Дело № 2-314/2020
УИД: 21RS0006-01-2020-000118-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Уральской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малова В.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонному) о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании включить в стаж работы в сельском хозяйстве период работы,
установил:
Малов В.П. с учетом последующего уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонному) (далее - Управление, УПФР в г. К.)о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании Управления включить ему в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты, период работы трактористом в <данные изъяты> Чувашколхозстройобъединения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», однако решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в установлении указанной выплаты по причине отсутствия необходимого стажа работы в сельском хозяйстве. Считает данное решение незаконным, ибо в спорный период он работал трактористом <данные изъяты> Чувашколхозстройобъединения <данные изъяты>. Ответчик в оспариваемом им решении указал на то, что данное предприятие не входит в перечень предприятий, дающих право для повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Чувашколхозстройобъединение, где он работал в спорный период, являлось межколхозным предприятием (организацией), котороепредусмотрено Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.
В судебном заседании истец Малов В.П. поддержал уточненные в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования, дополнив, что <данные изъяты> занимался заготовкой строительных лесоматериалов для колхозов и совхозов <данные изъяты>. Участок являлся структурным подразделением <данные изъяты> Чуавашколхозстройобъединения. Он работал трактористом <данные изъяты>.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонного) Т., действующая на основании доверенности, исковые требования Малова В.П. не признала по основаниям, отраженным в решении Управления от ДД.ММ.ГГГГ за №, дополнила, что предприятие, в котором работал истец в спорный период, не занималось растениеводством и животноводством.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года устанавливает Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Действие данной нормы было приостановлено до 1 января 2020 года Федеральным законом от 19.12.2016 года № 428-ФЗ «О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», в последующем статьей 9 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» приостановка данной нормы сокращена до 1 января 2019 года.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ года Малов В.П., являющийся с ДД.ММ.ГГГГ года получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона №400-ФЗ, зарегистрированный по месту жительства в сельской местности (л.д. №), обратился в Управление с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости - об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ (л.д. №). При этом с ДД.ММ.ГГГГ он осуществляет трудовую деятельность трактористом в <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято решение № об отказе Малову В.П. в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии из-за отсутствия необходимого стажа работы в сельском хозяйстве. Стаж в сельской местности установлен ему в 26 лет № месяц № дней при требуемом 30 лет. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в стаж работы в сельском хозяйстве в связи с тем, что указанный период проходил в организации, которая не входит в перечень организаций (предприятий), дающих право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (л.д. №).
В соответствии с ч. 16 ст. 17 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440 (с изменениями от 25 июня 2019 года № 805) утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Список № 1440), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Правила №1440).
Согласно пункту 3 Правил №1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В силу пункта 5 Правил №1440 исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 6 Правил №1440 при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно разделу 4 Списка №1440 работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г. независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Любая работа в указанных организациях до 1992 года засчитывается в сельский стаж независимо от ее наименования и производства, также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Свои исковые требования Малов В.П. обосновывает тем, что в спорный период он работал трактористом на <данные изъяты> Чувашколхозстройобъединения, который являлся межколхозным предприятием.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 (далее- Правила № 1015) основным документом подтверждающим периоды работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений-трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Судом в ходе рассмотрения дела исследовалась трудовая книжка истца Малова В.П., открытая ДД.ММ.ГГГГ, из записей которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу трактористом <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы по собственному желанию (л.д. №).
Управлением факт работы Малова В.П. в указанный период не оспаривается, этот период включен в его страховой стаж при назначении пенсии (л.д. №).
Ответчиком также не оспаривается, что наименование профессии, в которой истец работал в спорный период: тракторист, соответствует Списку № 1440. В решении Управления от ДД.ММ.ГГГГ указано, что организация, в которой работал истец, не входит в перечень предприятий, дающих право для повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 06.04.1964 года N 421 "О мерах по улучшению работы межколхозных предприятий и организаций" в автономных республиках, краях и областях для руководства деятельностью межколхозных строительных организаций созданы республиканские (АССР), краевые, областные объединения межколхозных строительных организаций.Наибольшее развитие получили межколхозные строительные организации, которые наряду со строительством организуют производство строительных материалов и лесозаготовки.В постановлении указано, что межколхозные строительные организации и предприятия по производству строительных материалов и лесозаготовкам слабо оснащены механизмами и транспортными средствами, что сдерживает применение индустриальных методов в строительстве и развитие их производственной базы.
Согласно предисловия, представленного БУ «Госархив современной истории ЧР» Минкультуры Ч. (л.д. №), и архивной справке № БУ «Государственный исторический архив ЧР (л.д. №) Постановлением Совета Министров ЧАССР от 12 октября 1964 года № 506 утверждено «Положение о республиканском объединении межколхозных строительных организаций ЧАССР» (Чувашколхозстройобъединение), которое создано в целях руководства и контроля в Чувашской АССР за деятельностью межколхозных организаций по строительству, обеспечения их проектно-сметной документацией и строительством, изыскания сырья, создания производственной базы, выполнения для колхозов работ в строительстве. В системе объединения значился <данные изъяты>, куда входили <данные изъяты>
Из Положения о республиканском объединении межколхозных строительных организаций М. (далее - Чувашколхозстройобъединение), утвержденного постановлением Совета Министров Чувашской АССР № 506 от 12 сентября 1964 года (л.д. №), следует, что Чувашколхозстройобъединение было создано в целях руководства и контроля в М. за деятельностью межколхозных организаций по строительству, производству строительных материалов и лесозаготовкам, расширения подрядного способа строительства в колхозах, а также подготовки кадров строителей; обеспечения межколхозных строительных организаций и колхозов типовыми проектами, осуществления работ по их привязке, составлению проектно-сметной документации и изысканию сырья для организации производства строительных материалов; создания производственной базы путем строительства и эксплуатации предприятий по заготовке и переработке леса, производству строительных материалов и конструкций, добыче нерудных ископаемых как на территории ЧР, так и за ее пределами, для обеспечения строительными и другими материалами строительства, осуществляемого межколхозными строительными организациями и колхозами; выполнения для колхозов общестроительных и специальных работ в строительстве.
Из штатных расписаний по <данные изъяты> Чувашколхозстройобъединения на ДД.ММ.ГГГГ годы, ДД.ММ.ГГГГ год на <данные изъяты> видно, что <данные изъяты> находился в составе <данные изъяты> Чувашколхозстройобъединения (л.д. №).
Согласно объяснительной записке к отчету о хозяйственно-финансовой деятельности <данные изъяты> Чувашколхозстройобъединения за ДД.ММ.ГГГГ год, поступившей по запросу суда из Государственного исторического архива ЧР, <данные изъяты> был организован в ДД.ММ.ГГГГ году на основании постановления собрания уполномоченных колхозов-пайщиков Чувашколхозстройобъединения, находился в подчинении Совета Чувашколхозстройобъединения. Трест объединял № промышленных предприятий, в том числе <данные изъяты> В составе предприятий по вывозке леса и производству пиломатериалов, столярных и погонажных изделий значился <данные изъяты>, в состав которого входили <данные изъяты>, расположенный в <адрес>, производственной мощностью по заготовке и вывозке леса №. кубометров и по лесопилению №. кубометров (л.д. №).
Оценив в совокупности вышеприведенные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что <данные изъяты> Чувашколхозстройобъединения, в состав которого входил <данные изъяты> имевшимся в нем подразделением - <данные изъяты>, являлся межколхозной организацией по производству строительных материалов и лесозаготовкам.
Как было указано выше, независимо от занятости на работах, производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком №1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), если они имели место в межколхозных предприятиях (организациях), которые выполнялись на территории Российской Федерации (РСФСР) до 1 января 1992 года (пункт 4 Списка №1440).
С учетом изложенного, обжалуемое решение в части не включения Малову В.П. в стаж работы в сельском хозяйстве периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Чувашколхозстройобъединения С. является незаконным. Соответственно на Управление следует возложить обязанность по включению истцу указанного периода работы в стаж работы в сельском хозяйстве.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения Малову В.П. в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе К. ЧР (межрайонному) включить Малову В.П. в стаж работы в сельском хозяйстве период работы трактористом в <данные изъяты> Чувашколхозстройобъединения М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.