УИД 38RS0031-01-2020-003816-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2021 года |
г. Иркутск |
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Говоровой А.Н. при секретаре судебного заседания Нечаевой Т.Е.,
с участием представителей истца Кузнецовой Т.З. - Щвецова Е.Ф., Шалак Е.В., представителя ответчика администрация Марковского муниципального образования - Данилова Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-120/2021 по иску Кузнецовой Т.З. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, администрации Марковского муниципального образования об установлении границ ранее учтенного земельного участка, признании реестровой ошибкой, внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о границах земель лесного фонда и муниципального образования,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика министерства лесного комплекса Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федерального агентства лесного хозяйства,
установил:
Кузнецовой Т.З. обратилась в суд с иском, измененным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ТУ Росимущества в ...., администрации Марковского муниципального образования, в котором просила:
- установить границы ранее учтенного земельного участка, переданного в аренду Кузнецовой Т.З., площадью ~~~ кв.м, расположенного в ...., разрешенное использование: для ведения пчеловодства, в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
Х |
У |
|
1 |
2 |
3 |
Н1 |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
- признать реестровой ошибкой содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, категория – земли лесного фонда, местоположение – ....
- внести в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в описании местоположения границ и площади многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 38:06:012801:1448, категория – земли лесного фонда, местоположение – ...., площадью ~~~ кв.м в следующих координатах:
№ (1)
Х |
У |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
№ (2)
Х |
У |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
- внести в сведения Единого государственного реестра недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке площадью ~~~ кв.м, местоположение: ...., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения пчеловодства, обременение – договор аренды от **/**/****, о его границах в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
Х |
У |
|
1 |
2 |
3 |
Н1 |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
- внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части описания границ населенного пункта – рабочий ...., включив в них границы земельного участка, площадью ~~~ кв.м, местоположение: ...., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения пчеловодства, обременение – договор аренды от **/**/****, в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
Х |
У |
|
1 |
2 |
3 |
Н1 |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
В обоснование заявленных требований Кузнецова Т.З. указала, что по договору аренды участка лесного фонда № от **/**/**** по результатам лесного конкурса от **/**/**** Кузнецовой Т.З. предоставлен в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет – с **/**/**** по **/**/**** участок лесного фонда площадью 0,11 га на территории Иркутского района Иркутской области в ФГУ «Иркутский лесхоз» в лесах 1 группы Приморского лесничества, квартал 1 выдел 28. Границы земельного участка обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и обозначены на схеме (приложение №2 к договору).
Согласно акту выбора участка лесного фонда № от **/**/**** участок предоставлен для побочного использования (размещения ульев и пасеки), граничит с садоводством «Геолог». Акты выбора и натурального технического обследования участка лесного фонда, неотъемлемой частью которого является чертеж участка лесного фонда с координатами (по данным инструментальной съемки границ), утверждены руководителем агентства лесного хозяйства Иркутской области.
**/**/**** договор аренды переоформлен с агентством лесного хозяйства Иркутской области на тех же условиях, на которых был заключен договор аренды № от **/**/****. Оба договора аренды были зарегистрированы в установленном законом порядке.
По мнению истца, предоставленный ей в аренду земельный участок является ранее учтенным земельным участком и подлежит постановке на государственный учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
В связи с установлением границ Марковского городского поселения, часть арендуемого Кузнецовой Т.З. земельного участка лесного фонда вошла в границы р......
Согласно письму министерства лесного комплекса Иркутской области № от **/**/**** часть арендуемого Кузнецовой Т.З. земельного участка исключена из Государственного лесного реестра и из земель лесного фонда в связи с включением в границы Марковского городского поселения.
Кузнецова Т.З. указала, что при выполнении кадастровых работ по уточнению границ арендованного земельного участка ей стало известно, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером №, категория земель – земли лесного фонда, местоположение: ...., площадью ~~~ кв.м, поставлены на кадастровый учет **/**/****. Границы указанного земельного участка пересекают границы арендованного истцом земельного участка, площадь наложения составила 281 кв.м.
По мнению истцу, поскольку арендованный ею земельный участок является ранее учтенным, сведения о нем имелись в лесном реестре, то при образовании земельного участка с кадастровым номером № и постановке его на кадастровый учет была допущена реестровая ошибка, в результате которой часть арендованного истцом земельного участка не вошла в границы населенного пункта при утверждении генерального плана Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области решением думы Марковского муниципального образования от **/**/**** №/Дгп.
Фактически при изменении границ городского поселения предоставленный в аренды истцу земельный участок был разделен на две части границей городского поселения.
Поскольку арендуемый истцом ранее учтенный земельный участок не должен пересекать границы муниципального образования, истец полагала, что восстановление ее нарушенных прав возможно исправлением реестровой ошибки путем исключения части земельного участка из земель лесного фонда и включении этой часть в земли населенного пункта, что позволит поставить данный участок на кадастровый учет.
В судебном заседании представители истца поддержали заявленные требования.
Ответчик ТУ Росимущества в Иркутской области в письменных возражениях на иск указало незаконность и необоснованность исковых требований, просило в удовлетворении иска отказать, полагало себя ненадлежащим ответчиком, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Ответчик администрация Марковского муниципального образования в письменных возражениях на иск указала на необоснованность исковых требований, просила в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
В письменных возражениях на иск третье лицо Управление Росреестра по Иркутской области указало на отсутствие материально-правовой заинтересованность по данному делу, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Третьи лица министерство лесного комплекса Иркутской области, Федерального агентства лесного хозяйства письменных возражений на иск не представили, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в соответствии с требованиями процессуального законодательства, суд пришел к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть переданы в аренду.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации части земельных участков являются объектами земельных отношений.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.
Согласно части 4 указанной статьи в кадастр недвижимости, в частности, вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:
- описание местоположения объекта недвижимости;
- кадастровый номер объекта недвижимости.
Таким образом, договор аренды части земельного участка должен содержать в себе характеристики, позволяющие определить данный земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, в том числе кадастровый номер и описание местоположения участка в целом, а также площадь передаваемой в аренду части участка и ее расположение. Для конкретизации передаваемой части можно приложить схему ее расположения относительно участка в целом (с указанием каких-либо ориентиров на местности и направления). Иных особенностей в отношении аренды частей земельных участков действовавшее на момент предоставления спорного земельного участка в аренду законодательство Российской Федерации не содержало.
Судом установлено, что между федеральным государственным учреждением «Иркутский лесхоз» (арендодателем) и Кузнецовой Т.З. (арендатором) заключен договор аренды участка лесного фонда № от **/**/****, по которому арендодатель обязался предоставить арендатору в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет с **/**/**** по **/**/**** участок лесного фонда площадью 0,11 га на территории Иркутского района Иркутской области в лесном фонде ФГУ «Иркутский лесхоз» в лесах 1 группы Приморского лесничества в квартале 1, выделе 28, границы участка лесного фонда обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и обозначены на схеме (приложение № в договору, являющееся его неотъемлемой частью). Участок предоставляется в аренду на основании протокола № результатов лесного конкурса от **/**/****, являющегося неотъемлемой частью договора.
Государственная регистрация договора аренды осуществлена **/**/****.
Согласно акту выбора участка лесного фонда № от **/**/**** на участке имеются лесные насаждения возрастом 60 лет, леса 1 группы, 1-2 пояса охраны источников водоснабжения.
К акту выбора участка лесного фонда, договору аренды приложен чертеж участка лесного фонда. В акте выбора участка указаны румбы и длины линий. Координаты характерных точек границ участка в данных документах не определены.
**/**/**** между агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодателем) и Кузнецовой Т.З. (арендатором ) заключен договор аренды лесного участка №, по которому арендодатель обязался предоставить арендатору на основании протокола № результатов лесного конкурса от **/**/**** в возмездное временное пользование сроком на 25 лет лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью ~~~ га, расположенный в Иркутском районе Иркутской области в пределах земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, квартал 1, выдел 28. Схема расположения участка и его характеристики приводятся в приложении № к договору, согласно которому координаты характерных точек границ участка не определены.
Государственная регистрация договора аренды осуществлена **/**/****.
Дополнительным соглашением от **/**/**** к договору аренды лесного участка № от **/**/**** агентство лесного хозяйства Иркутской области заменено на Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству, а также указано на внесение арендной платы в бюджет субъекта Российской Федерации. Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию **/**/****.
На основании дополнительного соглашения от **/**/**** к договору аренды № от **/**/**** права и обязанности арендодателя перешли к агентству лесного хозяйства Иркутской области (в настоящее время именуемое министерством лесного комплекса Иркутской области). Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию **/**/****.
Из анализа указанных документов следует, что арендатору Кузнецовой Т.З. предоставлена в аренду часть земельного участка из земель лесного фонда; координаты характерных точек границ указанной части не определены, представлена только схема расположения участка и его площадь. Намерение образовать из ранее учтенного земельного участка лесного фонда новый земельный участок у собственника земельного участка в лице уполномоченных органов не имелось.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;
4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки).
5) образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса.
6) образование земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено договором залога (пункт 4).
В соответствие со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Суд полагает, что требования истца об установлении границ земельного участка, предоставленного ей в аренду, внесение сведений о нем в Единый государственный реестре недвижимости, направлены на обход порядка раздела или выдела земельного участка, установленного пунктами 3, 4 статьи 11.2, статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку фактически приведут к разделу земельного участка лесного фонда без согласия землевладельцев, землепользователей исходного земельного участка (Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Иркутской области, Федерального агентства лесного хозяйства, министерства лесного комплекса Иркутской области) с изменением целевого назначения и вида разрешенного использования образуемого участка.
Определение реестровой ошибки дано в пункте 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ею является воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Требования истца об исправлении реестровой ошибки при определении границ р.п. .... направлены на изменение границ .... городского поселения в обход установленного Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядка изменения границ муниципального образования.
Поскольку границы части земельного участка лесного фонда, переданной в аренду истцу, не были определены, суд полагает, что оснований для исправления реестровой ошибки в сведениях о границе земельного участка лесного фонда и о границе муниципального образования не имеется.
В связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований истца об установлении границ земельного участка, предоставленного истцу в аренду, внесение сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, а также об исправлении реестровой ошибки.
Суд полагает, что права истца при установлении границ муниципального образования не были нарушены.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при изменении границы муниципального образования фактически участок, предоставленный в аренду истцу, был разделен на два участка, что никаким образом не повлияло на правоотношения истца по договору аренды, поскольку участки остались в собственности Российской Федерации в лице министерства лесного комплекса Иркутской области.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Т.З. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, администрации Марковского муниципального образования об установлении границ ранее учтенного земельного участка, признании реестровой ошибкой, внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о границах земель лесного фонда и границах муниципального образования – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области.
Судья |
А.Н. Говорова |