5 000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. (часть 2 )

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3).

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 15 части 1 настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье (часть 4).

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Пунктом 4 названного Порядка установлено, что выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.

В случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам осуществляется органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.

Пунктом 6 указанного Порядка (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам представляются установленный перечень документов: заявление о выплате денежной компенсации; копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о смерти кормильца; справка о составе семьи; документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев.

Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. (пункт 7 Порядка).

    Статьей 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 установлено, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 N 542 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно пункту 6 Правил, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим …. пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти …подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Из совокупности приведенных норм следует, что право членов семьи умерших инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, предусмотренной пунктом 15 части 1 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 производно от права самих инвалидов, и назначение этих компенсаций членами семьи осуществляется теми же органами и в том же порядке, что и самим инвалидам.

При этом, вопреки утверждениям стороны ответчика, из приведенных положений законодательства, в том числе пункта 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2005 №542 не следует, что право на получение указанных выплат по линии федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, возникает только у лиц, являющихся получателями пенсии от этих органов.

Принимая во внимание, что супруг истицы являлся получателем компенсации в возмещение вреда здоровью по линии Министерства обороны РФ, истица обоснованно обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей спорной компенсации, и она подлежала назначению с даты подачи заявления- с 25.08.2017.

Доводы представителей ответчика о том, что необходимым условием для назначения истцу спорной выплаты являлось назначение пенсии от Министерства обороны РФ основаны на неверном толковании действующего законодательства и не принимаются судом, поскольку приведенным выше нормативным регулированием такое условие для назначения спорных выплат не предусмотрено.

Более того, вступившим в законную силу решением суда установлено право истца на получение пенсии по случаю потери кормильца от Министерства обороны РФ с даты первоначального обращения- 25.08.2017, и доводы ответчика о возникновении у истца права на компенсацию в возмещение вреда здоровью с даты вступления этого решения суда в законную силу безосновательны.

Доводы представителей ответчика о том, что истцом не был представлен необходимый перечень документов для назначения компенсации, суд не может принять во внимание. Утверждения истца о том, что ею был направлен необходимый пакет документов, не опровергнуты. Из письма ответчика по результатам рассмотрения заявления истца от 31.08.2017, не следует, что истцу было отказано в назначении компенсации возмещения вреда здоровью в связи с непредставлением документов и не разъяснено о необходимости их предоставления, истцу было указано на необходимость обратиться в другой орган.

Принимая во внимание, что право истца на получение компенсации возмещения вреда здоровью возникло с 25.08.2017, а выплаты ответчиком начали производиться с 20.06.2018, суд считает необходимым взыскать в пользу истца задолженность по указанным выплатам за период с 25.08.2017 по 19.06.2018.

Размер компенсации (с учётом индексаций в соответствии со ст.5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1) для инвалидов первой группы на 01.01.2015 составлял 16 338,24 руб., с 01.02.2017- 18 425,94 руб.(16 338,24 руб. х1,07х1,054); с 01.02.2018-18 886,59 руб. (18 425,94руб,х 1,025).

Истец являлась единственным иждивенцем, поэтому на ее долю приходилась ?часть, с 25.08.2017 -9212,97 руб., с 01.02.2018-9443,3 руб.

Соответственно, размер задолженности составляет:

с 25.08.2017 по 31.08.2017- 9212,97 руб./31 день х7 дней= 2080,35 руб.;

с 01.09.2017 по 31.01.2018- 9212,97 руб.х5 мес.= 46064,85 руб.

с 01.02.2018 по 31.05.2018- 9443,3 руб.х 4 мес.=37773,20 руб.

с 01.06.2018 по 19.06.2018-9443,3 руб./30 днх19 дн=5980,75 руб., а всего 91 899,15 руб.

Расчет истца содержит арифметические ошибки, в связи с чем оснований для взыскания задолженности по компенсации в заявленном размере- 101 34,45 руб. суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Реброва Т.С. с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Красноярского края» за счет средств федерального бюджета, выделяемых на выплату возмещения вреда здоровью граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации за период с 25 августа 2017года по 19 июня 2018 года в размере 91 899,15 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца

со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий        /подпись/                Е.Н. Полянская

Копия верна. Судья                        Е.Н. Полянская

2-2117/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Реброва Татьяна Степановна
Ответчики
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Красноярского края"
Другие
Управление социальной защиты населения Администрации Железнодорожного района г.Красноярска
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
21.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2020Передача материалов судье
21.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее