УИД 89RS0003-01-2023-000694-13
№88-5363/2024
Мотивированное определение изготовлено 16 апреля 2024 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 27 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А.
Судей Сапрыкиной Н.И., Коренева А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-742/2023 по иску территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе в интересах группы лиц, Чмарина Дениса Викторовича, Туроверова Евгения Владимировича, Бутиной Оксаны Николаевны, Хнечёва Алексея Андреевича, Сулаева Владимира Игоревича, Малика Валерия Сергеевича, Логиновой Елены Владимировны, Кожухарь Снежаны Николаевны, Уткова Антона Павловича, Скляренко Ольги Николаевны, Бутина Владимира Павловича, Инченко Инны Богдановны, Степанова Александра Николаевича, Чмариной Татьяны Гавриловны, Осипенко Григория Евгеньевича, Назарова Михаила Юрьевича, Хнычёвой Дарьи Валерьевны, Гайнуллина Эдуарда Вадимовича, Пастуховой Ирины Григорьевны, Желниной Юлии Михайловны, Котовой Марины Анатольевны к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о признании действий противоправными, возложении обязанности произвести работы по ремонту колодца-гасителя,
по кассационной жалобе акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе (далее TОУ Роспотребнадзора в Надымском районе, Роспотребнадзор) в интересах группы лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» (далее АО «Ямалкоммунэнерго») о признании действий противоправными, возложении обязанности произвести работы по ремонту колодца-гасителя.
В обоснование исковых требований указано, что в Надымский Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО поступили коллективные обращения жителей г.Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой на излитие сточных канализационных масс из колодца-гасителя, расположенного по адресу: между жилым домом №<данные изъяты> и ГСПК «<данные изъяты>», под автодорогой общего пользования, начиная с лета 2022 года. Периодичность выбросов достигает 1-2 раз в неделю. В летний и осенний периоды эти выбросы уходят под землю, оставляя неприятные запахи и отложения на дороге, что приводит к повышенной влажности и неприятным запахам в подвалах собственников гаражей ГСПК «<данные изъяты> в зимний период эти выбросы замерзают, образуя скользкую поверхность. Ответчик осуществляет деятельность по водоотведению хозяйственно-бытовых, талых и сточных вод в г. Надыме. Бездействие ответчика создает действующий очаг паразитарного загрязнения, угрозу распространения инфекционных заболеваний, поскольку нарушают требования СанПин 3.3686-21. Количество лиц, в интересах которых обращается истец – 21, все они являются жителями дома №<данные изъяты> и собственниками гаражей в ГСПК <данные изъяты> В ходе проведенной 27 января 2023 года выездной проверки установлен визуальный разлив содержимого колодца в объекты окружающей среды, над люком колодца была отмечена проталина, что свидетельствует о нарушении п.3384 СанПин 3.3686-21. Организацией, эксплуатирующей колодец-гаситель на участке канализационной сети по адресу: автомобильная дорога общего пользования, напротив гаража №№ между торцом дома №<данные изъяты> в г.Надыме Ямало-Ненецкого автономного округа, является АО «Ямалкоммунэнерго». Указанный участок сети водоотведения нуждается в ремонте и модернизации, однако АО «Ямалкоммунэнерго» никаких мер, направленных на обеспечение его нормального функционирования, не принимало. Таким образом, ответчик не выполняет обязанность по соблюдению санитарно - эпидемиологического законодательства, нарушая права и интересы определенной группы лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 октября 2023 года, исковые требования удовлетворены. Признаны противоправными действия АО «Ямалкоммунэнерго» в лице филиала в Надымском районе по нарушению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ненадлежащему водоотведению, в отношении группы лиц: Чмарина Д.В., Туроверова Е.В., Бутитной О.Н., Хнечева А.А., Сулаева В.И., Малика В.С., Логиновой Е.В., Кожухарь С.Н., Уткова А.П., Скляренко О.Н., Бутина В.П., Инченко И.Б., Степанова А.Н., Чмариной Т.Г., Осипенко Г.Е., Назарова М.Ю., Хнычевой Д.Г., Гайнуллина Э.В., Пастуховой Т.Г., Желниной Ю.М., Котовой М.А. На АО «Ямалкоммунэнерго» возложена обязанность произвести работы по ремонту колодца-гасителя на участке канализационной сети, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, автомобильная дорога общего пользования, напротив гаража №№ между торцом дома №<данные изъяты> в г.Надыме Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечив надлежащее водоотведение указанного канализационного колодца в течение 5 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.»
В кассационной жалобе АО «Ямалкоммунэнерго» просит об отмене судебных актов. В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку колодец на момент рассмотрения дела не находился в оперативном управлении ответчика, а также не был в собственности иного юридического лица, то обслуживание и содержание указанного объекта в силу закона возложено на администрацию муниципального образования Надымского района. С 17 августа 2022 года, с момента признания права муниципальной собственности на сеть канализации у ответчика отсутствует обязанность по содержанию данной сети.
TОУ Роспотребнадзора в Надымском районе в возражениях на кассационную жалобу указал на необоснованность изложенных в ней доводов, просил об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установив, что в соответствии с постановлением Администрации Надымского района от 01 сентября 2014 года №473, АО «Ямалкоммунэнерго», наделенным статусом гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения левобережной части территории г. Надым, за исключением п.СУ-934, аэропорта и промбазы, основным видом деятельности которого является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, а дополнительными видами деятельности – забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод, по акту приема передачи от 27 августа 2021 года принят от администрации Надымского района для осуществления эксплуатации до момента регистрации муниципального права собственности объект: канализационная сеть, расположенная по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым, площадка ТК «Северный гостиный двор», КНС до ТК 10/14, в которую входит и колодец-гаситель, расположенный на автомобильной дороге, расположенной между гаражным кооперативом «<данные изъяты>» по адресу: ЯНАО, г. Надым, 10 ЖК, трест «Надымдострой» и жилым домом № <данные изъяты> в г. Надыме, напротив гаража №№, из которого происходит разлив содержимого колодца (сточные воды) в объекты окружающей среды, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч.ч. 1, 5 ст.8, ч. 1 ст. 10, ч. 5 ст. 41 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 1 и ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № №, пришел к выводу, что у АО «Ямалкоммунэнерго» возникла обязанность по надлежащему обслуживанию и содержанию канализационной сети, в которую входит колодец-гаситель, с момента принятия данного объекта по акту приема-передачи, то есть с 27 августа 2021 года, а поскольку колодец –гаситель с 2021 года по настоящее время не функционирует надлежащим образом, что приводит к разливу канализационных стоков из него, влечёт нарушение прав жителей жилого дома № <данные изъяты> и собственников гаражей в ГСПК «<данные изъяты> перечисленных в исковом заявлении, на благоприятную окружающую среду и комфортные условия проживания, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека относится право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (ч.1 ст.41, ст.42 Конституции Российской Федерации)
Согласно ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, применяются положения Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.8 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно ч.5 ст.8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч.1 ст.10, ч.5 ст.41 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона № 416-ФЗ канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 2 Закона № 416-ФЗ объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктом 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации.
Установив, что канализационная сеть, расположенная по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, площадка ТК «Северный гостиный двор», КНС до ТК 10/14, составной частью которой является спорный колодец-гаситель, отвечавшая признакам безхозяйного имущества передана Администрацией Надымского района 27 августа 2021 года в эксплуатацию ответчику, который надлежащим образом обязанности по содержанию и ремонту колодца-гасителя не исполнял, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у ответчика обязанности по проведению технического обслуживания и ремонта указанного колодца.
Вопреки доводам кассационной жалобы, факт нахождения с 17 августа 2022 года спорного объекта в муниципальной собственности не освобождает АО «Ямалкоммунэнерго» от исполнения обязанности по ремонту колодца -гасителя, которая не была им не исполнена в период с 27 августа 2021 года до 16 августа 2022 года. Кроме того, как установлено судами по дополнительному соглашению №2 от 24 мая 2023 года к концессионному соглашению администрация Надымского района передала канализационную сеть, расположенную по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, площадка ТК «Северный гостиный двор», КНС до ТК 10/14, составной частью которой является спорный колодец-гаситель, АО «Ямалкоммунэнерго».
Кассационная жалоба не содержит ссылок, опровергающих выводы судебных инстанций, изложенная в ней позиция аналогична доводам, которые являлись предметом правильной правовой оценки судов и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, либо являющихся безусловным основанием для их отмены, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго»- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи