РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-3471/2024
УИД 43RS0001-01-2024-003975-75
26 ноября 2024 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Ковтун Н.П.
при секретаре Ведерникове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2, ФИО3 о признании решений незаконными, признании права на получение статуса ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о признании решений незаконными, признании права на получение статуса ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий. В обоснование требований указал, что (Данные деперсонифицированы) в период с {Дата} по {Дата}. {Дата} и {Дата} обращался к ФИО3 с заявлением, в котором просил ходатайствовать перед председателем комиссии военного комиссариата по оформлению и выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Вместе с тем, решением ФИО4 от {Дата} в выдаче удостоверения отказано, поскольку лица специального контингента, заключившие согласие на участие в выполнении специальных задач, определяемых Министерством обороны Российской Федерации, не относятся к ветеранам боевых действий, перечисленных в подпунктах 1, 1.1, 2.2-2.4, 9 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах». С данным решением не согласен, считает его противоречащим действующему законодательству и не соответствующим представленным в материалы личного дела документам. Факт выполнения им боевых задач в составе добровольческого формирования, содействующего выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ в ходе СВО и созданного по решению органов государственной власти Российской Федерации, подтверждается выписками из приказов командира войсковой части {Номер} от {Дата} {Номер} {Номер}, от {Дата} {Номер} {Номер}), от {Дата} {Номер} (§{Номер}), где прямо указано о его пребывании в добровольческом формировании, утвержденном приказом Министра обороны РФ от {Дата} {Номер}дсп на основании контракта. Доказательств того, что он заключил согласие на участие в выполнении специальных задач, определяемых Министерством обороны Российской Федерации, как лицо, отнесенное к «(Данные деперсонифицированы)», не имеется. Согласно справке от {Дата} {Номер} он освобожден от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы со снятием судимости на основании Указа Президента РФ от {Дата} «О помиловании», а согласно приказу командира войсковой части {Номер} от {Дата} {Номер} (Данные деперсонифицированы) с {Дата}, то есть будучи не судимым. В связи с чем, с учетом уточнений просил признать незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы решение ФИО2 от {Дата}, ответ ФИО6 ФИО2 от {Дата} об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, признать незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы решение ФИО8 от {Дата}, признать за ним право на получение статуса ветерана боевых действий как лица, поступившего в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, {Адрес} с {Дата}, а также на территориях {Адрес} и {Адрес} с {Дата}, возложить на ответчиков обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов - оформить и выдать ему удостоверение ветерана боевых действий (л.д. 4-11, 107-110).
В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на удовлетворении исковых требований. Пояснил, что подписывал контракт, имел воинское звание. Копию контракта на руки не получал.
Представители ответчиков ФИО2, ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены.
Третье лицо ФИО7 ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело без его участия. Представил возражения, в которых указал, что ФИО1, будучи (Данные деперсонифицированы) (л.д. 45-46, 212-213).
Представители третьих лиц ФИО8, ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки неизвестны.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд пришел к следующему.
Из материалов гражданского дела судом установлено, что ФИО1, будучи осужденным по приговору (Данные деперсонифицированы) от {Дата} по {Номер} УК РФ к наказанию в виде (Данные деперсонифицированы), добровольно дал согласие на участие в специальной военной операции (далее – СВО) в составе (Данные деперсонифицированы), за что был помилован Указом Президента Российской Федерации от {Дата} со снятием судимостей, в том числе непогашенных на дату применения данного Указа (л.д. 120, 173-174).
С {Дата} по {Дата} истец в качестве добровольца принимал непосредственное участие в {Адрес} (л.д. 121, 175-177).
{Дата} ФИО1 прекратил выполнение задач специальной военной операции, освобожден от занимаемой должности, исключен из списков указанной штурмовой роты.
{Дата} ФИО1 обратился в ФИО8 с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос о признании его ветераном боевых действий, выдать удостоверение ветерана боевых действий (л.д. 172).
Решением ФИО7 от {Дата} документы, представленные ФИО1 в ФИО3 для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» возвращены без реализации. Разъяснено, что лица специального контингента, заключившие согласие на участие в выполнении специальных задач, определяемых Министерством обороны Российской Федерации, не относятся к перечисленным категориям ветеранов боевых действий, поименованным в Федеральном законе № 5-ФЗ, для данной категории лиц предусмотрены иные социальные гарантии, связанные с освобождением от отбывания уголовного наказания путем помилования (л.д. 16).
Решением ФИО4 от {Дата} обращение ФИО1 о выдаче удостоверения ветерана боевых действий оставлено без удовлетворения (л.д. 14).
