Судья Багдасарян Г.В. дело № 33-19023/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2019г. г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниенко Г.Ф.
судей Шамрай М.С., Юрченко Т.В.
при секретаре Иванкович В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №22754/2019 по иску Громова Евгения Владимировича к ФГКУ «Управление Южного округа войск национальной гвардии РФ», 3-е лицо: ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым по г.Евпатория», о признании решения незаконным, признании ветераном боевых действий, обязании выдать удостоверение «ветеран боевых действий», по апелляционной жалобе Громова Евгения Владимировича на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 22 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Громов Е.В. обратился в суд с иском к ФГКУ «Управление Южного округа войск национальной гвардии РФ» о признании незаконным и отмене решения комиссии Южного округа войск национальной гвардии по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 06.05.2019г. об отказе Громову Е.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», признании «ветераном боевых действий» и обязании ответчика выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий» установленного образца.
В обоснование заявленных требований указал, что он с 28.11.1990г. по 06.11.1992г. проходил действительную срочную воинскую службу во внутренних войсках МВД СССР, а с конца 1991 года, после распада СССР, во внутренних войсках России. В настоящее время состоит на воинском учете в ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым по г.Евпатория».
Истец указал, что проходил службу на территории Закавказского военного округа в разведывательном взводе подразделения специального назначения (спецназ) внутренних войск и принимал непосредственное участие в боевых действиях на территории Республики Армения и Грузинской АССР в 1991-1992 годах, то есть проходил военную службу на территории другого государства по направлению органов государственной власти СССР, что подтверждено данными военного билета, архивной справкой №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 16.04.2015г., выданной Центральным архивом внутренних войск. Обстоятельства гражданского вооруженного конфликта в г.Тбилиси в декабре 1991г. – январе 1992г. являются общеизвестными и в доказывании не нуждаются.
Кроме того, приказами командира в/ч 3646 от 22.03.1991г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от 08.05.1991г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН подтверждено направление его в служебную командировку в г.Горис в период с 22.03.1991г. по 08.05.1991г. для выполнения служебно-боевого задания. Доказательством служит и архивная справка ФКУ «Российский государственный военный архив» от 07.02.2013г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданная ФИО13, с которым истец проходил службу в одной воинской части 3646, согласно которой в течение 1-го полугодия 1991г. личный состав полка выполнял служебно-боевые задачи в условиях обостренной политической борьбы между различными политическими и неформальными организациями вооруженных бандформирований на территории Республики Армения. ФИО13. присвоен статус «участника боевых действий» (Постановление Окружного Административного суда Автономной Республики Крым от 09.04.2013г.).
С целью реализации права на присвоение статуса «ветеран боевых действий» Громов Е.В. обратился с заявлением в Управление Южного округа войск национальной гвардии РФ, однако решением Комиссии Южного округа войск национальной гвардии по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 06.05.2019г. ему было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку из представленных документов следует, что истец не принимал участия в войнах и конфликтах, указанных в Приложении к Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Истец считает решение незаконным, так как представленные доказательства являются надлежащими и достаточными, подтверждающими его фактическое участие в выполнении соответствующих задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Громов Е.В. просил суд признать незаконным и отменить решение комиссии Южного округа войск национальной гвардии от 06.05.2019, оформленное протоколом №4 об отказе в выдаче удостоверения «ветеран боевых действий», признать его «ветераном боевых действий» и обязать ответчика выдать соответствующее удостоверение.
Решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 22 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований Громову Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе Громов Е.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Приводя обстоятельства прохождения им срочной военной службы в 1990-1992 годах, и указывая на документы, которые подтверждают эти обстоятельства, апеллянт считает, что выводы суда не соответствуют материалам дела, поскольку в регионе прохождения им воинской службы велись боевые действия между незаконными вооруженными формированиями, но судом к учету данное обстоятельство не было принято.
Апеллянт указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, подробно излагая положения Указа Президента СССР от 25.07.1990г. №373 «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения»; Указа Президиума ВС СССР от 15.01.1990г. №1060-1 «Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых других районах»; Закона СССР от 03.04.1990г. №1407-1 «О правовом режиме чрезвычайного положения». В оспариваемом решении не дана правовая оценка прохождения истцом воинской службы в в/ч 3646, дислоцированной в г.Ереван Республики Армения, из которой он направлялся в служебную командировку для выполнения служебно-боевого задания в г.Горис Республики Армения, не соотнесено, что в данном районе и в данный момент был введен режим чрезвычайной ситуации и фактически велись боевые действия.
На момент прохождения истцом воинской службы и участия в боевых действиях Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, утв.приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012г., на который ссылается суд, не был принят и указанные в нем требования на истца распространяться не должны.
Кроме того, в Федеральном законе «О ветеранах» нет юридического термина «непосредственное участие в боевых действиях», а есть понятие «лица, принимавшие участие в боевых действиях» (п.п. 1 п.1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах»). Военную службу истец проходил в боевом подразделении специального назначения внутренних войск, а отсутствие четкого правового регулирования и разъяснений спорного вопроса в силу положений ст.ст. 17019 Конституции РФ не может лишать гражданина Российской Федерации соответствующих прав.
Полагает, что представленные в материалы дела доказательства являются надлежащими и достаточными, подтверждающими фактическое участие истца в боевых действиях при выполнении соответствующих задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
В заседании суда апелляционной инстанции Громов Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, извещённых о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела расписка (л.д.138) и уведомление.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Громов Е.В. проходил срочную военную службу с 28.11.1990г. по 06.11.1992г.
Как видно из представленной суду копии военного билета серии НО №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданного Евпаторийским городским военным комиссариатом Крымской области 25.11.1990г., Громов Е.В. был зачислен в/ч №3646 приказом №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.12.1990г. (л.д.25).
Из учетно-послужной карточки к военному билету серии НО №4306447 следует, что приказом №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.12.1991г. Громов Е.В. направлен в в/ч №3405 (г.Тбилиси) для дальнейшего прохождения службы. Приказом №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.11.1992г. истец уволен в запас в связи с окончанием срока службы (л.д.28-29).
Согласно архивной справке Центрального архива внутренних войск МВД России от 16.04.2015г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН приказом командира в/ч №3219 (г.Тбилиси) от 28.12.1991г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Громов Е.В. зачислен в списки личного состава части и назначен вр.и.о. инструктора группы специальной разведки взвода разведки учебной роты специального назначения. Приказом командира в/ч №3219 от 06.11.1992г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН командир отделения учебной роты специального назначения младший сержант Громов Е.В., уволенный в запас по окончании срока службы, исключен из списков личного состава части и направлен на воинский учет в Евпаторийский ГВК Крымской области в связи с увольнением в запас по окончании срока службы (л.д.31).
Как следует из архивной справки ФКУ «Российский государственный военный архив» от 21.05.2015г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в книге учета личного состава в/ч №3646, осени 1990 года призыва значится рядовой, впоследствии младший сержант разведывательного взвода Громов Е.В., который приказом №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.12.1990г. для дальнейшего прохождения службы направлен в в/ч №3405 (г.Тбилиси). Приказом командира той же в/ч №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.03.1991г., г.Ереван, Громов Е.В. полагается убывшим в служебную командировку для выполнения служебного боевого задания в Горис. Приказом командира той же в/ч №109 от 08.05.1991 Громов Е.В. полагается прибывшим из служебной командировки (л.д. 32-33).
Согласно выписке из протокола №4 заседания комиссии Южного военного округа войск национальной гвардии по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 06.05.2019г. комиссией принято решение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий младшему сержанту запаса Громову Евгению Владимировичу – бывшему военнослужащему войсковой части 3219. Основание: в Приложении к Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» указан Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, за участие в которых граждане Российской Федерации имеют право на получение удостоверения ветерана боевых действий. Как видно из представленных документов, Громов Е.В. участия в войнах и конфликтах, указанных в Приложении к Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», не принимал (л.д.18-19).
