Дело № 2-1736/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 октября 2018 г. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
при секретаре Степанниковой Е.П.,
с участием представителя истцов – адвоката Веригиной Н.Н., действующей на основании ордера №.... от 10.09.2018,
представителя ответчика – Сергиенко И.Г., действующей на основании доверенности №.... от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Л.В., Васильева К.И., Диденко А.И., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Диденко И.А., к Администрации города Новошахтинска об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ними, зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в срок до 31.12.2019.
В обоснование своих доводов истцы указали, что они являются собственниками квартиры №.... в доме №.... по <адрес> в равных долях, каждый по 1/4 доле, на основании договора купли-продажи квартиры с использованием заемных денежных средств от 25.03.2014 и договора дарения 1/2 доли квартиры от 19.08.2014. Дом №.... по <адрес>, в котором он проживает, признан непригодным для постоянного проживания и включен в список ветхих домов, ставших в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «...» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности. Их семья включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой ... ОАО «Ростовуголь» непригодной для проживания, под ТЭО №..... Указанный список утвержден 01.06.2016 протоколом Ая-272пр. Их семье положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 72 кв.м.
Они неоднократно устно и письменно обращались в Администрацию г. Новошахтинска с просьбой заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке. Однако на все их обращения они получают ответы с обещанием заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья только в случае поступления средств из федерального бюджета. В свою очередь средства федерального бюджета, предназначенные для реализации мероприятия по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, в текущем году распределены в полном объеме. При этом конкретный срок переселения их семьи так и не установлен.
Пунктом 1.5. Положения о порядке содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013 года, установлено, что установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является исключительным правом Администрации города – получателя бюджетных средств.
Считают, что их семья имеет право на первоочередное получение социальной выплаты, так как в составе семьи имеется инвалид ... группы по общему заболеванию - Васильева Л.В. В свою очередь Администрация г. Новошахтинска немотивированно и необоснованно уклоняется от заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты на покупку жилья.
Кроме того, дом находится в ужасающем состоянии и проживать в нем в настоящее время невозможно. В связи с чем они вынуждены были съехать на съемное жилье.
Истцы Васильева Л.В., Васильев К.И., Диденко А.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. В предоставленном суду заявлении просили дело рассмотреть без их участия, указав, что исковые требования поддерживают в полном объеме, а их интересы будет представлять адвокат Веригина Н.Н. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истцов – адвокат Веригина Н.Н., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Сергиенко И.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, поскольку семья включена в дополнительные списки, их переселение нарушит права граждан, включенных в основные списки, и не переселенных до настоящего времени. В настоящее время денежные средства отсутствуют для переселения граждан. Также пояснила, что претензий к пакету документов, предоставленному истцами, не имеется.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы включены в дополнительный Список граждан. подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой ... ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, под ТЭО №.....Указанный Список.. утвержден протоколом Минэнерго РФ от 01.06.2018 № Ая-272пр.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления с учетом причастности граждан к льготной категории (с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан из основных списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города), установленной федеральным и областным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ЖК РФ защите в судебном порядке подлежат нарушенные (оспариваемые) права, в частности жилищные права.
По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
Помимо указанного, суд считает необходимым отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которые лицо считает нарушенным, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.
Из материалов дела следует, что истцы обращались в Администрацию г. Новошахтинска по вопросу заключения сними договора о предоставлении соцвыплаты, на что был получен ответ за подписью первого заместителя Главы Администрации города П.М.Н., из которого следует, что заключить договор о предоставлении социальной выплаты не представляется возможным в виду отсутствия средств.
Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.
Согласно сведениям, предоставленным представителем ответчика, указанным в письменном возражении, из дома №.... по <адрес> из 21 семьи, включенных в Список по данному адресу переселены двое во втором квартале 2018 года.
Вместе с тем, из материалов дела, фотоматериала следует, что проживание в данном доме невозможно, так как его состояние создает угрозу жизни и здоровью истцов.
Кроме этого, из материалов дела следует, что Васильева Л.В. является инвалидом ... группы и имеет право на первоочередное переселение в соответствии с п. 1.5 Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403.
Указанным обстоятельствам ответчиком не дана была оценка при решении вопроса о переселении истцов из непригодного для проживания жилого помещения.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17, ст. 18).
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает, что заявление требования о пресечении действий, нарушающих право, может быть использовано конкретным субъектом в качестве способа защиты его нарушенного права.
С учетом изложенного, суд полагает, что действия ответчика, уклоняющегося от заключения с истцами договора о предоставлении социальной выплаты в связи с отсутствием денежных средств, нарушают права истцов, и подлежат пресечению, а заявленные требования – удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя заявленные требования, считает необходимым установить в решении определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - до 31.12.2019.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Васильевой Л.В., Васильева К.И., Диденко А.И., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Диденко И.А., к Администрации города Новошахтинска об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области заключить с Васильевой Л.В., Васильевым К.И., Диденко А.И., Диденко И.А., зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в срок до 31.12.2019.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение суда составлено 30.10.2018.