УИД: 78RS0014-01-2022-004734-82
2-5372/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2022 года город Санкт-Петербург
Московский районный суд Санкт–Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Е.В.,
при секретаре Чурбаковой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарасова Сергея Сергеевича к администрации Московского района Санкт-Петербурга о включении периодов работы в стаж, обязании назначить денежную выплату, компенсации морального вреда, –
УСТАНОВИЛ:
Тарасов С.С. обратился в суд с иском, в котором просил в общий трудовой стаж период его обучения на курсах водителей с 16.09.1988 по 08.03.1989 г.г., обязать ответчика произвести денежную выплату в соответствии со ст. 63 Социального кодекса Санкт-Петербурга для пенсионеров, проработавших в Санкт-Петербурге не менее 20 лет и имеющих общий трудовой стаж 45 лет за период с 01.01.2020 по 01.06.2020 г.г., взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, ссылаясь на необоснованность отказа администрации в назначении вышеуказанной выплаты.
В судебное заседание ответчик своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще (л.д. 75), об отложении не ходатайствовал.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд признал возможным рассматривать дело в отсутствие ответчика.
Выслушав истца, просившего иск удовлетворить, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Как установлено судом, 27 октября 2020 года Тарасов С.С. обратился в администрацию Московского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшие возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшие в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет, и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, предусмотренной п.п. 3 п. 1 ст. 60 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» - л.д. 37-38.
Решением администрации Московского района Санкт-Петербурга от 05.11.2020 года в предоставлении запрошенной Тарасовым С.С. меры социальной поддержки отказано в связи с недостижением требуемого общего трудового стажа Тарасова С.С., указано, что на 14.10.2020 года общий трудовой стаж истца, учтенный ответчиком, составил 43 года 02 месяца 18 дней – л.д. 36.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении конкретных мер, выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Законодатель субъекта Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, в 14 главе принятого им Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» закрепил положения о социальной поддержке отдельных категорий граждан, определив категории лиц, в отношении которых устанавливаются меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки (статья 60), а также перечень самих мер и порядок их предоставления (статьи 61 - 71).
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» социальная поддержка - система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим Кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан;
В соответствии с подпунктом 3 пунктом 1 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства, в том числе, гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
В силу ст. 71 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», в целях реализации мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных в настоящей главе, Правительством Санкт-Петербурга определяется, в том числе:
порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе порядок компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных в настоящей главе;
порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительной меры социальной поддержки гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 60 указанного Кодекса.
Так, Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 1 июля 2016 г. № 187-р утвержден Порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
Согласно пункту 2 Порядка определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга № 187-р от 01.07.2016 года (далее также, Порядок), общим трудовым стажем признается учитываемая при определении права на дополнительные меры социальной поддержки, установленные статьей 63 Социального кодекса, суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности.
Региональным трудовым стажем является учитываемая при определении права на дополнительные меры социальной поддержки, установленные статьей 63 Социального кодекса, суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности в Санкт-Петербурге (Ленинграде).
Общий трудовой стаж составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин (пункт 3 Порядка).
В пункте 4 вышеуказанного Порядка перечислены периоды работы и иной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, среди которых периоды обучения в высшем учебном заведении не поименованы.
Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка, подсчет общего трудового стажа и регионального трудового стажа осуществляется администрациями районов Санкт-Петербурга на основании представленных гражданином подтверждающих периоды работы и иной деятельности документов, указанных в пункте 8 данного Порядка, в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев), при этом каждые 30 дней периодов работы и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Из приведенных нормативных положений следует, что регулирование отношений по предоставлению мер социальной поддержки определенной категории граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, которыми предусмотрено предоставление мер социальной поддержки только определенной категории лиц, а именно - гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
При этом в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для данной категории жителей Санкт-Петербурга, претендующих на предоставление им мер социальной поддержки, включается суммарная продолжительность периодов работы, а также периодов иной деятельности, перечень которых приведен в пункте 4 Порядка, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга № 187-р от 01.07.2016 года.
Согласно трудовой книжке истца 16.09.1988 года, ответу на судебный запрос Тарасов С.С. принят на работу в СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и зачислен на курсы водителей автобусов 16.09.1988 года, после окончания курсов с 09.03.1989 года переведен водителем автобуса (л.д. 45-46)
Таким образом, указанный период (с 16.09.1988 по 08.03.1989 – 5 мес. 24 дн.) подлежал учету при определении общего стажа, поскольку истец был трудоустроен в установленном порядке.
В то же время, на момент обращения истца в администрацию даже при включении спорного периода в общий стаж, его продолжительность составила бы 43 года 8 мес. 12 дн., в связи с чем истец правомерно не был отнесен к той категории граждан, которые имеют право на получение мер социальной поддержки на основании положений п. 3 ч. 1 ст. 60 Закона Санкт-Петербурга № 728-132 от 22.11.2011 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
Периоды безработицы в общей сложности составили 12 мес. 22 дн., и при их включении общий стаж составил бы 44 года 9 мес. 4 дн., что тоже менее 45 лет.
Таким образом, отказ администрации является правомерным, оснований для удовлетворения требований истца о включении периодов работы в стаж, обязании назначить денежную выплату подлежат отказу.
Требование о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, поскольку не установлено нарушения личных неимущественных прав истца ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Тарасова Сергея Сергеевича, паспорт № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт–Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Смирнова Е.В.