РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
19 января 2022 года г. Знаменск Астраханская область
Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Чумаченко Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мориц Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Знаменск в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области в порядке пересмотра жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директора муниципального бюджетного учреждения муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» Нездешнева В.А. на постановление заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск А.Н.И. от 22 ноября 2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Нездешнева В.А.,
установил:
Постановлением заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск А.Н.И. от 22 ноября 2021 года № директор муниципального бюджетного учреждения муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» Нездешнев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением в части назначенного наказания, Нездешнев В.А. подал жалобу в суд, в которой просит снизить назначенное наказание в виде административного штрафа до 5 000 рублей, указав о том, что при назначении наказания были учтены не все имеющие место смягчающие наказание обстоятельства: привлечение впервые к административной ответственности, незначительный срок пребывания в занимаемой должности, признание вины и устранение допущенных нарушений.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Нездешнев В.А., в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени слушания. Представитель по доверенности также в судебное заседание не явился, суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и его представителя, с поддержанием доводов жалобы в полном объеме.
Заместитель начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск А.Н.И., извещена надлежащим образом, в судебное заседание не прибыла, просила удовлетворить доводы жалобы Нездешнева В.А. в части, снизить размер административного штрафа до 10 000 рублей.
Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с положениями статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Согласно ст. 30.6 ч. 2 п. 8 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под понятием санитарно-эпидемиологического благополучия населения понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на состояние человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Нормы ст. 8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ устанавливают, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статья 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ гласит, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно п. 228 Правил размещение и эксплуатация (на весь период их эксплуатации и после закрытия) специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород), должны обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Согласно п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны: в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению. При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из п. 243 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию полигона ТКО, должен разработать регламент работы полигона, инструкции по приему ТКО, вести круглосуточный учет поступающих ТКО, осуществлять контроль за составом и количеством поступающих отходов и их распределением, обеспечивать технологический цикл по изоляции отходов.
Согласно п. 250 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" заполнение полигона должно осуществляться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, послойным чередованием ТКО и грунта, дренажных труб, а также изолирующих материалов.
Из материалов дела усматривается, что по поручению прокуратуры Астраханской области, прокуратурой ЗАТО г. Знаменск Астраханской области проводилась проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на поднадзорной территории. В ходе проведенной проверки было установлено, что в функционировании полигона имеются серьезные нарушения, касающиеся обеспечения технологического цикла по изоляции отходов, а также установлено, что на территории МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» дважды зарегистрированы факты возгорания ТКО на полигоне ТКО, находящегося в ведении МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство». Возгорания произошли в результате несоблюдения технологического процесса захоронения ТКО, предусматривающего послойное чередование ТКО и грунта, дренажных труб и изолирующих материалов. В соответствии со ст.ст. 28.1, 23.49 КоАП РФ информация для привлечения виновных лиц к административной ответственности была направлена заместителю главного государственного санитарного врача в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск А.Н.И.
Как следует из постановления № от 22 ноября 2021 года заместителя главного государственного санитарного врача в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск А.Н.И. 22 ноября 2021 года в 15 часов в ходе рассмотрения протокола об административном правонарушении № от 08.10.2021, составленного по результатам прокурорской проверки полигона ТБО, расположенного по адресу: г. Знаменск с восточной стороны от существующей свалки, находящегося в ведении муниципального бюджетного учреждения муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство», юридический адрес: 416540, Астраханская область, г. Знаменск, ул. Астраханская, 1 В, проведенной с участием специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск установлено: директором муниципального бюджетного учреждения муниципального образования «Закрытое административно- территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» Нездешневым В.А. не принято своевременных мер по предотвращению горения твердых коммунальных отходов, что подтверждено 22.09.2021 в 9.30 часов наличием следов горения на всей территории рабочих карт и продолжающемся тлением, явившихся следствием нарушения технологического цикла утилизации ТКО на полигоне, расположенном по адресу: г. Знаменск с восточной стороны от существующей свалки (МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» юридический адрес: 416540, Астраханская область, г. Знаменск, ул. Астраханская, 1 В.), а именно отсутствием изоляции ТКО грунтом и изолирующими материалами, что является нарушением п. 243 и п. 250 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", а также директором муниципального бюджетного учреждения муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» Нездешневым В.А. не принято мер по обеспечению контроля за состоянием атмосферного воздуха на границе СЗЗ в период горения ТКО в рамках производственного контроля, что является нарушением п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Данные нарушения свидетельствуют о нарушении ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Таким образом, указанные действия Нездешнева В.А. как должностного лица – директора МБУ МО « ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» имеют все признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Согласно протоколу внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ЗАТО Знаменск № от 10.09.2021 « О состоянии пожарной безопасности на полигоне твердых коммунальных отходов ЗАТО Знаменск и выработке мер по её улучшению», директору МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство Нездешневу В.А. рекомендовано организовать силами учреждения выкос и уборку травы на полигоне ТКО и прилегающей территории в срок до 17.09.2021, организовать ежедневные работы по проливке водой коммунальных отходов силами персонала полигона ТКО с использованием мотопомпы и резервуаров-накопителей воды, а также с привлечением при необходимости поливомоечных машин учреждения, обеспечить оперативное реагирование и своевременный подвоз воды для тушения возгораний на полигоне ТКО по заявке СПСЧ №, проработать вопрос о возможности приобретения в лизинг необходимой инженерной техники для полигона ТКО 17.09.2021, провести служебное расследование по фактам загорания полигона ТКО, непринятия своевременных мер по обеспечению пожарной безопасности полигона ТКО, халатному исполнению должностных обязанностей персоналом полигона ТКО с принятием действенных мер до 17.09.2021.
Факт совершения директором МБУ МО « ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» Нездешневым В.А. правонарушения, указанного в оспариваемом постановлении, его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом № об административном правонарушении от 16.11.2021, информационным письмом о выявленных нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства от 12 августа 2021 года №, информационным письмом о результатах обследования полигона ТБО от 23.09.2021 №, распоряжением администрации МО ЗАТО Знаменск Астраханкой области №-р от 03.09.2021 о назначении Нездешнева В.А. на должность директора МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство», протоколом внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ЗАТО Знаменск № от 10.09.2021 « О состоянии пожарной безопасности на полигоне твердых коммунальных отходов ЗАТО Знаменск и выработке мер по её улучшению».
В самой жалобе директора МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» Нездешнева В.А. не оспаривается факт совершения указанного административного правонарушения, а высказывается лишь несогласие с размером назначенного наказания в виде административного штрафа, с требованием о снижении назначенного наказания в виде административного штрафа до 5 000 рублей.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, достоверность и допустимость представленных доказательств сомнений не вызывает, бремя доказывания распределено правильно.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ и конкретными обстоятельствами совершенного правонарушения, при назначении наказании заместителем главного государственного санитарного врача в Ахтубинском, Харабалинском района и ЗАТО Знаменск А.Н.И. учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно: отсутствие сведений о привлечении ранее к административной ответственности директора Нездешнева В.А. за совершение аналогичного правонарушения, незначительный срок пребывания на занимаемой должности, признание вины и устранение допущенных нарушений, кроме того оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным не имеется, а также оснований для применения положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку минимальный размер штрафа для должностных лиц, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ составляет 30 000 рублей.
Таким образом, вынесенное должностным лицом заместителем главного государственного санитарного врача в Ахтубинском, Харабалинском района и ЗАТО Знаменск А.Н.И. по делу об административном правонарушении постановление отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление по делу об административном правонарушении № от 22 ноября 2021 года заместителя главного государственного санитарного врача в Ахтубинском, Харабалинском района и ЗАТО Знаменск А.Н.И. о привлечении к административной ответственности должностного лица – директора МБУ МО « ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» Нездешнева В.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 30000 рублей - оставить без изменения, а жалобу должностного лица – директора МБУ МО « ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» Нездешнева В.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда.
Председательствующий Е.М. Чумаченко