УИД 50RS0042-01-2023-002437-94
№ 2-2713/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.06.2023 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой О.О.,
при секретаре Бундан А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску леш к администрации Сергиево-Посадского городского округа, Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта Российской Федерации о признании отсутствующим обременения земельного участка, признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Леш А.В. обратился в суд с иском к администрации Сергиево-Посадского городского округа, Росавтодору о признании отсутствующим обременения земельного участка, признании права собственности на дом.
Требования истца мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 154 кв. м из земель населенных пунктов для ведения ЛПХ по адресу: <адрес>. На участки истцом возмещен жилой дом площадью 194,3 кв. м в соответствии с ВРИ земельного участка и установленными строительными и градостроительными нормами и правилами. Решением Сергиево-Посадского отдела Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2022-55062209 истцу отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на данный жилой дом в связи с наличием ограничения использования участка – нахождение в зоне с особыми условиями использования территории, вид: придорожная полоса, зона охраны искусственных объектов, наименование: охранная зона придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры» км 55+600 – км 61+330, км 61+330 – км 95+330, реестровый №.365, учетный №.ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» для автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, придорожные полосы не устанавливаются. В соответствии с генеральным планом Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-МЗ, принадлежащий истцу земельный участок расположен в границах населенного пункта <адрес>-Посадского городского округа Московской области (функциональная зона Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами). Согласно правовой позиции, выраженной в абз.4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании обременения отсутствующим. Наличие ограничения, зарегистрированного в ЕГРН на участок истца, нарушает его право на его полноценное использование – возведение жилого дома, его государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности. Поскольку в силу закона придорожная полоса в границах населенных пунктов не устанавливается, то обременение в отношении участка истца должно быть признано отсутствующим. Обязанность по установлению, изменению границ зоны с особыми условиями использования территории (придорожной полосы), включая обязанность по направлению в уполномоченный орган соответствующих сведений и документов для изменения/исключения сведений ЕГРН возложена на Росавтодор. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 года № 10АП-24730/2021 по делу № А41-38171/2021. Обратившись в суд по изложенным основаниям со ссылкой на статьи 218, 219 ГК РФ, часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Леш А.В. просит признать отсутствующим обременение земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №, площадью 1 154 кв. м по адресу: <адрес>, зону с особыми условиями использования территории, вид: придорожная полоса, зона охраны искусственных объектов, наименование: охранная зона придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры» км 55+600 – км 61+330, км 61+330 – км 95+330, реестровый №, учетный №.ДД.ММ.ГГГГ; признать за Лешем А.В. право собственности на жилой дом площадью 194,3 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.4-5).
В судебном заседании представитель истца Леша А.В. по доверенности адвокат Гандзиошен А.В. требования поддержал по изложенным выше доводам. На вопрос представителя ответчика Росавтодор по доверенности Ильина А.В. ответил, что иных доказательств представлять не намерен, в обоснование довода о том, что участок находится в границах населенного пункта, сослался на справку Комитета по архитектуре и градостроительства Московской области. Полагал, что указанной справки достаточно для вывода суда о том, что дорога, в связи с которой участок находится в охранной зоне, также располагается в границах населенного пункта.
Ответчиком Росавтодор суду представлены письменные возражения, согласно которым Федеральное дорожное агентство не согласно с доводами, изложенными в исковом заявлении Леша А.В., и считает требования истца необоснованными, не соответствующими положениям законодательства Российской Федерации и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В рассматриваемом случае запись в ЕГРН о наличии ограничения в использовании на земельные участки внесена на основании распоряжения Федерального дорожного агентства. В силу пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами. В соответствии пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ установление границ придорожных полос автомобильных дорог является одним из способов ограничения прав на землю, которые принимаются исполнительными органами государственной власти, актами органов местного самоуправления, судом или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон. Особый режим использования земель в пределах придорожных полос устанавливается для обеспечения требований безопасности дорожного движения, нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог и их сохранности. Пункт 3.1. статьи 90 Земельного кодекса РФ предусматривает, что для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с данным Кодексом, законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В силу статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 257-ФЗ), принимаемое уполномоченным органом решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения не требует согласования с собственниками земельных участков, расположенных в границах указанных придорожных полос. В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Согласно пункту 5.4(5) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 года № 374, Росавтодор уполномочен принимать решения об установлении или изменении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, а также частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации. Принадлежащий истцу земельный участок включен в зону с особыми условиями использования территории – придорожную полосу федеральной автомобильной дороги общего пользования М-8 «Холмогоры», границы которой установлены и внесены в ЕГРН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 12.11.2013 года № 1883-р об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры». При этом земельный участок с кадастровым номером № образован из земельных участков с кадастровыми номерами №; а участки с кадастровыми номерами № – из участка с кадастровым номером №, на который и установлена придорожная полоса (стр. 9 – Приложение 4 п. 30 распоряжения от 12.11.2013№ 1883-р). Указанное распоряжение Федерального дорожного агентства истцом не обжаловалось, недействительным судом не признано. Доказательства, свидетельствующие о том, что решение об установлении границы придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» принято с нарушением требований закона, в материалах дела отсутствуют. Соответственно, установление придорожной полосы федеральной автомобильной дороги правомерно, распоряжение об установлении придорожной полосы соответствует действующему законодательству. Так как указанное распоряжение принято уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством, оно не может считаться противоправно нарушающим конституционные права и свободы истца. Согласно пункту 3 статьи 87 Земельного кодекса РФ установление ограничения прав в виде особого режима использования земельных участков, расположенных в границах придорожной полосы автомобильной дороги, не прекращает прав собственников. Согласно пунктам 2, 3 статьи 104 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные в границах зон с особым режимом использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, в их границах вводится особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления таких зон. Соответственно, регистрирующим органом в ЕГРН внесены достоверные сведения о вхождении участков в придорожную полосу с установлением соответствующих обременений на основании указанного распоряжения, согласно с положениями законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. На период времени формирования карты (плана) границ придорожной полосы границы Сергиево-Посадского городского округа, в который входит д. Варавино, не были определены, генеральный план Сергиево-Посадского городского округа утвержден 01.07.2021 года. В соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктом 5.4(5) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 года № 374, в целях реализации приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 года № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» – Распоряжением от 12.11.2013 года № 1883-р «Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры» на участке км 16+000 – км 25+000 (Мытищинский муниципальный район, Московская область), км 25+200 – км 55+600 (Пушкинский муниципальный район, Московская область), км 55+600 – км 61+330, км 61+330 – км 95+330 (Сергиево-Посадский муниципальный район, Московская область)» Росавтодор принял решение об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения на указанных участках (далее – придорожная полоса автомобильной дороги общего пользования федерального значения). В соответствии с местоположением границ придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения, установленных приложением № 4 к распоряжению Росавтодора от 12.11.2013 года № 1883-р, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0140131:190 располагается за границами населенного пункта д. Варавино. До вступления 28.03.2011 года в силу указанного Приказа Минтранса России от 13.01.2010 года № 4 – действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 года № 1420 «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.03.2011 года № 153, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в «Собрании законодательства РФ» 21.03.2011 года)), регулировавшее данные правоотношения аналогично Приказу Минтранса России от 13.01.2010 года № 4. Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 01.12.1998 года № 1420 собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земель. Согласно пункту 2 распоряжения Росавтодора от 12.11.2013 года № 1883-р Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» Федерального дорожного агентства» предписано направить копию распоряжения в орган местного самоуправления муниципального района, в отношении территорий которой принято данное распоряжение, для последующего уведомления в установленном порядке собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения, об особом режиме использования этих земельных участков. Вместе с тем, пунктом 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ. Согласно части 8 статьи 26 Федерального закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей. Иск не содержит информации, подтверждающей обращение истца к владельцу автомобильной дороги за получением согласия на такое строительство и отказе в выдаче такого согласия. Следует отметить, что Указом Президента РФ от 27.06.1998 года №727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» установлено, что федеральная автомобильная дорога общего пользования в любом случае имеет с каждой стороны придорожные полосы шириной не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода. Государственная регистрация права собственности истца на рассматриваемый земельный участок произведена после вступления в законную силу с 01.07.1998 Указа Президента Российской Федерации от 27.06.1998 года № 727. Положения данного Указа конкретизированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 года № 1420. Позже данный вопрос подробно урегулирован Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приобретая земельный участок, истец должен был и мог оценить возможные риски, связанные с последующим использованием объектов недвижимости по желаемому им назначению в придорожной полосе, учитывая то обстоятельство, что земельные участки граничат с федеральной автомобильной дорогой. При этом, по мнению ответчика, истец злоупотребляет правами по смыслу пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, пытаясь в судебном порядке легализовать постфактум строение, возведенное в нарушение статьи 26 Федерального закона № 257-ФЗ – на основании указанных положений истцу также должно быть отказано в иске. Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Таким образом, истец утверждает, что в границах населенного пункта размещен объект федерального значения – федеральная автомобильная дорога. Однако материалами дела данное утверждение истца не подтверждается. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие размещение объекта федерального значения – федеральной автомобильной дороги в генеральном плане границ населенного пункта. В генеральном плане населенного пункта информация о размещения объекта федерального значения – федеральной автомобильной дороги на день издания распоряжения Федерального дорожного агентства от 12.11.2013 года № 1883-р и на день обращения истца в суд с исковым заявлением отсутствует. Внесение границ населенного пункта в ЕГРН само по себе не подтверждает включение в генеральный план населенного пункта информации о размещении федеральной автомобильной дороги в границах населенного пункта и не может быть использовано для внесения соответствующих изменений в границы придорожной полосы без соблюдения обязательной специальной процедуры, предусмотренной законом, предусматривающей обязательное предоставление федеральному органу исполнительной власти доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию и их согласование последним. Схема границ населенного пункта сама по себе не подтверждает включение участка автомобильной дороги в границы населенного пункта и не может быть использована для внесения соответствующих изменений. Внесение изменений в перечень земельных участков, которые полностью либо частично расположены в границах придорожных полос автомобильной дороги, может быть осуществлено решением Федерального дорожного агентства, то есть является его правом, а не обязанностью, при условии представления сельским поселением документов, подтверждающих размещение федеральной автомобильной дороги в границах населенного пункта и согласования Генерального плана в установленном законодательством порядке. В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2004 года № 190-ФЗ при размещении на территории поселения объекта федерального значения генеральный план подлежит согласованию с уполномоченными Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Порядком согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 21.07.2016 года № 460 (до 10.10.2016 года – в соответствии приказом Министерства регионального развития РФ от 27.02.2012 года № 69), в отношении федеральных автомобильных дорог рассмотрение генерального плана и его согласование проводится Федеральным дорожным агентством, которое является в данном случае уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом, генеральный план на согласование в Федеральное дорожное агентство не поступал. Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Однако доводы истца о том, что придорожная полоса федеральной автомобильной дороги в данном случае установлена с нарушением Приказа Министерства транспорта РФ от 13.01.2010 года № 4, а также положений пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым придорожные полосы устанавливаются исключительно вне населённых пунктов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сведения о границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги внесены в ЕГРН – до проведения процедуры установления границ населенного пункта. Следует учесть и признать, что вхождение участков в границы населенных пунктов не может служить основанием для предъявления требований об обязании федерального органа исполнительной власти исключить из границ населенного пункта сведения о зоне с особыми условии использования территорий. Действующим законодательством РФ такая обязанность федерального органа исполнительной власти не установлена. Законом не предусмотрено в качестве основания для изменения границы придорожной полосы автомобильной дороги установление границ населенного пункта, и не предусмотрено процедуры внесения при этом в обязательном порядке корректировок в перечень земельных участков, расположенных в придорожной полосе автомобильной дороги, иное мнение истца основано на неверном толковании закона. Напротив, пунктом 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. При этом согласно пункту 23 статьи 106 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков. В соответствии с пунктом 3 статьи 107 Земельного кодекса РФ изменение видов разрешенного использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, допускается только с учетом ограничений прав на использование земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории. Также истцом пропущен пресекательный процессуальный срок на оспаривание распоряжения Федерального дорожного агентства от 12.11.2013 года № 1883-р, установленный статьей 219 КАС РФ, что является самостоятельным, достаточным основанием для отказа в иске – поскольку указанный ненормативный правовой акт сохраняет свою юридическую силу и подтверждает законность установления границ придорожных полос. Доказательств, подтверждающих противоправное ограничение прав истца со стороны ответчика, выразившееся в установлении границы придорожной полосы федеральной автомобильной дороги истцом не предоставлено. Таким образом, утверждение истца о нарушении установленной придорожной полосой его прав не основаны как на фактических обстоятельствах, так и на положениях закона. При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований. Истцом не приведено доказательств нарушения его имущественных прав ответчиком. Довод истца о том, что законные ограничения в использовании земельного участка затрудняют пользование им, не доказан, довод о невозможности получения разрешения на строительство в пределах придорожной полосы истцом также не доказан. По изложенным основаниям, ответчик Росавтодор просит отказать в иске (л.д.113-120).
В судебном заседании представитель ответчика Росавтодор по доверенности Ильин А.В. доводы возражений поддержал. Акцентировал внимание суда на том, что распоряжение Федерального дорожного агентства от 12.11.2013 года № 1883-р об установлении оспариваемого ограничения не обжаловано и не признано незаконным в предусмотренном законом порядке, не отменено и не изменено. Истцу при приобретении участка было известно о наличии ограничений в его использовании, однако, Леш А.В. действовал в обход закона, а в рассматриваемом деле пытается легализовать свои противоправные действия. Также отметил, что истцом суду не доказано расположение автодороги в пределах населенного пункта, а прежде не предпринято попыток получить у ответчика согласие перед возведением жилого дома, как того требует закон. По изложенным основаниям просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области по доверенности Миронова О.Н. в заседание явилась, против удовлетворения требований возражала, также усмотрев в действиях Леша А.В. признаки злоупотребления правом и действия в обход закона, поскольку истцу было известно о наличии обременения участка, что им проигнорировано. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований – ФКУ Центравтомагистраль» в заседание не явился, извещен (л.д.125). Об уважительных причинах неявки не сообщил. Ранее представил суду возражения на иск в форме письменного отзыва, в которых указал, что ФКУ «Центравтомагистраль» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. В соответствии с пунктом 3.2 Устава ФКУ «Центравтомагистраль», утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 года № 801, предметом деятельности ФКУ «Центравтомагистраль» является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления. Под оперативным управлением ФКУ «Центравтомагистраль» находится автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры». Земельный участок с кадастровым номером № образован из участков с кадастровыми номерами №, которые, в свою очередь, образованы из участка с кадастровым номером №. Последний согласно Распоряжению Росавтодора от 12.11.2013 года №1883-р входит в границы придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры». В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. Вместе с тем, согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 27.06.1998 года № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса». Положения Указа Президента РФ от 27.06.1998 года № 727 не распространяются на находящиеся в эксплуатации, а также начатые строительством на день его опубликования упомянутые здания и сооружения. По изложенным основаниям просил отказать в удовлетворении иска (л.д.65-87).
Представитель третьего лица без самостоятельных требований – Управления Росреестра по Московской области в заседание не явился, извещен в порядке части 2.1 статьи 113 ГПК РФ (л.д.94-95). Об уважительных причинах неявки не сообщил, возражений на иск не представил.
На основании изложенного, руководствуясь частями 1, 3 статьи 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Судом по сведениям ЕГРН установлено, что Леш А.В. является титульным собственником земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов для ведения дачного хозяйства площадью 1 154+/-24 кв. м, в отношении которого зарегистрировано бессрочное обременение – ограничение прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса РФ, пунктами 8 и 8.1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д.14-23).
Согласно указанным нормам права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) утратил силу – Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (статья 56 Земельного кодекса РФ).
Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье – технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 или 8.2 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (пункты 8 и 8.1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Основанием к внесению записи об обременении явилось Распоряжение Росавтодора от 12.11.2013 года №1883-р входит в границы придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры».
Согласно техническому плану здания от 02.12.2022 года и декларации об объекте недвижимости от 17.11.2022 года на участке истцом возведен жилой дом площадью 194,3+/-0,4 кв. м 2022 года постройки (л.д.24-54).
Наличие зарегистрированного ограничения стало основанием к возврату Управлением Росреестра по Московской области заявления истца с приложением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав без рассмотрения (л.д.56).
Обратившись в суд, Леш А.В. просит признать обременение участка отсутствующим.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Одним из возражений ответчика Росавтодор является довод о пропуске установленного законом срока для оспаривания Распоряжения Росавтодора от 12.11.2013 года №1883-р входит в границы придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры».
Данный довод судом отклоняется, поскольку исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
Как следует из пояснений сторон и материалов дела, участок с кадастровым номером № образован в результате перераспределения участков с кадастровыми номерами № на основании соглашения собственников от 10.11.2017 года (л.д.10-13).
Ранее участки с кадастровыми номерами № относились к категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства с тем же обременением (л.д.67-78).
Из положений статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» следует, что для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.
В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:
1) семидесяти пяти метров – для автомобильных дорог первой и второй категорий;
2) пятидесяти метров – для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
3) двадцати пяти метров – для автомобильных дорог пятой категории;
4) ста метров – для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
5) ста пятидесяти метров – для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.
Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.
В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
В соответствии пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ установление границ придорожных полос автомобильных дорог является одним из способов ограничения прав на землю, которые принимаются исполнительными органами государственной власти, актами органов местного самоуправления, судом или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон.
Особый режим использования земель в пределах придорожных полос устанавливается для обеспечения требований безопасности дорожного движения, нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог и их сохранности.
Пункт 3.1. статьи 90 Земельного кодекса РФ предусматривает, что для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.
Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с данным Кодексом, законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принимаемое уполномоченным органом решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения не требует согласования с собственниками земельных участков, расположенных в границах указанных придорожных полос.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ придорожные полосы автомобильной дороги – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно пункту 5.4(5) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 года № 374, Росавтодор уполномочен принимать решения об установлении или изменении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, а также частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа, по которым органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 1 статьи 24, части 1 статьи 32, части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ генеральный план, правила землепользования и застройки городского округа, в том числе внесение в них изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительное зонирование Градостроительный кодекс РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8, 9 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).
Принадлежащий истцу земельный участок включен в зону с особыми условиями использования территории – придорожную полосу федеральной автомобильной дороги общего пользования М-8 «Холмогоры», границы которой установлены и внесены в ЕГРН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 12.11.2013 года № 1883-р об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры».
Сведения о границах придорожной полосы внесены в ЕГРН как зона с особыми условиями использования территории до приобретения исходного участка с кадастровым номером № в собственность Леша А.В., на что прямо указано в договоре купли-продажи им участка (пункт 2.2, л.д.8-9).
На момент внесения сведений о границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры» в ЕГРН исходный земельный участок с кадастровым номером № также имел категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения и, соответственно, не входил в территорию населенного пункта.
Границы придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения как зоны с особыми условиями использования территории также установлены и внесены в ЕГРН до изменения категории земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 13.01.2010 года № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» (зарегистрирован в Минюсте России 22.04.2010 года № 16968), действующим на момент принятия распоряжения Федерального дорожного агентства от 12.11.2013 года № 1883-р, был утвержден Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения.
Границы придорожных полос автомобильных дорог федерального значения подлежали учету в документах территориального планирования, документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения (пункт 7 вышеуказанного Порядка).
Распоряжение Федерального дорожного агентства от 12.11.2013 года № 1883-р в установленном порядке не оспорено, не отменено и не изменено.
Земельный участок истца и правопредшественников находился вне границ населенного пункта на момент установления придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры» в границах Сергиево-Посадского района Московской области.
Суду стороной истца и ответчиком – администрацией не доказано, что при принятии документов по территориальному планированию округа учитывались установленные прежде границы придорожной полосы дороги федерального значения.
Не представлено и надлежащих доказательств того, что дорога федерального значения располагается в границах населенного пункта.
Учитывает суд и то, что на момент приобретения участка истцу было известно о наличии обременений, которые он проигнорировал.
Следовательно, оснований признавать обременение на земельный участок истца отсутствующим у суда не имеется.
Как следствие, подлежат отклонению и требования Леша А.В. о признании за ним права собственности на возведенный им в 2022 году в границах участка с кадастровым номером 50:05:0140131:190 жилой дом площадью 194,3 кв. м по следующим основаниям.
Как указано выше, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов (пункт 8 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
Такого согласия от собственника автодороги истцом не получено. За его получением Леш А.В. обратился уже после возведения жилого дома, что лишило собственника возможности разработать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению истцом как лицом, осуществляющим строительство жилого дома в границах придорожной полосы автомобильной дороги.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку в отношении права на строительство объекта на участке последний имеет зарегистрированное обременение, суд полагает, что такое необходимое условие, как наличие права, допускающего строительство, у истца в отношении участка отсутствует.
Отсутствие одного из необходимых в силу закона условий для признания права собственности на самовольную постройку является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования леш к администрации Сергиево-Посадского городского округа, Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта Российской Федерации о признании отсутствующим обременения земельного участка, признании права собственности на жилой дом оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.07.2023 года.
Судья - О.О. Соболева