Решение по делу № 33-3744/2015 от 10.06.2015

Дело № 33-3744/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

29 июня 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.

судей

Левиной Н.В., Глушко А.Р.

при секретаре

Безгубенко А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в лице представителя Захаровой С.Л. на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 10 марта 2015 года, которым постановлено:

«Заявление Хамова Н.А. об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество: земельный участок, расположенный по адресу: <.......>, оформленное сообщением об отказе от 2.12.2014 г., исх.№ 01/383/2014-180/31066.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в полном объеме устранить допущенное нарушение.».

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, заинтересованные лица Думанова (Гультяева) О.В., Безбородова Е.Н. в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Мочаковой Е.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Хамова Н.А., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Хамов Н.А. обратился в суд с заявлением об отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту также - Управление) об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество: земельный участок, расположенный по адресу: <.......>, оформленное сообщением об отказе от 02.12.2014 г., исх. № 01/383/2014-180/31066, возложении на Управление обязанности произвести государственную регистрацию права собственности Хамова Н.А. на земельный участок, расположенный по адресу: <.......> на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное постоянное пользование землей серии ТЮ № 211, выданного Хамову Н.А. Администрацией пос. Матмасы (далее по тексту также – Государственный акт ТЮ № 211), указывая, что 18.07.2014 г. Хамов Н.А. подал заявление в Управление на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <.......> на основании Государственного акта серии ТЮ № 211, Управление 02.12.2014 г. приняло решение об отказе в государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество на основании абз. 10, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту также – ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г.), в связи с непредоставлением документов, необходимых для государственной регистрации в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя и ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и(или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Заявитель считал указанный отказ незаконным, поскольку для государственной регистрации им были в полном объеме предоставлены документы, необходимые для регистрации права.

В качестве правоустанавливающего документа заявителем был предоставлен Государственный акт серии ТЮ № 211, выданный Хамову Н.А. Администрацией пос. Матмасы на основании решения Администрации пос. Матмасы от 15.05.1992 г. № 35. Из сообщения об отказе следует, что в Управление Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени был направлен Государственный акт серии ТЮ № 211, выданный Хамову Н.А. Администрацией пос. Матмасы на основании решения Администрации пос. Матмасы от 15.05.1993 г. № 35, акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за № 211, согласно которому Хамову Н.А. предоставлен земельный участок в бессрочное (постоянное) пользование площадью <.......> га. При этом в Департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени решения Администрации пос. Матмасы от 15.05.1993 г. № 35 и от 15.05.1992 г. № 35 отсутствуют. Заявитель полагает, что в соответствии со ст.25.2 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. требование о предоставлении заявителем решения Администрации пос. Матмасы от 15.05.1992 г. № 35 не основано на законе, государственный акт серии ТЮ № 211, выданный Хамову НА., недействительным не признан, при этом Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени подтвердил выдачу вышеуказанного документа, т.к. второй экземпляр находится на хранении в Департаменте.

Хамов Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Мочакова Е.Д. в судебном заседании с заявлением не согласилась.

Заинтересованные лица Думанова (Гультяева) О.В. и Безбородова Е.Н., привлечённые к участию в деле определением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 26 февраля 2015 года, в судебном заседании с доводами заявления не согласились.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласно Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в лице представителя Захаровой С.Л., которая в апелляционной жалобе просит решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 10 марта 2015 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что в представленном в качестве правоустанавливающего документа Государственном акте серии ТЮ № 211, имеются разночтения с Государственным актом, находящимся в Департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, в части даты решения на основании которого выдан вышеуказанный Государственный акт. Отмечет, что в Управление ранее предоставлено распоряжение главы Администрации п. Матмассы Ленинского района г. Тюмени от 18.05.1993 г. № 35, согласно которого, гаражному кооперативу «Уралец» выделен земельный участок для расширения существующего гаражного кооператива «Уралец» в районе п. Матмассы в количестве <.......> га. Утверждает, что Государственный акт, представленный заявителем на государственную регистрацию не подтверждает право собственности Хамова Н.А. на земельный участок с кадастровым номером <.......>. Также указывает, что судом первой инстанции не учтено, что согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Гаражного кооператива «Уралец» на земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......>, на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № 3, выданного на основании распоряжения Администрации п. Матмассы от 18.05.1993 г. № 35, зарегистрирвоанного в книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользовании землей за № 3.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Ленинского районного суда г. Тюмени от 10 марта 2015 года.

