Дело №2-40/2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2018 года с.Глинка
Смоленской области
Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего - судьи Ероховой С.В.,
с участием помощника прокурора Смородина М.В., представителя ответчика - Администрации Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области ФИО5, представителя третьего лица - ОГКУ «Смоленское управление лесничествами» ФИО6,
при секретаре Соловьевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области о понуждении к совершению действий по регистрации права муниципальной собственности на объекты муниципального имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области, где в обоснование требований сослался на то, что прокуратурой <адрес> во исполнение приказа прокурора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения администрацией Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области требований законодательства о погребении и похоронном деле, а также законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что на территории Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области имеются объекты недвижимости: общественные кладбища, расположенные в <адрес>, а также земельные участки, на которых размещены указанные кладбища, однако, данные объекты не включены в реестр муниципальной собственности Глинковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области и право муниципальной собственности на указанные объекты не оформлено.
Указал, что в силу требований закона регистрация права муниципальной собственности на кладбища и земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг, необходима в целях осуществления полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению этими объектами в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения. Однако, Администрация Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области до настоящего времени не осуществила уставные полномочия по обеспечению распоряжения муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством в части регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, что препятствует осуществлению прав собственника в отношении указанных объектов в полном объеме, и, кроме того, ввиду бесконтрольности объектов, имеет место нарушение прав граждан на создание благоприятной окружающей среды, в связи с чем просил суд обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать в территориальном органе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Смоленской области право муниципальной собственности Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области на объекты недвижимости: общественные кладбища и земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг.
Помощник прокурора в суде исковые требования поддержал частично и пояснил, что право муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены общественные кладбища, и предназначенные для организации ритуальных услуг, должно быть зарегистрировано в силу требования закона в целях надлежащего осуществления полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению указанными объектами в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, но в связи с отсутствием достаточного правового обоснования отказывается от требований о регистрации ответчиком права муниципальной собственности на общественные кладбища как объекты недвижимости. Полагал, что так как права на земельные участки, занятые общественными кладбищами, которые, согласно данных землеустройства, относятся к землям лесного фонда, то есть находятся в федеральной собственности, и регистрация этих земельных участков возможна после решения вопроса по переводу в земли поселения, который требует продолжительного периода времени, то срок исполнения требований по таким земельным участкам можно установить до ДД.ММ.ГГГГ. Считал возможным установить такой же срок по указанным ответчиком кладбищам, на которых отсутствует спрос на ритуальные услуги. Просил уточненные исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области Смоленской области в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнений, признал и пояснил, что считает требования прокурора обоснованными, так как осуществление полномочий органа местного самоуправления в отношении занятых кладбищами земельных участков возможно только при условии регистрации права на данные земельные участки. Вместе с тем, в связи с отсутствием спроса на ритуальные услуги по общественным кладбищам в <адрес>, а также по причине ограниченности бюджета на текущий год просил установить более продолжительный срок исполнения требований как в отношении земельных участков, на которых расположены указанные кладбища, так и в отношении земельного участка под кладбищем в <адрес>, который нужно переводить в категорию земель поселения, что требует продолжительного времени. В остальной части возражений против иска не заявил.
Заслушав пояснения представителя ответчика, представителя третьего лица, мнение помощника прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ общих принципах организации местного самоуправления в Российской рации» и Закона Смоленской области от 30.10.2014 №141-з (ред. от. 2016) «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения», принятого Смоленской областной Думой 30.10.2014 г., к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
По определению, приведенному в ч.1 ст. 4 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 19.12.2016), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения гел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями предания гел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Согласно п.2 ст. 15 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по этническому и культурному значению - историкомемориальные. В соответствии со ст. 18 указанного Закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные на недвижимое имущество и сделки с ним, в соответствии со статьями 130, 32 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все. что о связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю являются недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу статьи 1 Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии с Уставом Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области к вопросам местного значения поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения (п.З ч.1 ст.7), и в собственности сельского поселения может находится имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п.13 ч.1 ст.38).
Судом установлено, что на территории Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области имеются объекты недвижимости - земельные участки, на которых размещены общественные кладбища, расположенные в <адрес>, и данные объекты не включены в реестр муниципальной собственности Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области, так как право муниципальной собственности на указанные земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг, в установленном порядке не зарегистрировано. При этом земельный участок, занятый общественным кладбищем в <адрес>, согласно данным землеустройства относится к землям лесного фонда.
Ранее принятыми судебными решениями на ответчика возложены обязанности принять меры к нормативно-правовой регламентации деятельности по содержанию и эксплуатации мест захоронения (кладбищ) на территории муниципального образования и поставить земельные участки, на которых расположены кладбища, на кадастровый учет, однако, указанные решения в полном объёме ответчиком не исполнены.
Установленные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в суде доказательств, в том числе объяснениями представителей истца и ответчика, письменными доказательствами, а именно: 1) исковым заявлением; 2) справкой по результатам проверки соблюдения Администрацией Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области требований законодательства о похоронном деле, а также законодательства о муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.; 3) копиями информации Администрации Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. №; 4) копией Генерального плана Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области; 5) копиями решений Ельнинского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об обязании Администрации Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области выполнить действия по постановке территорий общественных кладбищ на кадастровый учет; 6) копией Устава Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области; 7) сведениями ОГКУ «Смолупрлес» о размещении кладбищ на землях лесного фонда.
Таким образом, установленные в суде обстоятельства достоверно свидетельствуют о том, что ответчик - Администрация Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области до настоящего времени не осуществила достаточных и необходимых действий по регистрации права муниципальной собственности на земельные участки под общественными кладбищами на территории поселения, что препятствует надлежащему исполнению ответчиком предусмотренных законом полномочий, требующих осуществления прав собственника в отношении объектов недвижимости, и нарушает права неопределенного круга лиц на получение ритуальных услуг в установленном законом порядке.
Отказ истца от части исковых требований, являющихся недостаточно обоснованными, закону не противоречит.
Возражений против уточненных исковых требований, в том числе в части сроков исполнения требований, представителем ответчика в суде не заявлено.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора с учетом их уточнения в части объёма и сроков исполнения суд признает законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, - ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░,
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. <░░░░░> - ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.