Гражданское дело № 2-1237/2023
УИД: 18RS0027-01-2023-001257-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года пос. Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Даниловой Л.В.,
при секретаре судебных заседаний Кузьминой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ***1 к ***2 о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
***1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ***2, мотивируя свои требования тем, что постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №2 Увинского района Удмуртской Республики мирового судьи судебного участка №1 Увинского района Удмуртской Республики от *** ***2 признан виновным в совершении в отношении ***1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 КоАП РФ, – оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Совершенное ***2 административное правонарушение заключалось в том, что 31.03.2023 года в 10 часов ***2, находясь у здания пожарной части, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, *** ***», высказал в адрес ***1 слова, выраженные в неприличной и противоречащей нормам морали и нравственной форме, чем оскорбил и унизил честь и достоинство ***1 Вину в совершении административного правонарушения ответчик признал. Приведенные высказывания ответчика являются оскорбительными, неприличными по форме, несут негативный смысл и отрицательно характеризуют его (истца) личность и его моральный облик, унижают его честь и достоинство, были высказаны в общественном месте в присутствии свидетелей. Посредством указанных действий ответчик нарушил его конституционное право на доброе имя (статья 23 Конституции Российской Федерации), унизил его честь и достоинство, нарушил его личные неимущественные права и причинил ему моральный вред в виде нравственных страданий, испытал сильный страх, беспокойство, тревогу, перенес нервно-эмоциональные страдания, не мог полноценно жить и выполнять повседневную работу, также испытал физические страдания, были головные боли, головокружение, повышенное артериальное давление, сердцебиение, бессонница, испытывал страх за свою жизнь и здоровье. Истец является инвалидом 2 группы по общему заболеванию и высказанные ответчиком в адрес инвалида оскорбления воспринял с еще большей болью. Истец ***1 просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, а также расходы по направлению почтовой корреспонденции в адрес ответчика в размере 92 рублей.
В судебное заседание истец ***1 не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебное заседание ответчик ***2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин вправе требовать компенсации причиненного морального вреда (физические и нравственные страдания) в случае нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Личные неимущественные права и другие нематериальные блага защищаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами в случаях и порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и в тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (пункт 2 статьи 150 ГК РФ).
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (статья 1101 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (пункт 4 статьи 61 ГПК РФ).
Согласно абзацу четвертому пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении» на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Таким образом, положения указанных норм закона во взаимосвязи с частью 2 статьи 61 ГПК РФ предусматривают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в том числе постановлением мирового судьи, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №2 Увинского района Удмуртской Республики мирового судьи судебного участка №1 Увинского района Удмуртской Республики от *** ***2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Указанное постановление вступило в законную силу ***.
Административное правонарушение ***2 совершено при следующих обстоятельствах.
Так, 31.03.2023 года в 10 часов ***2, находясь у здания пожарной части, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, *** *** высказал в адрес ***1 слова, выраженные в неприличной и противоречащей нормам морали и нравственной форме, чем оскорбил и унизил честь и достоинство ***1
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее Постановление №33) одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
При этом в пункте 14 Постановления Пленума № 33 разъяснено, что под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции). Привлечение лица к административной ответственности за оскорбление по статье 5.61 КоАП РФ не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного потерпевшему морального вреда в соответствии со статьей 151 ГК РФ.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 года №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума № 33 суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком в адрес истца высказывались выражения, неприличные по форме, носящие оскорбительный характер, что является нарушением его прав на уважение чести и достоинства личности, в результате чего ответчиком истцу причинен моральный вред.
Оскорбление личности и не опровергнутые ответчиком доводы потерпевшего о возникновении в связи с этим нравственных страданий являются достаточным основанием для компенсации морального вреда.
Вместе с тем, суд находит, что сумма компенсации морального вреда, заявленная истцом ***1 в размере 100000 рублей, не отражает степени перенесенных потерпевшим страданий, суду не представлено доказательств наличия тяжких последствий для потерпевшего в результате перенесенных нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда суд руководствуется принципом разумности и справедливости, учитывает при этом конкретные обстоятельства дела, характер нравственных страданий истца, наличие у него инвалидности и степень вины ответчика, а также учитывает то, что компенсация морального вреда не должна служить средством обогащения истца, а должна лишь восполнить глубину нравственных страданий, которые претерпел истец в связи с оскорблениями, и считает разумным определить размер компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
Данный размер компенсации морального вреда, суд считает адекватным претерпеваемым истцом нравственным страданиям, согласующимся с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (статьи 21 и 53 Конституции Российской Федерации), а также с принципами разумности и справедливости.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 94 ГКП РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
Согласно статье 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагаются уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
В исполнение указанных требований закона истцом посредством почтовой связи направлена в адрес ответчика копия искового заявления. Расходы по отправке почтовой корреспонденции составили 91,60 рублей, что подтверждается двумя кассовыми чеками от 21.07.2023 года на суммы 79 рублей и 12,60 рублей соответственно. Указанные расходы подлежат возмещению истцу.
Пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" предусматривает, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).
Поскольку истец в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему иску, то с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ***1 к ***2 о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с ***2, *** года рождения, уроженца д. *** Удмуртской АССР (паспорт серии ***, выдан *** год *** в пользу ***1, *** года рождения, уроженца *** Удмуртской АССР (паспорт серии *** *** выдан *** ***) компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, а также судебные расходы в размере 91,60 рублей.
Взыскать с ***2, *** года рождения, уроженца д. *** Удмуртской АССР (паспорт серии *** ***, выдан *** год ***) в бюджет муниципального образования «*** Удмуртской Республики» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Исковые требования ***1 к ***2 о взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме 26.09.2023 года.
Судья Л.В. Данилова