Решение по делу № 21-166/2019 от 21.02.2019

Судья Старцева Е.А. Дело № 21-166/2019

РЕШЕНИЕ

27 февраля 2019 года г. Сыктывкар

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Микушевой А.И., рассмотрев жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № <Номер обезличен> от 24.09.2018 и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 28.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»,

установил:

постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № <Номер обезличен> от 24.09.2018 ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Указанное постановление должностного лица административного органа было оспорено ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в Усинском городском суде Республики Коми в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ.

Судьей Усинского городского суда Республики Коми принято решение об оставлении оспариваемого постановления должностного лица без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Обществом поставлен вопрос об отмене принятых по делу постановления должностного лица надзорного органа и решения судьи ввиду их незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Роговой М.А., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, учитывая следующее.

Как следует из материалов дела, между Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми и ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» заключен договор аренды лесного участка земель лесного фонда № <Номер обезличен> от 07.06.2017 для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых: проведение сейсморазведочных работ МОГТ-ЗБ на ... площади общей площадью 991,8127 га.

Срок действия договора установлен с 01.07.2017 по 30.06.2018.

В соответствии с п. 12 (б) разд. III заключенного договора аренды № <Номер обезличен> от 07.06.2017 Арендатор принял на себя обязательства использовать лесной участок по назначению, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.

Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2018 № 188 «О начале в 2018 году пожароопасного сезона на территории Республики Коми» установлено начало пожароопасного сезона с 27.04.2018.

Согласно распоряжения № 71-р «О создании Рабочей комиссии по приемке-передаче рекультивированных (или ненарушенных) земель лесного земель сельскохозяйственного назначения и земель промышленности МО ГО «Усинск» в ГУ «Усинское лесничество» направлено письмо за номером № <Номер обезличен> от 02.07.2018 о том, что 05.07.2018 будет осуществлена приемка-передача (облет) земельного участка, предоставленного в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», площадью 991,8127 га расположенного на территории ГУ «Усинское лесничество» Усинское участковое лесничество.

05.07.2018 проведен осмотр мест рубок. Осмотр мест рубок производился с борта вертолета согласно утвержденного маршрута полета.

Актом осмотра лесосеки от 05.07.2018 выявлена неочистка территории после проведения рубок лесных насаждений сейсмопрофилей, которая составила 38,4 га.

Привлекая Общество к административной ответственности, должностное лицо административного органа пришел к выводу о нарушении привлекаемым лицом пунктов 13, 16, 33 Правил пожарной безопасности в лесах № 417 от 30.06.2007, выразившееся в неочистке мест рубок (сейсмопрофилей), что привело к захламлению (неочистке) участка лесного фонда по договору аренды лесного участка № <Номер обезличен> от 07.06.2017 в условиях особого противопожарного режима.

Статьей 99 Лесного кодекса РФ определено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил, данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 16 Правил определено, что пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В силу пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется:

а)    содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии;

б)    полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе - в радиусе 25 метров);

в)    не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).

Нарушение пунктов 16, 33 Правил пожарной безопасности в лесах ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в местах проведения сейсморазведочных работ на арендованном лесном участке земель лесного фонда достоверно установлено должностным лицом административного органа и судьей городского суда при рассмотрении жалобы.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: актом о нарушении требований Положения о землепользовании от 26.07.2018; договором на проведение сейсморазведочных работ; протоколом № 5 об административном правонарушении от 27.07.2018; сообщением № 3315 от 02.07.2018; приказом «Об участии комиссии» № 01-05/73 от 03.07.2018; служебной запиской лесничим-руководителем Усинского участкового лесничества; актом осмотра лесосеки; Постановлениями Правительства Республики Коми № 338 от 24.07.2018, № 188 от 10.04.2018, № 250 от 29.05.2018; лесной декларацией от 27.06.2017; договором аренды леечного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры № <Номер обезличен> от 07.06.2017; актом приема-передачи лесного участка, переданного в аренду от 01.07.2017; приказом № 1318 от 26.06.2017 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» и другими материалами дела.

Вместе с тем, оценив представленные доказательства и проанализировав правовые предписания пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, имеются основания для исключения из описательно-мотивировочной части постановления административного органа и судьи городского суда указания на нарушение ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нарушения пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах.

Из буквального толкования пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах следует, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра; б) при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил, не менее чем за 10 дней до их начала; прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу; в) соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования; г) в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара;

Однако материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на лесном участке земель лесного фонда площадью 38,4 га на территории Усинского участкового лесничества ГУ «Усинское лесничество» допустило нарушение приведенного пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах.

Таким образом, нахожу, что вменение ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нарушения пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах подлежит исключению из описательно-мотивировочной части постановления должностного лица административного органа и решения судьи.

В то же время подтвержденный факт нарушения привлекаемым лицом пунктов 16, 33 Правил пожарной безопасности в лесах образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

При исследовании в порядке статьи 2.1 КоАП РФ вопроса о наличии вины ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в совершении правонарушения, доказательств, указывающих на принятие Обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности на рассматриваемом участке арендуемого лесного фонда не установлено.

Следовательно, вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы автора жалобы о том, что судом неправильно определен субъект административного правонарушения, со ссылкой на то, что ответственность за нарушение природоохранного законодательства в рассматриваемом деле лежит на подрядчике, выполнявшим рубку леса в рамках заключенного с ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» договора на проведение полевых сейсморазведочных работ, являются необоснованными. Под арендой понимается предоставление арендатору объекта права за плату во временное владение и пользование. В данном случае Общество получило лесной участок по передаточному акту, внесло арендные платежи. Следовательно, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», является пользователем леса, обязанным соблюдать условия договора аренды. Заключение Обществом договора подряда с третьим лицом, не освобождает его от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства, положений договора аренды на переданном ему лесном участке. Ответственность за совершение лесонарушения несет природопользователь, которому участок лесного фонда передан в аренду.

Ссылка на нарушение Усинским лесничеством порядка осмотра лесосеки, приведенная в жалобе аналогична той, которая приводились заявителем при рассмотрении его жалобы судьей городского суда, была проверена и обоснованно отвергнута по мотивам, указанным в решении. Оснований не согласиться с такими выводами судьи не усматриваю.

Административное наказание назначено ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств – повторное совершение однородного правонарушения.

Постановление о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. № <Номер обезличен> от 24.09.2018 и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 28.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» оставить без изменения, жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» – без удовлетворения.

Судья И.Г. Пристром

21-166/2019

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Лукойл-Коми"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пристром И Г
Статьи

8.32

Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Материалы переданы в производство судье
28.01.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее