Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
29 марта 2019 г. г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Ганжа Л.В.
при секретаре Барановой В.В.
с участием истцов Турановой Н.В., Турановой А.В., Туранова О.В.
представителя ответчика Антипиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Турановой <данные изъяты>, Турановой <данные изъяты>, Туранова <данные изъяты> к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития и земельных отношений Забайкальского края ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в 2004 году ФИО4 приобрела у ФИО3 квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. ФИО3 проживала в жилом помещении на условиях договора социального найма и зарегистрировала истцов в вышеназванной квартире, сама снялась с регистрационного учета. С указанного времени истцы постоянно проживают в <адрес>.
В октябре 2018 года истцы обратились в администрацию городского поселения «Шилкинское» с разрешением вопроса о заключении с ними договора социального найма. В заключении договора социального найма им отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих право пользования жилым помещением.
В июле 2018 года на территории муниципального района «<адрес>» <адрес> произошло наводнение, в результате чего, жилое помещение по адресу: <адрес> оказалось в зоне затопления.
В результате возникшей чрезвычайной ситуации дом признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу.
Администрация городского поселения «Шилкинское» отказала истцам во включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, в связи с тем, что истцы включены в списки граждан подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда.
С решением администрации истцы не согласны. Считают отказ в заключении с ними договора социального найма и отказ во включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на реках <адрес> в июле 2018 года незаконным по следующим основаниям.
С 2007 года истцы зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: <адрес>, задолженности по коммунальным услугам не имеют. С 2004 года истцы распоряжаются вышеуказанной квартирой, сохраняют ее, производят текущие ремонты. Утраченное жилое помещение являлось для них единстенным.
Просят суд признать за Турановой <данные изъяты>, Турановой <данные изъяты>, Турановым <данные изъяты> право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Признать за истцами право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» <адрес>.
Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» муниципального района «<адрес>» <адрес> включить истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» <адрес>.
В судебном заседании истцы ФИО4, ФИО5, ФИО15 исковые требования поддержали в полном объеме, суду каждый в отдельности пояснили, что в 2015 году жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в 2018 году заключением экспертов дом признан аварийным, не подлежащим восстановлению. Иное жилое помещение у них отсутствует, проживают на съемной квартире. В настоящее время ФИО3 умерла.
Представитель ответчика Администрации городского поселения «Шилкинское» ФИО10 факт проживания истцов в жилом помещении по <адрес> на условиях договора социального найма не оспаривает. Исковые требования в части признания за истцами права на получение государственного жилищного сертификата, а также обязании Администрации городского поселения «Шилкинское» включить истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации не признала и суду пояснила, что вышеназванная квартира является муниципальной. В 2015 году заключением межведомственной комиссии жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. На момент наводнения, из четырех квартир, двух квартир как объектов капитального строительства не существовало. Жилыми были только две квартиры, в одной из них проживали истцы. В настоящее время жилой дом по <адрес> включен в реестр аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации муниципального района «<адрес>» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, принятие решения оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, где указал, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку уполномоченным органом в области жилищной политики является Министерство территориального развития <адрес>.
Представитель ответчика <адрес>, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что является ненадлежащим ответчиком, просит суд в удовлетворении иска к <адрес> отказать за необоснованностью.
Представитель ответчиков ГУ МЧС России по <адрес>, МЧС России, Правительства РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать, поскольку ранее до момента наступления (возникновение) чрезвычайной ситуации, решением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения и отзыв, где указал, что Министерство является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика УМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, представил письменное заявление и отзыв, где указал, что УМВД России по <адрес> является ненадлежащим ответчиком, вопрос включения в список граждан для предоставления государственного жилищного сертификата находится вне компетенции УМВД России по <адрес>. Указывает, решением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан аварийным в связи с физическим износом в процессе эксплуатации до момента наступления чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ. Просил в иске отказать.
Министерство финансов Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направили, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, возражений по иску не предоставили.
Министерство территориального развития <адрес> в судебное заседание своего представителя не направили, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, представили суду отзыв в котором указывает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, решению по иску оставляют на усмотрение суда.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав истцов, представителя ответчика, свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 подтвердивших суду факт постоянного проживания истцов по <адрес> с 2004 года и затопления их дома, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (далее Постановление №).
В пункте 1 Постановления № признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления № государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ ДД.ММ.ГГГГ) для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) указано, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
-постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
-регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
-утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с главой 4 п. б Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России ДД.ММ.ГГГГ N 2-4-87-24-7, для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма).
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 561.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального района «<адрес>» <адрес> произошло наводнение, вызванное проливными дождями на территории <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального района «<адрес>» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Из постановления Администрации ГП «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по адресу: <адрес> находился в зоне затопления ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №А создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального района «<адрес>».
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
Согласно справке Администрации городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ, истцы не включены в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с тем, что жилой дом, расположенный по <адрес> № <адрес> решением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным в связи с физическим износом в процессе эксплуатации до момента наступления чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ на территории городского поселения «Шилкинское». При реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда истцам будет предоставлено новое жилое помещение.
Согласно ответу главы Администрации городского поселения «Шилкинское» заключить договор социального найма с истцами не представляется возможным в связи с тем, что нет согласия ответственного нанимателя жилого помещения ФИО3, а также отсутствием ордера на указанное жилье.
Согласно свидетельству о смерти Замулина <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки АО «Читаэнергосбыт» следует, что ФИО4, проживающая <адрес> задолженности за потребленную электрическую энергию не имеет.
Из выписки из реестра муниципальной собственности городского поселения «Шилкинское» следует, что <адрес> находится в муниципальной собственности.
Согласно поквартирной карточке, представленной администрацией городского поселения следует, что истцы зарегистрированы в вышеуказанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
Факт регистрации и постоянного проживания истцов в вышеназванном жилом помещении установлен и не оспаривается ответчиками. Иного жилого помещения истцы согласно уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений не имеют.
Заключением межведомственной комиссии Администрации городского поселения «Шилкинское» № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Заключением межведомственной комиссии Администрации городского поселения «Шилкинское» № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что четырехквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истцами ФИО4, ФИО5, ФИО2 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> утрачено ранее, до возникновения чрезвычайной ситуации в июле 2018 года.
Заключениями межведомственных комиссий от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
На основании изложенного суд приходит к выводу в том, что право на получение государственного жилищного сертификата у истцов отсутствует, поскольку жилое помещение ими утрачено не в результате стихийного бедствия, а в результате физического износа в процессе эксплуатации и задолго до наступления чрезвычайной ситуации.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
Согласно частям 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ (до ДД.ММ.ГГГГ - статья 53 Жилищного кодекса РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
Судом установлено, что истцы проживают в <адрес>, с 2004 года, вселены и зарегистрированы в жилом помещении бывшим ответственным нанимателем Замулиной <данные изъяты>, которая умерла в 2016 году, как члены семьи нанимателя. Собственником жилого помещения Администрацией городского поселения «Шилкинское» факт проживания истцов на условиях договора социального найма не оспаривается. Задолженности по коммунальным услугам истцы не имеют.
С учетом изложенного, заявленные требования в части признания за истцами права пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>