О решении комиссии Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 06.05.2019г. (протокол №4) об отказе в выдаче Громову Е.В. удостоверения «ветеран боевых действий» истцу сообщено письмом №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.05.2019г., в котором указано, что основанием отказа в выдаче удостоверения явился тот факт, что Громов Е.В. не принимал участие в войнах и конфликтах, указанных в Приложении к Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (л.д.20).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт непосредственного участия истца в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени, установленных Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Согласно пп.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах») к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в абз. 2 п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.11.2011 г. № 24П, для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 данной статьи и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в Приложении к Федеральному закону «О ветеранах».
В разделе III Приложения к Федеральному закону «О ветеранах» к ветеранам отнесены, в том числе лица, выполнявшие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
В Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации не указаны периоды ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации на территории Грузинской АССР (Республики Грузия), а также на территории Армении в указанный истцом период (в 1991-1992 годах).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения является наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к Федеральному закону «О ветеранах») и наличие документов подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях (выполнении задач).
Судом первой инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих об участии истца в обусловленных законом действиях в (на) определенных территориях в определенные периоды, а потому в удовлетворении иска обоснованно отказано.
При этом следует иметь в виду, что в данном случае не имеется аналогии закона или права, а аналогии нормативно-правовых актов действующее законодательство не предусматривает. Само по себе участие в выполнении задач, без учета периода ведения боевых действий, установленного законом, не может являться основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Представленным истцом доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам статей 55, 56, 67 ГПК РФ, и на основе их всестороннего и полного анализа сделан правильный вывод об отсутствии допустимых, относимых и в совокупности достаточных доказательств непосредственного участия истца в боевых действиях.
Судебная коллегия соглашается с этим выводом суда, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Ссылка в апелляционной жалобе на представленные суду документы, как на достаточные доказательства по делу, является несостоятельной, так как указанные документы не подтверждают выполнение истцом задач в период конфликта, установленный в разделе III Приложения к Федеральному закону «О ветеранах».
Суд первой инстанции обоснованно отклонил представленные истцом архивные справки ФКУ «Российский государственный военный архив» в отношении ФИО13., ФИО16., ФИО17., ФИО18., согласно которым указанные лица, проходившие службу в той же в/ч, что и истец, принимали участие в боевых действиях, что, по мнению истца, свидетельствует о непосредственном участии и самого истца в военных действиях, поскольку данные документы не свидетельствуют об аналогичных особенностях прохождения военной службы самим Громовым Е.В. и не могут служить доказательством его непосредственного участия в боевых действиях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно применен Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012г., не являются основанием для отмены решения суда, поскольку суд ссылается не только на указанный приказ Министра обороны РФ, утративший силу в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 29.09.2017г. № 595, но и на Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 г. № 595.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Министерством обороны Российской Федерации выдача удостоверений осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 г. № 595 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка в Министерстве обороны Российской Федерации выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно п. 8 Порядка вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 х 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определенной процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» не любое участие военнослужащих в боевых действиях или выполнение задач в зонах вооруженных конфликтов предоставляет право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», а лишь участие на определенных территориях и в определенный период времени в соответствии с Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об участии истца в обусловленных законом действиях в (на) определенных территориях в определенные периоды, а потому в удовлетворении иска обоснованно отказано.
Доводы апелляционной жалобы Громова Е.В. сводятся к повторному изложению его позиции, изложенной в суде первой инстанции, которая надлежащим образом исследовалась и оценивалась судом и правильно признана несостоятельной, выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств, направлены на переоценку правильных выводов суда и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат, вышеизложенных выводов суда не опровергают и не влияют на правильность принятого судом решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 22 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Громова Евгения Владимировича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.12.2019г.