По результатам проведенной по обращению ФИО1 проверки военным прокурором Кировского гарнизона в адрес ФИО7 внесено представление об устранении нарушений закона, в котором предписано, в том числе принять меры к рассмотрению заявления ФИО1 (л.д. 179-182).
Из выписки из протокола {Номер} заседания ФИО8 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от {Дата} следует, что обращение рядового запаса ФИО1 о выдаче удостоверения ветерана боевых действий оставлено без удовлетворения, поскольку на лиц, выполнявших задачи в составе (Данные деперсонифицированы), не распространяются положения п.6 ст. 22.1 ФЗ от {Дата} № 61-ФЗ «Об обороне» о порядке заключения гражданами контракта о пребывании в добровольческом формировании, на которых в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, распространяется статус военнослужащих (л.д. 122).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Из содержания п. 10 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 "О воинской обязанности и военной службе" следует, что началом военной службы считается: для граждан, имеющих воинские звания и призванных на военную службу, - дата издания приказа военного комиссара субъекта Российской Федерации о направлении к месту прохождения военной службы; для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.
Частью 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлен круг лиц, для которых предусмотрены законом социальные гарантии и компенсации.
Частью 5.1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлен круг лиц из числа граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне", для которых предусмотрены законом социальные гарантии и компенсации.
В соответствии с п. 8.1 ст. 1 Федерального закона от 31 марта 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ (далее - добровольческие формирования).
В силу п. 6 ст. 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином РФ и Министерством обороны РФ письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны РФ. В указанном контракте закрепляются добровольность поступления гражданина РФ в добровольческое формирование, срок, в течение которого гражданин РФ обязуется пребывать в нем, и условия пребывания в добровольческом формировании, определяемые Министерством обороны РФ. Указанный контракт вступает в силу со дня его подписания уполномоченным должностным лицом и прекращает свое действие со дня исключения гражданина РФ из добровольческого формирования по одному из оснований, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящей статьи.
Решение о создании добровольческих формирований согласно подп. 11.2 п. 2 ст. 4 и ст. 22.1 Федерального закона "Об обороне" принимает Президент РФ, а реализует Минобороны России. В состав добровольческих формирований входят граждане РФ, добровольно поступившие в такие формирования и военнослужащие, направленные Минобороны России.
Порядок поступления граждан РФ в добровольческие формирования и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам РФ, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядок заключения контракта и пребывании граждан РФ в добровольческих формированиях утверждены приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2023 г. № 67.
Данный приказ регламентирует вопросы поступления граждан, не находящихся на военной службе, изъявивших желание поступить в добровольческое формирование, путем подачи заявления в военные комиссариаты муниципальных образований, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете – в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства) (п. 2 Приложения № 1).
Из положений п. 10 ст. 22.1 Федерального закона "Об обороне" следует, что граждане РФ, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется статус военнослужащих.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых норм, контракт о пребывании в добровольческом формировании не тождественен контракту о прохождении военной службы, а граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, не отнесены к военнослужащим и таковыми не являются, при этом социальные гарантии на граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, распространяются исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
К ветеранам боевых действий относятся лица, перечисленные в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", в том числе лица, участвующие в выполнении специальной военной операции, перечисленные в пунктах 1.1, 2.2 - 2.4 и 9 указанной части.
(Данные деперсонифицированы)
Вышеперечисленные нормы не регулируют вопросы, связанные с привлечением осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и их передачи от Федеральной службы исполнения наказаний в Министерство обороны Российской Федерации для их привлечения к участию в выполнении специальных задач, определяемых Министерством обороны Российской Федерации.
Между тем Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" установлены правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.
Согласно частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" осужденный, призванный на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключивший в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождается от наказания условно.
Лицо, указанное в части 1 этой статьи, если оно не отбыло наказание или не было освобождено от наказания ранее, освобождается от наказания: со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы; со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному пп. "а", "в" или "о" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО1, будучи (Данные деперсонифицированы). При этом с ФИО1 не заключался ни контракт о прохождении военной службы, (Данные деперсонифицированы) Доказательств обратного суду не представлено.
Для лиц, пребывающих в (Данные деперсонифицированы), предусмотрены иные социальные гарантии, связанные с освобождением их от отбывания уголовного наказания путем помилования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности принятых ответчиками решений и не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании решений ФИО2 от {Дата}, ФИО3 от {Дата} незаконными, признании права на получение статуса ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░2, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.12.2024.