Из материалов дела следует, что 18.07.2014 г. заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......>.

На государственную регистрацию заявителем предоставлен Государственный акт на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное постоянное пользование землей серии ТЮ № 211, выданный Хамову Н.А. Администрацией пос. Матмасы на основании решения Администрации пос. Матмасы от 15.05.1992 г. № 35, зарегистрированный в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения пользования землей за № 211, согласно которому, Хамову Н.А. предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью <.......> га., а также квитанцию об оплате государственной пошлины от 18.07.2014 г. Кроме того, заявителем 29.08.2014 г. и 08.11.2014 г. дополнительно представлялись документы: справка о присвоении (идентификации) адреса от 24.09.2014 г., кадастровая выписка о земельном участке от 30.10.2014 г. № 7200/201/14-290516.

Сообщением № 01/383/2014-180/31066 от 02.12.2014 г. заявителю отказано в государственной регистрации права на указанное недвижимое имущество на основании абз.10, 13 п. 1 ст. ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. в связи с непредоставлением документов, необходимых для государственной регистрации в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя и ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Основанием отказа в регистрации послужило то обстоятельство, что согласно ответа Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, решение Администрации пос. Матмасы от 15.05.1992 г. № 35 в Департаменте отсутствует. Кроме того, у государственного регистратора возникли сомнения в подлинности и достоверности указанных в Государственном акте сведений.

Согласно пункту 2 статьи 16 и пункту 1 статьи 18 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., государственная регистрация прав проводится путем подачи заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 17 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

В силу пункта 2 статьи 17 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (абз. 1). Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (абз.2).

В соответствии с положениями ст. 25.2 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., определяющей особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для, в том числе, индивидуального гаражного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1). Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является в том числе, акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания (пункт 2). Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается (пункт 6).

Судебная коллегия полагает, что принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Государственный акт ТЮ № 211, представленный Хамовым Н.А. на регистрацию, по форме и содержанию соответствует требованиям закона. На день обращения заявителя за регистрацией права собственности и на день вынесения судом решения указанный акт никем не оспорен и не признан недействительным, доказательств наличия прав на спорный земельный участок у иных лиц суду не представлено, вследствие чего у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области законные основания к отказу Хамову Н.А. в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок отсутствовали.

Судебная коллегия считает, что отсутствие в Департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени решения Администрации пос. Матмасы от 15.05.1992 г. № 35 о предоставлении указанного земельного участка Хамову Н.А., а также отсутствие в указанном органе решения Администрации пос. Матмасы от 15.05.1993 г. № 35, на которое, как на основание предоставления земельного участка в собственность, содержится указание в копии Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй на имя Хамова Н.А., поступившего в регистрирующий орган из Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, не влечёт отказа в регистрации права собственности на земельный участок, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок Хамову Н.А. не предоставлялся, а также о недействительности представленного заявителем Государственного акта ТЮ № 211 о праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей. При этом, содержащееся в апелляционной жалобе утверждение о том, что распоряжением главы администрации п. Матмасы Ленинского района г. Тюмени от 18.05.1993 г. выделен земельный участок площадью <.......> га. гаражному кооперативу «Уралец», а также, что за указанным гаражным кооперативом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, что препятствует регистрации права собственности на земельный участок, указываемый заявителем, на материалах дела не основано.

Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Исходя из изложенного судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, правильно установив имеющие значение для дела обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства и применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, постановил законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 10 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Захаровой С.Л. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-3744/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Хамов Н.А.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Глушко Андрей Ростиславович
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
29.06.2015Судебное заседание
07.07.2015Передано в экспедицию
07.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее