Дело № 2-214/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2021 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Шевченко Е.Б.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Турочакского района Шиховой А.Ю.,
представителя ответчика Кудрявцева Г.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Турочакского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Турочакский район» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, провести рекультивацию земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Турочакского района Республики Алтай обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения земельного законодательства, в ходе которой выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления (свалка) на принадлежащем администрации МО «Турочакский район» земельном участке с кадастровым номером 04:03:030102:216. Складируемые на земельном участке отходы представлены в виде пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, стеклянных изделий, остатков строительных материалов. Собственником указанного земельного участка является муниципальное образование «Турочакский район». Непринятие администрацией МО «Турочакский район» мер по ликвидации свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку Турочакского района Республики Алтай, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Прокурор просит суд обязать администрацию МО «Турочакский район», в срок до 1 ноября 2021 г., ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером 04:03:030102:216, в срок, до 1 ноября 2021 г. произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 04:03:030102:216.
В судебном заседании помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Шихова А.Ю. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Кудрявцев Г.В. заявленные исковые требования не признал, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что администрацией МО «Турочакский район» разработана и утверждена «дорожная карта по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории Турочакского района в 2021 году». В указанной дорожной карте запланированы мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 04:03:030102:216 в срок до 01.11.2021. Дополнительно пояснил, что считает действия истца вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность организации, а заявленные исковые требования неправомерными и не подлежащими удовлетворению.
Изучив и исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай, представителя ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Пункт 1 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель п.п. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
На основании выписки из ЕГРН об объекте недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для строительства полигона твердых бытовых отходов; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 04:03:030102:216, площадь 23468 +/- 268 кв.м., принадлежит на праве собственности МО «Турочакский район», номер регистрации права 04-02-02/005/2011-453, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ
Согласно акту осмотра и приложенной фототаблице от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных помощником прокурора Турочакского района Республики Алтай Бороновым А.М. с участием заместителя начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства, строительства, экологического и лесного контроля администрации МО «Турочакский район» <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером 04:03:030102:216 осуществляется складирование отходов производства и потребления в виде пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, стеклянных изделий, шифера, остатков строительных материалов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 названного Закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 5 Устава МО «Турочакский район» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района.
Материалы дела не содержат информации о том, что полномочия администрации муниципального района по накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, переданы иным органам местного самоуправления.
При установленных обстоятельствах, на администрации МО «Турочакский район» лежит обязанность ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации земельного участка.
Позиция представителя ответчика, изложенная в отзыве на исковое заявление, основанная на непризнании исковых требований в связи с разработкой и утверждением администрацией МО «Турочакский район» дорожной карты по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории Турочакского района в 2021 году, в которой запланированы мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 04:03:030102:216 в срок до 01.11.2021 не противоречит заявленным исковым требованиям.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Пунктом 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» предусмотрено проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, суд приходит к выводу, что проведение проверки исполнения требований земельного законодательства с последующей подачей в суд искового заявления с требованиями устранения выявленных нарушений регламентировано требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и является правомерным, а доводы представителя ответчика о вмешательстве органов прокуратуры при обращении в суд с указанными исковыми требованиями в оперативно-хозяйственную деятельность администрации МО «Турочакский район» основаны на неправильном толковании норм права.
Сохранение несанкционированной свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером 04:03:030102:216 нарушает требования действующего законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку в Турочакском районе Республики Алтай и гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц (жителей района, приезжих) на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Турочакский район» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 04:03:030102:216 и произвести рекультивацию данного земельного участка, в срок до 1 ноября 2021 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2021 г.
Судья К.В. Албанчинова