Решение по делу № 2а-561/2019 от 06.12.2018

Дело -----

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дата года г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Савельевой В.В.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой В.А.,

с участием представителя административного истца – администрации г.Чебоксары Чувашской Республики Крупяковой А.В. по доверенности от 28.12.2018 г.

административного ответчика – судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП Управления ФССП по Чувашской Республике Степанова Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Чувашской Республике Степанову Е.Ю., Управлению ФССП по Чувашской Республике об освобождении от уплаты исполнительского сбора

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Чебоксары с учетом уточнений обратилась в суд с указанным административным иском к СПИ Межрайонного ОСП по ИОИП Управления ФССП по Чувашской Республике Степанову Е.Ю., Управлению ФССП по Чувашской Республике об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами. дата судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Чувашской Республике на основании исполнительного листа № ----- от дата, выданного Ленинским районным судом г.Чебоксары Чувашской Республики по делу -----, вступившему в законную силу дата, возбуждено исполнительное производство ----------- о возложении обязанности на администрацию г.Чебоксары Чувашской Республики предоставить Кортуновой И.О. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. дата г. судебный пристав-исполнитель Степанов Е.Ю. в рамках указанного исполнительного производства вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере ----- руб. Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от дата № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов. На предоставление специализированных помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа выделены средства в сумме ----- руб.: - средства федерального бюджета - ----- руб., - средства республиканского бюджета Чувашской Республики - ----- руб. Администрацией г.Чебоксары были предприняты необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, объявлены аукционы в электронной форме на приобретение объектов. Так, с дата по дата года было объявлено ----- аукционов в электронной форме на приобретение в общей сложности ----- квартир для предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Однако, данные аукционы были признаны несостоявшимися в виду отсутствия заявок. Таким образом, исполнение судебного решения невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

В судебном заседании представитель администрации города Чебоксары Крупякова А.В. административный иск с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что по результатам последнего аукциона, дата были заключены контракты на приобретение ----- квартир детям-сиротам. Данные квартиры не были до дата года переданы администрации поскольку сдача дома подрядчиком была приостановлена, в настоящее время дом сдан, в апреле квартиры буду переданы администрации и согласно списку ----- детей-сирот, включенных в списки смогут получить квартиры в ближайшее время. Хотя Кортунова И.О. в данный список не вошла, список формировался по мере вынесения судебных решений, и в него включены лица, судебные акты по которым решения принимались в дата году и в начале дата года. Но дата уже объявлен новый, и если он состоится, то возможно Кортунова И.О. войдет в новый список. Обо всех указанных действиях администрация своевременно информировала судебного пристава-исполнителя, в том числе он был проинформирован и о предоставлении отсрочки исполнения решения, также о том, что были поданы заявления либо повторные заявления об отсрочке исполнения, однако, в большинстве случаев, не дожидаясь вступления в силу решения суда об отсрочке или об отказе в отсрочке, не учитывая, что нарушение указанного срока было вызвано необходимостью соблюдения требований, установленных в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных и произошло не по вине администрации, судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора.

В судебном заседании административный ответчик СПИ Межрайонного ОСП по ИОИП Управления ФССП по Чувашской Республике Степанов Е.Ю. в удовлетворении требований административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора просил отказать по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Считает, что должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения. Неисполнение исполнительного документа в течение длительного времени нарушает права взыскателей. При вынесении им постановления о взыскании исполнительского сбора нарушений требований законодательства об исполнительном производстве им не допущено.

Иные лица участвующие в деле, в том числе административный ответчик Управление ФССП по Чувашской Республике, заинтересованное лицо – взыскатель Кортунова И.О., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.

Судом решен вопрос о рассмотрении дела при имеющейся явке на основании ч.2 ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.

Выслушав объяснения, лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом дата N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу ч. 1 ст. 5 от Федерального закона дата N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве, ФЗ «Об исполнительном производстве») принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от дата N 118 «О судебных приставах» на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112, 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст. 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что в производстве СПИ Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Чувашской Республике Степанова Е.Ю. находится исполнительное производство ----------- от дата, возбужденное на основании исполнительного листа № ----- от дата, выданного Ленинским районным судом г.Чебоксары Чувашской Республики по делу -----, вступившему в законную силу дата, о возложении обязанности на администрацию г.Чебоксары Чувашской Республики предоставить Кортуновой И.О. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащегося в исполнительном документе, с момента получения им копии постановления. При этом должник также предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа, в срок предоставленный для добровольного исполнения, и не представления доказательств, что исполнение невозможно вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, будет взыскан исполнительский сбор, в размере, предусмотренном Законом.

Копия указанного постановления от дата о возбуждении исполнительного была получена административным истцом своевременно, что сторонами не оспаривается.

дата администрацией г.Чебоксары подано в Ленинский районный суд г.Чебоксары заявление об отсрочке исполнения решения суда в до дата.

дата определением Ленинского районного районного суда г.Чебоксары в предоставлении отсрочки отказано.

дата определением Ленинского районного суда г.Чебоксары частная желоба администрации г.Чебоксары на определение от дата об отказе в предоставлении отсрочки, возвращена заявителю.

Администрация г.Чебоксары Чувашской Республики в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнила.

дата года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике Степановым Е.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от дата N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от дата N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" в целом признал не противоречащей Конституции РФ возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, определив исполнительский сбор, как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, указав при этом, что данная мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В силу п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Приобретение жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирующим порядок и сроки совершения мероприятий в указанной сфере.

Так, план соответствующих закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 17).

Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную ------ (ч. 9 ст. 17).

Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (ч. 1 ст. 49).

В соответствии с Федеральным законом от дата ------ ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривает, что заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов.

Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 54).

Таким образом, исполнение администрацией г.Чебоксары Чувашской Республики предусмотренных законом процедур объективно исключает возможность предоставления взыскателю жилого помещения в пятидневный срок со дня получения им копии постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике от дата о возбуждении исполнительного производства -----------.

Суд также считает необходимым указать, что применительно к положениям ст.52 Федерального закона от дата ----- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст. 169 Бюджетного кодекса РФ, учитывая дефицит местного бюджета, социальную направленность деятельности должника, в рассматриваемой ситуации меры принудительного исполнения без учета перечисленных обстоятельств являются неэффективными и создают дополнительную нагрузку на местный бюджет.

Из представленной суду административным истцом конкурсной документации усматривается, что администрацией г.Чебоксары Чувашской Республики были предприняты необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, объявлены аукционы в электронной форме на приобретение объектов. Так, с дата по дата года было объявлено ----- аукционов в электронной форме на приобретение в общей сложности ----- квартир для предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Однако, данные аукционы были признаны несостоявшимися в виду отсутствия заявок.

Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании, следует, что по результатам последнего аукциона от дата, дата были заключены контракты на приобретение ----- квартир детям-сиротам. Хотя Кортунова И.О. в данный список не вошла, список формировался по мере вынесения судебных решений, и в него включены лица, судебные акты по которым решения принимались в дата году и в начале дата года. Но дата уже объявлен новый, и если он состоится, то возможно Кортунова И.О. войдет в новый список.

Из разъяснений п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч.ч. 6, 7, 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 62 КАС РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ).

С учетом уточнения исковых требований, администрация города Чебоксары Чувашской Республики постановление о взыскании исполнительского сбора не оспаривает.

С учетом приведенного правового регулирования и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что неисполнение требований исполнительного документа в предоставленный одновременно с возбуждением исполнительного производства срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, было вызвано причинами, объективно не зависящими от воли должника, и свидетельствует об отсутствии вины администрации г. Чебоксары Чувашской Республики и, следовательно, о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск администрации г.Чебоксары к СПИ Межрайонного ОСП по ИОИП Управления ФССП по Чувашской Республике Степанову Е.Ю., Управлению ФССП по Чувашской Республике об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить администрацию г.Чебоксары от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП Управления ФССП по Чувашской Республике Степанова Е.Ю. от дата по исполнительному производству ----------- от дата. в отношении взыскателя Кортуновой Ирины Олеговны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено: дата.

Судья В.В. Савельева

2а-561/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Чебоксары
Ответчики
Судебный пристав - исполнитель Межрайонного отедал судебных приставов Степанов Е.Ю.
УФССП России по ЧР
Другие
Межрайонный ОСП по ИОИП УФССП по ЧР
Начальник Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП по ЧР страший судебный прситав Бочкарев Алексей Михайлович
Кортунова Ирина Олеговна
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
21.03.2020Регистрация административного искового заявления
21.03.2020Передача материалов судье
21.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Производство по делу возобновлено
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее