Решение по делу № 2-962/2018 от 30.11.2017

Дело № 2-962/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    город Красноярск                                                                                     21 февраля 2018 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Потылицына А.В.,

при секретаре Михайлиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой А.Н., Гетьман Ю.Н., Гетьман А.А., Емельяновой Е.Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о возложении обязанности снять квартиры с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Федорова А.Н., Гетьман Ю.Н., Гетьман А.А., Емельянова Е.Б. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, в котором просят обязать ответчика снять с кадастрового учета квартиры <адрес>.

Требования мотивированы тем, что Федорова А.Н., Гетьман Ю.Н., Гетьман А.А. являются собственниками ? доли (по 1/6 доли каждый) в праве собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> В 2011 г. между Федоровой А.Н., Гетьман Ю.Н., Гетьман А.А. и иным собственником ? доли в праве собственности на дом и земельный участок по указанному адресу Деревянкиным Б.А. было достигнуто соглашение об оформлении отдельных квартир в данном жилом доме. В связи с чем, 13.01.2011 г. на кадастровый учет были поставлены две квартиры: квартира , с кадастровым номером , и квартира с кадастровым номером в доме <адрес>. Однако жилой дом по указанному адресу как единый объект недвижимого имущества не был снят с кадастрового учета, право общей долевой собственности на дом не прекращено. С 2016 г. собственником ? доли вместо Деревянкина Б.А. является Емельянова Е.Б. Собственники обращались к ответчику с заявлениями о снятии с кадастрового учета указанных квартир, но им было отказано. В настоящее время истцы желают продать, принадлежащие им доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок, однако сложившаяся ситуация когда в жилом доме на кадастровом учете поставлены две квартиры противоречит действующему законодательству и препятствует осуществлению прав собственности в полном объеме.

В судебном заседании истцы Гетьман Ю.Н., Гетьман А.А., Федорова А.Н., представитель истца Федоровой А.Н. – Третьякова Т.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Кувшинова М.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, представила возражения на исковое заявление, согласно которым Управление является ненадлежащим ответчиком, так как не является субъектом материальных отношений, спор о праве между истцами и Управлением отсутствует. Поскольку какие-либо действия ответчика истцами не оспариваются, оснований для возложения обязанности совершить учетные действия при отсутствии со стороны Управления нарушения прав истцов не обоснованы.

Истец Емельянова Е.Б., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Кукарцева Р.Н., Хребтов И.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены должным образом, об уважительной причине неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 3 Федерального закона т 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 5 ст. 14 Федерального закона т 13.07.2015 N 218-ФЗ

"О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется: в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

В соответствии с п. 2 ч.4 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу ч.ч. 1 и 3 ст. 23 Федерального закона т 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено. Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

На основании ч.7 ст.40 Федерального закона т 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении.

В силу пп.5,7 ч.1 ст.26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

В соответствии со ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 12 ст. 29 Федерального закона т 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации и ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 7 статьи 41 Федерального закона т 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения х граждан") не допускаются.

Согласно с ч.ч. 3 и 4 ст. 61 Федерального закона т 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Частью 1 статьи 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что 24.12.2010г. на государственный кадастровый учет поставлен жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. <адрес>, собственниками которого являются Федорова А.Н., Гетьман Ю.Н., Гетьман А.А. по 1/6 доле каждый, Емельянова Е.Б. в ? доле, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (л.д.8-13), договором купли-продажи жилого дома от 18.09.2003 г. (л.д.17), выпиской из ЕГРН (л.д.16-17,31-33), свидетельством о праве на наследство по закону (л.д.123).

13.01.2011 г. на государственный кадастровый учет поставлены квартиры и с кадастровыми номерами и соответственно, расположенные в указанном жилом, право собственности на квартиры не зарегистрировано, о чем свидетельствует уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений (л.д.18), выписки из ЕГРН (л.д.19-20, 31-33).

Федорова А.Н., Гетьман Ю.Н., Гетьман А.А., Емельянова Е.Б. 10.08.2017 г. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета квартиры в доме <адрес>, что подтверждается заявлением от 10.08.2017 г. (л.д.152-155), распиской о получении документов (л.д.156-157).

В качестве документа, подтверждающего необходимость снятия квартиры с кадастрового учета истцами представлен ответчику Акт обследования от          08.08.2017 г., из которого следует, что в результате пожара, произошедшего в 2014 году о чем составлен Акт о пожаре от 13.12.2014 г., жилое помещение, , находящееся в здании с кадастровым номером расположенном по адресу: г<адрес> прекратило свое существование в результате сноса (демонтажа), проведенного по инициативе собственников земельного участка и здания, в пределах которого расположены помещения, в связи с непригодным состоянием после пожара и обвала перегородок (л.д.164-166), а также Акт о пожаре от 13.12.2014 г. (л.д. 159-160).

Осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета 14.09.2017 г. было приостановлено по основаниям, изложенным в п.п. 5, 7, ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, по причине не соответствия актов обследования п. 2 требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015г. № 861, а именно из-за отсутствия в разделе «Заключение кадастрового инженера» информации о том, что помещение прекратило свое существование в связи с гибелью или уничтожением здания, в котором помещение было расположено, гибелью или уничтожением части здания, в пределах которой, такое помещение было расположено. Кроме того, в результате анализа представленного Акта о пожаре от 13.12.2014 г. государственным регистратором установлено, что в результате пожара было уничтожено здание и два помещения, расположенные в нем. Заявителям разъяснено, право обратиться с заявлениями о снятии с кадастрового учета всего здания с кадастровым номером , права на которое зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, при этом помещения, расположенные в здании, будут сняты одновременно в соответствии с ч. 7 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ (л.д.167).

Поскольку, в течение срока приостановления государственного кадастрового учета, причины, послужившие основанием для приостановления, не были устранены, государственным регистратором на основании пп. 5, 7 ч. 1 ст. 26 и ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ 16.11.2017 г. принято решение об отказе в снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанного объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН (, 174-175).

Из объяснений в судебном заседании истцов Гетьман Ю.Н., Гетьман А.А., Федоровой А.Н., представителя ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю Кувшиновой М.В. следует, по аналогичным основаниям истцы в тот же день обратились к ответчику с заявлением о снятии с кадастрового учета квартиры с кадастровым номером , находящееся в здании с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>, представив аналогичные документы. Осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета 14.09.2017 г. было приостановлено, а 16.11.2017 г. в снятии квартиры с государственного кадастрового учета истцам было отказано по тем же основаниям, что также подтверждается уведомлениями об отказе «Снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН» от 16.11.2017 г. ( л.д. 21-22).

Из объяснений истцов Гетьман Ю.Н., Гетьман А.А., Федоровой А.Н. в судебном заседании следует, что указанные отказы в снятии квартир с государственного кадастрового учета является законным, поскольку принадлежащий им на праве общей долевой собственности жилой дом и квартиры в нем фактически в результате пожара не были уничтожены, а была только частично повреждена крыша дома и законодательством не урегулирован порядок снятия с государственного кадастрового учета помещений без одновременного снятия с государственного кадастрового учета здания в целом.

С заявлением о снятии квартир с государственного кадастрового учета по иным основаниям, с заявлениями о государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на жилой дом в целях его продажи, либо с какими – либо иными заявлениями истцы к ответчику не обращались, решение о приостановлении, либо об отказе в государственном кадастровом учете, либо государственной регистрации прав по иным основаниям ответчиком в отношении истцов не принималось.

Таким образом, поскольку истцами не заявлено требований о признании отказов в снятии квартир в принадлежащем им жилом доме с государственного кадастрового учета незаконными и не представлено доказательств оспаривания, либо нарушения ответчиком их прав, свобод и законных интересов, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования о возложении судом на ответчика обязанности снять с кадастрового учета квартиры в жилом доме, принадлежащем истцам на праве общей долевой собственности, удовлетворению не подлежит.

При этом, по мнению суда, истцы, полагая, что квартиры в принадлежащем им на праве собственности жилом доме поставлены на государственный кадастровый учет ошибочно в результате представления недостоверных сведений о технических характеристиках жилого дома и фактически их жилой дом многоквартирным не является в соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 61 Федерального закона т 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не лишены возможности, представив соответствующие доказательства, обратиться к ответчику с заявлением, либо в суд с иском об исправлении реестровой ошибки, в результате которой данные квартиры были ошибочно поставлены на кадастровый учет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Федоровой А.Н., Гетьман Ю.Н., Гетьман А.А., Емельяновой Е.Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о возложении обязанности снять квартиры с кадастрового учета оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной    форме.

Председательствующий                                                                       А.В. Потылицын

2-962/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гетьман Юрий Николаевич
Гетьман А.А.
Гетьман Ю.Н.
Гетьман Анна Анатольевна
Федорова А.Н.
Емельянова Е.Б.
Федорова Алёна Николаевна
Емельянова Елена Борисовна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
lenins.krk.sudrf.ru
30.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2017Передача материалов судье
05.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.01.2018Предварительное судебное заседание
21.02.2018Судебное заседание
26.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.05.2020Предварительное судебное заседание
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Дело оформлено
11.05.2020Дело передано в архив
21.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее