Дело № 2-1815/2024
УИД: 16RS0040-01-2024-001591-15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 мая 2024 г. г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Панфиловой А.А.
при ведении протокола помощником судьи Захаровой Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об обязании включить в специальный стаж период службы по призыву, назначении пенсии, установлении факта принадлежности трудовой книжки, взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периода прохождения срочной военной службы в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный страховой стаж из расчета 1 год за 2 года службы; об установлении факта принадлежности трудовой книжки и обязании назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование иска указано, что в ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в отдел пенсионного фонда <адрес> с заявлением о назначении ему льготной пенсии и определении северного стажа. ДД.ММ.ГГГГ истец получил от ответчика извещение о назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 356 руб. 55 коп., в том числе фиксированную выплату в размере 7 567 руб. 33 коп. Однако ДД.ММ.ГГГГ решением отдела установления пенсий № Отделения СФР по РТ в назначенной пенсии по старости истцу было отказано, выплаты прекращены. В стаж на соответствующих видах работ за работу на территории района Крайнего Севера не включен период службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Заявителю рекомендовано обратиться за назначением досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет, либо доработать недостающий стаж на территории Крайнего Севера – 1 год 7 мес. 15 дней. Истец считает данный отказ незаконным, в связи с чем вынужден обратиться в суд с данным иском.
Истец ФИО2 и его представитель ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивали на исковых требованиях, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ в судебное заседание не явился, представлено возражение на исковое заявление, в котором просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в мае 2023 года ФИО2 обратился в ОПФР по РТ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу в Районах Крайнего Севера, с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена страховая пенсия по старости в размере 17 356 руб. 55 коп., в том числе фиксированная выплата в размере 7 567 руб. 33 коп. (л.д. 22).
Решением Отдела установления пенсий № ОСФР по РТ от ДД.ММ.ГГГГ № выявлена ошибка, допущенная при назначении досрочной страховой пенсии по старости по списку №, установленной ФИО2, в связи с неверным применением норм закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ при приравнивании службы в армии по призыву на территории РКС. Пенсионный орган решил устранить данную ошибку и вынести отказное решение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71).
Согласно извещению об отказе в назначении пенсии период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку необоснованно применены нормы закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).
Согласно пояснениям истца военную службу он проходил на Камчатке и в Чукотском АО. Присягу принял в <адрес>, затем служил на Чукотке.
В соответствии с трудовой книжкой ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах России, ДД.ММ.ГГГГ был принят плавильщиком 4 разряда плавильного участка 1 плавильного цеха медного завода в РАФ «Норильский Никель» (л.д.118-121).
Истец считает незаконным исключение из специального стажа периода его службы в армии, поскольку указанный период указан в качестве срочной военной службы, в подтверждение своих доводов предоставил военный билет, согласно которому проходил службу в рядах советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122-123).
Изучив представленные доказательства, суд полагает, что предъявленные исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 28 января 2016 года N 48-О и др.).
Право на зачет времени действительной срочной военной службы в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11 предусмотрено не было.
Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", которым включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.
В связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и которыми, как указано выше, включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не предусмотрено.
Ныне действующий с 1 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Таким образом, оснований для включения спорного периода прохождения истцом военной службы в подсчет специального стажа по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется.
Из предварительного расчета стажа видно, что период службы в армии по призыву зачтен пенсионным органом в страховой стаж ФИО2 (л.д.65). согласно подсчету пенсионного органа стаж ФИО2 дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленный в соответствии с п.6 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ составляет 13 лет 04 месяца 15 дней, что недостаточно для назначения пенсии в 45 лет.
При таких обстоятельствах оснований для признания решения СФР об отказе в установлении страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии не имеется
Требования ФИО2 об установлении факта принадлежности трудовой книжки так же не подлежат удовлетворению, поскольку фамилия, имя, отчество, дата рождения истца в трудовой книжке указаны верно, в соответствии с паспортом, сомнений в её принадлежности ни у суда, ни у пенсионного органа не возникало. Сведения о трудовой деятельности истца, в том числе отраженные в трудовой книжке, были предметом изучения пенсионным органом при рассмотрении заявления о назначении пенсии.
По общему правилу, установленному частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса.
Поскольку в удовлетворении исковых требования ФИО2 отказано, то оснований для возмещения расходов по оплате государственной пошлины не имеется.
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления ФИО1 N 1173 от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 273, ст. 187 ТК РФ, руководствуясь ст.55-57,194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, включении в специальный стаж периода прохождения срочной (по призыву) военной службы, установлении факта принадлежности трудовой книжки, взыскании судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в апелляционном порядке через Зеленодольский городской суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: