Дело № 2-276/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 16 марта 2022 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Куприяновой Е.Л.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Ю.В.
с участием заместителя прокурора города Кумертау Балачевцева О.В.,
представителя ответчика Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Валеевой Э.С., действующей на основании доверенности от <...> <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора города Кумертау Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства, регламентирующего вопросы транспортной безопасности и антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Кумертау РБ интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства, регламентирующего вопросы транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, мотивируя свои требования следующим. Прокуратурой г. Кумертау РБ проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму и об обеспечении транспортной безопасности. В соответствии со ст.ст. 2, 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. При этом под противодействием терроризму понимается деятельность юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Вместе с тем, проведенная прокуратурой <...> проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспорта - 2 мостов путепроводов по ул. 60 лет БАССР <...> и по <...> выявила нарушения.
Согласно ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации <...>, к числу основных задач отнесены: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и, организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от <...> N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В п. 4 данной статьи даётся понятие обеспечению транспортной безопасности, как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Частью 1 ст. 4 Федерального закона от <...> N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон) установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено Настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Установлено, что в границах администрации городского округа <...>, находятся 2 путепровода по ул. 60 лет БАССР и <...>, протяженностью более 48 метров. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности собственником указанных объектов является администрация городского округа <...>. В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 6 Федерального закона от <...> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно п. 1 Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от <...> <...>, не подлежат категорированию искусственные дорожные сооружения длиной до 25 м включительно (мосты, путепроводы, тоннели), надземные и подземные пешеходные переходы, противкамнепадные, противолавинные и селепроводные сооружения, скотопрогоны, а также деревянные, наплавные и временные мосты (путепроводы). Вышеуказанные путепроводы имеют протяженность более 25 м., в связи с чем в силу ч. ч. 1, 5 ст. 6 Федерального закона от <...> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 1 Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от <...> <...>, подлежат категорированию. Однако отнесение вышеупомянутых объектов транспортной инфраструктуры к определенной категории с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий до настоящего времени администрацией ГО <...> не осуществлено. Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о том, что ответчиком не выполняются требования вышеуказанных законодательных и нормативных актов в сфере транспортной безопасности. Указанные нарушения не отвечают требованиям антитеррористической защищенности объектов транспортной безопасности и свидетельствуют о том, что ответчиком не принимаются все необходимые профилактические меры, направленные на предупреждение террористической деятельности. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В связи с тем, что выявленные в ходе проверки нарушения влекут нарушения прав неопределенного круга лиц, круг которых не представляется возможным персонифицировать и установить, просит обязать ответчика - администрацию городского округа Кумертау в шестимесячный срок с момента вступления решения по настоящему гражданскому делу в законную силу принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: провести категорирование объектов и получить паспорта безопасности на 2 моста - путепровода по ул. 60 лет БАССР и по <...>, протяженностью более 48 метров.
В последующем истцом представлено заявление об изменении доводов искового заявления, в котором просит обязать ответчика - администрацию городского округа Кумертау в шестимесячный срок с момента вступления решения по настоящему гражданскому делу в законную силу принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: провести категорирование объектов 2 мостов - путепровода по ул. 60 лет БАССР и по <...>, протяженностью более 48 метров, поскольку вышеуказанные путепроводы имеют протяженность более 25 м. и в силу ч.ч. 1, 5 ст. 6 Федерального закона от <...> № 16-ФЗ и Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от <...> <...>, подлежат категорированию.
В последующем истцом повторно представлено заявление об изменении доводов искового заявления, в котором просит обязать ответчика - администрацию городского округа в трехмесячный срок с момента вступления решения по настоящему гражданскому делу в законную силу принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, к разработке, оформлению, утверждению и направлению в Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ паспортов безопасности на 2 моста путепровода, расположенные по ул. 60 лет БАССР и по <...>, протяженностью пролетов, каждый менее 46 метров.
Определением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от <...> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО «РЖД», Министерство транспорта РФ, Министерство транспорта и дорожного хозяйства РБ, определением от <...> - Приволжское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Заместитель прокурора города Кумертау Балачевцев О.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Валеева Э.С. в судебное заседание представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от <...> «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. В соответствии с ч.2 той же статьи установлено, что «органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 6 ФЗ <...> категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно основным понятиям, установленным в ст. 1 указанного ФЗ:
п.2) категорирование объектов транспортной инфраструктуры - отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
п.3) компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечение транспортной безопасности.
Администрация городского округа <...> Республики Башкортостан к таковым органам не относится и полномочиями по категорированию объектов транспортной инфраструктуры не наделена. Указала также, что приказ Министерства транспорта Российской Федерации от <...> <...> «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта», признан утратившим силу в связи с изданием приказа Минтранса России от <...> <...>. Согласно п.5 приложения к Приказу Минтранса России от <...> <...> «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» определен перечень объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства не подлежащих категорированию:
1. Автовокзалы и автостанции, расположенные в границах населенных пунктов с численностью населения менее 100 тысяч человек, в работе которых в течение двух лет подряд не совершено и/или предотвращено ни одного акта незаконного вмешательства (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и/или совершении акта незаконного вмешательства) и среднесуточный пассажиропоток которых составляет менее 100 пассажиров в сутки;
2. Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно;
3. Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок;
4. Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели, служащие для пропуска пешеходов (пешеходного движения);
5. Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные.
Полагает, что объекты, указанные в исковом заявлении прокурора <...>, категорированию не подлежат, а также не требуется получения паспорта безопасности. В связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Третьим лицом Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит вынести решение на усмотрение суда и рассмотреть дело без участия своего представителя.
Третьим лицом Министерством транспорта и дорожного хозяйства РБ представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело без участия своего представителя.
Третьим лицом Приволжским территориальным управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта представлен отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что оно осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от <...> <...> (далее - Положение), и выполняет отдельные полномочия Федерального агентства железнодорожного транспорта по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта в объеме, предусмотренном Положением, являясь его территориальным органом. Согласно п. <...> Положения Управление вносит в Росжелдор предложения по присвоению категорий объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам железнодорожного транспорта и объектам транспортной инфраструктуры метрополитенов, находящимся в регионе деятельности территориального управления, с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Определение суда и исковое заявление не содержат информацию, однозначно подтверждающую, к какому из типов искусственных сооружений относится объект (мост или путепровод). Наименование объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) должно быть определено технической документацией и (или) указано в правоустанавливающих документах на искусственное сооружение. В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от <...> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) объектами транспортной инфраструктуры являются, в том числе: тоннели, эстакады, мосты. Путепровод не является ОТИ и не может относиться к ОТИ, подлежащим или не подлежащим категорированию. Кроме того, в исковом заявлении отсутствуют сведения о том, что объект входит в состав железнодорожной инфраструктуры. Имеется ссылка на Перечень ОТИ и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от <...> Ш 331 (далее - Перечень), с применением критериев, отнесенных к разделу V «Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство» данного документа. В соответствии с п. 4 раздела IV «Железнодорожный транспорт» Перечня не подлежат категорированию: не отнесенные к особо опасным, технически сложным объектам инфраструктуры железнодорожные мосты, не имеющие вертикально-подъемных или раскрывающихся пролетных строений, с максимальной длиной пролетных строений менее 46 м, со временем восстановления движения не более 1 суток. В случае если объект, являющийся предметом спора, относится к ОТИ, субъект транспортной инфраструктуры в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 12 Закона № 16-ФЗ обязан предоставить в Росжелдор полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра ОТИ и транспортных средств, предусмотренных ст. 6 Закона № 16-ФЗ. В адрес Приволжского территориального управления Росжелдора информация в целях категорирования спорного объекта не поступала. Также просит рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления.
Представитель третьего лица Министерство транспорта РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст. 2, 3 Федерального закона № 35-ФЗ от <...> «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. При этом под противодействием терроризму понимается деятельность юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации <...>, к числу основных задач отнесены: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и, организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от <...> N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В п. 4 данной статьи даётся понятие обеспечению транспортной безопасности, как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от <...> N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон) установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено Настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 6 Федерального закона от <...> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно раздела 4 Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от <...> <...>, не подлежат категорированию не отнесенные к особо опасным, технически сложным объектам инфраструктуры железнодорожные мосты, не имеющие вертикально-подъемных или раскрывающихся пролетных строений, с максимальной длиной пролетных строений менее 46 м, со временем восстановления движения не более 1 суток. На соответствующие объекты должны иметься паспорта безопасности согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от <...> <...> "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию" (согласно пп. в ч.5 Требований субъект транспортной безопасности обязан разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" по типовой форме согласно приложению.
Судом установлено, что прокуратурой <...> РБ проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму и об обеспечении транспортной безопасности, по результатам которой установлено, что в границах администрации городского округа <...>, находятся 2 путепровода по ул. 60 лет БАССР и <...>, протяженностью более 48 метров. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности собственником указанных объектов является администрация городского округа <...>. Вместе с тем, как показала проверка, паспорта безопасности на 2 моста путепровода по ул. 60 лет БАССР и <...> в администрации ГО <...> не разработаны, не утверждены в установленном законодательством порядке и не направлены в Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о проведении проверки от <...>, выпиской из ЕГРН от <...> <...>, техническим паспортом на ж.д. путепровод 255 км пк7 ж.д. линия Уфа-Оренбург <...>, расположенного в <...>, изготовленным ГУП «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ», техническим паспортом на ж.д. путепровод 254 км пк4 ж.д. линия <...>, расположенного в <...> по <...>, изготовленным ГУП «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ».
Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о том, что ответчиком не выполняются требования вышеуказанных законодательных и нормативных актов в сфере транспортной безопасности.
Указанные нарушения не отвечают требованиям антитеррористической защищенности объектов транспортной безопасности и свидетельствуют о том, что ответчиком не принимаются все необходимые профилактические меры, направленные на предупреждение террористической деятельности.
Таким образом, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На Администрацию городского округа <...> Республики Башкортостан следует возложить обязанность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, к разработке, оформлению, утверждению и направлению в Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ паспортов безопасности на 2 моста путепровода, расположенные по ул. 60 лет БАССР и по <...>, протяженностью пролетов, каждый менее 46 метров.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 60 ░░░ ░░░░░ ░ ░░ <...>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ 46 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░