Решение по делу № 33-915/2015 от 28.01.2015

Шамильский районный суд РД

судья Хайбулаев М.Р.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 февраля 2015 г. по делу N 33-915/2015, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Джарулаева А.К.,

судей – Хираева Ш.М., Ашурова А.И.

при секретаре – ФИО12.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Шамильский район» Республики Дагестан (далее администрации МО «Шамильский район») на решение судьи Шамильского районного суда Республики Дагестан от 11 декабря 2014 года по делу по иску прокурора Шамильского района Республики Дагестан к МО «Шамильский район» о признании незаконными действий администрации МО «Шамильский район», выразившихся в ликвидации основного общего образования на территории селения Тлянуб, Шамильского района; признании незаконными и отмене постановления администрации МО «Шамильский район» от 04.09.2014 № 104 «О реорганизации МКОУ «Тлянубская основная общеобразовательная школа» со дня его вынесения и постановления администрации МО «Шамильский район» от 17.11.2014 № 155 «О внесении изменений в Постановление администрации МО «Шамильский район» от 04.09.2014 № 104 со дня его вынесения; возложении обязанности на администрацию МО «Шамильский район» создать условия для получения основного общего образования несовершеннолетними, проживающими на территории села Тлянуб, Шамильского района,

установила:

Прокурор Шамильского района, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к МО «Шамильский район» в котором просил признании незаконными действия администрации МО «Шамильский район», выразившиеся в ликвидации основного общего образования на территории селения Тлянуб, Шамильского района; признать незаконными и отменить постановление администрации МО «Шамильский район» от 04.09.2014 № 104 «О реорганизации МКОУ «Тлянубская основная общеобразовательная школа» со дня его вынесения и постановление администрации МО «Шамильский район» от 17.11.2014 № 155 «О внесении изменений в Постановление администрации МО «Шамильский район» от 04.09.2014 № 104 со дня его вынесения; возложить обязанность на администрацию МО «Шамильский район» создать условия для получения основного общего образования несовершеннолетними, проживающими на территории села Тлянуб, Шамильского района.

В обоснование иска указал, что по обращению родителей старшеклассников Тлянубской ООШ Шамильского района Республики Дагестан была проведена проверка на предмет законности реорганизации МКОУ «Тлянубская основная общеобразовательная школа» в МКОУ «Тлянубская начальная общеобразовательная школа».

В ходе проверки установлено, что постановлением и.о. главы администрации МО «Шамильский район» от 04.09.2014 №104 муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тлянубская основная общеобразовательная школа» реорганизована в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тлянубская начальная общеобразовательная школа». Однако, решение о реорганизации МКОУ «Тлянубская ООШ» принято уполномоченным лицом с нарушением требований закона. Сход жителей селения Тлянуб Шамильского района не созывался и решение о реорганизации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, принято без учета мнения жителей данного сельского поселения. Также решение о реорганизации Тлянубской ООШ принято без наличия положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (комиссия по оценке последствий принятия решения о реорганизации школы не создавалась).

12.11.2014 прокуратурой района на постановление и.о. главы администрации принесен протест, по результатам рассмотрения которого и.о. главы администрации МО «Шамильский район» 17.11.2014 вынесено постановление за № 155 «О внесении изменений в Постановление администрации МО «Шамильский район от 04.09.2014 № 104». Указанным Постановлением и.о. главы администрации постановление от 04.09.2014 № 104 изложено в новой редакции, согласно которому деятельность МКОУ «Тлянубская ООШ» приостановлена на неопределенный срок, а наименование образовательной организации МКОУ «Тлянубская основная общеобразовательная школа» изменена на МКОУ «Тлянубская начальная общеобразовательная школа».

Основанием для вынесения постановления указывается отсутствие обучающихся по программе основного общего образования. При этом, в селении Тлянуб имеется четверо несовершеннолетних детей, неохваченных основным общим образованием, которые в силу удаленности от других образовательных учреждений и по причине реорганизации Тлянубской ООШ не могут получить основное общее образование.

Утверждение администрации района о необходимости приостановления деятельности Тлянубской ООШ по причине отсутствия обучающихся в старших классах прокурор считает не соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела. Он также указывает, что законодатель учредителю образовательной организации не предоставляет право на приостановление ее деятельности.

Решением судьи Шамильского районного суда Республики Дагестан от 11 декабря 2014 года исковые требования прокурора Шамильского района Республики Дагестан удовлетворены в полном объеме.

На указанное решение суда Администрацией МО «Шамильский район» Республики Дагестан подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявления прокурора Шамильского района, указывая на то, что хотя Администрацией муниципального образования нарушена процедура преобразования образовательного учреждения, преобразование школы на нарушает право на образование не охваченных обучением детей и не препятствует в реализации им этого права, поскольку имеется возможность устроить детей в МКОУ «Хучадинская ООШ» и организовать ежедневный подвоз, от чего родители не обоснованно отказываются.

На апелляционную жалобу прокурором района поданы возражения, в которых он выражает свое несогласие с доводами апелляционной жалобы. В обоснование своих возражений ссылается на обстоятельства и требования изложенные в исковом заявлении.

В суд апелляционной инстанции представитель Прокуратуры Республики Дагестан не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации МО «Шамильский район» Республики Дагестан Махмудова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения директора МКОУ «Тлянубская ООШ» Алиева Г.М. и законных представителей заинтересованных лиц (учащихся МКОУ «Тлянубская ООШ»), возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно статье 327.1 ГПК РФ по доводам жалобы, приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Данный вывод основан на материалах дела, соответствует требованиям закона и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, организация предоставления основного общего образования относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

В соответствии с ч. 11 ст. 22 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ, вступившего в действие с 01.09.2013, принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, и.о. главы администрации МО «Шамильский район» издано постановлением № 104 от 04.09.2014 г. «О реорганизации МКОУ «Тлянубская основная общеобразовательная школа» в результате чего муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тлянубская основная общеобразовательная школа» было реорганизовано в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тлянубская начальная общеобразовательная школа».

Прокурором района со ссылкой на вышеизложенные законоположения в адрес и.о. главы администрации МО «Шамильский район» принесен протест с требованием отменить постановление № 104 от 04.09.2014 «О реорганизации Тлянубской ООШ». Однако, 17.11.2014 г. по результатам рассмотрения протеста и.о. главы администрации МО «Шамильский район», не оспаривая доводы прокурора о незаконности решения о реорганизации Тлянубской ООШ, вынесено постановление за № 155 «О внесении изменений в Постановление администрации МО «Шамильский район от 04.09.2014 № 104». Текст постановления от 04.09.2014 № 104 изложен в новой редакции: «Приостановить деятельность муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тлянубская основная общеобразовательная школа» на неопределенный срок в связи с отсутствием обучающихся по программе основного общего образования. Переименовать наименование образовательной организации МКОУ «Тлянубская основная общеобразовательная школа» в МКОУ «Тлянубская начальная общеобразовательная школа».

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что последовательное издание оспариваемых постановлений с учетом всех обстоятельств, установленных по делу по своей сути явилось скрытой формой ликвидации МКОУ «Тлянубская основная общеобразовательная школа», которое в нарушение требований ч. 12 ст. 22 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принято без учета мнения жителей сельского поселения, обслуживаемых данным общеобразовательным учреждением.

Из материалов гражданского дела следует, что по состоянию на 11.12.2014 на территории села Тлянуб имеется 4 несовершеннолетних лица, не получающих основное общее образование с 06.09.2014. Это Рамазанова С.Р., Аминтазаева А.О., Расулов И.Р. и ФИО10, которые обучались в 6-7 классах МКОУ «Тлянубская ООШ» и не отчислены из данного образовательного учреждения и не переведены в другое образовательное учреждение по сей день.

Таким образом, на сегодняшний день в селении Тлянуб имеется 4 несовершеннолетних ребенка неохваченных основным общим образованием, которые в силу удаленности других образовательных учреждений и по причине реорганизации Тлянубской ООШ и изменения назначения образовательной организации, а также ликвидации основного общего образования на территории указанного населенного пункта не могут получить соответствующее образование.

При таких данных, утверждение администрации района о необходимости приостановления деятельности Тлянубской ООШ по причине отсутствия обучающихся в старших классах не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Судом апелляционной инстанции установлен и тот факт, что в нарушение требований федерального законодательства (ч. 11 ст. 22 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации") для принятия решения о реорганизации общеобразовательного учреждения положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения уполномоченным органом получено не было. Таким образом, порядок реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения, который бы определял ее условия и исключал возможность принятия администрацией муниципального образования единоличного и произвольного решения о реорганизации образовательного учреждения при котором последнее могло прекратить свою деятельность, местной администрацией соблюден не был.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности обжалуемых прокурором постановлений как нарушающих права детей на получение общедоступного основного общего образования в муниципальном учреждении.

Судебная коллегия считанный данный вывод законным и обоснованным, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации является обеспечение права каждого на образование, в том числе основного общего образования, общедоступность и бесплатность которого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях гарантируется ст. 43 Конституции Российской Федерации.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное основное общее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности основного общего образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного основного общего образования на территории сельского поселения действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") доводы жалобы о том, что нарушение процедуры преобразования образовательного учреждения не нарушает право детей на образование и не препятствует в реализации ими этого права, в связи с наличием возможности организовать ежедневный подвоз детей в МКОУ «Хучадинская ООШ», являются необоснованными и не влекут отмену решения суда.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Шамильский район» Республики Дагестан - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-915/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прок. Ш.р.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Хираев Шамиль Магомедович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
24.02.2015Судебное заседание
27.02.2015Передано в экспедицию
27.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее