Судья Милашевич О.В.
№ 2-3711/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь Дело № 33-796/2024
11 января 2024 года (№ 33-14014/2023)
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Бабиновой Н.А.,
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кузнецова Василия Александровича на решение Ленинского районного суда города Перми от 18 октября 2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю Ганиятовой В.В. (доверенности № 300 от 29.08.2023, № 351 от 09.10.2023), судебная коллегия,
установила:
Кузнецов Василий Александрович обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее – ГУФСИН России по Пермскому краю) о возложении обязанности выплатить единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что с 12.02.2004 истец проходил службу в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, в 2014 году подал рапорт для получения единовременной социальной выплаты на жилье. Согласно выписке из протокола № 111 от 20.12.2016 комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты Кузнецов В.А. совместно с членами семьи Н., К1. и К2., поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 14.08.2014. До настоящего времени выдача единовременной социальной выплаты не произведена, никакой информации о сроках и порядке получения указанной выплаты до истца нет. 28.02.2023 истец обратился в ФСИН с запросом о предоставлении информации о получении единовременной социальной выплаты. В полученном 27.03.2023 ответе указано, что выплата будет предоставлена в порядке очередности, номер очереди сотрудника не является постоянной величиной и может изменяться в силу ряда причин. По мнению истца, его права на получение единовременной выплаты на приобретение жилья нарушены, что и явилось основанием для обращения в суд.
Определением суда от 22.08.2023, вынесенном в протокольной форме, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (л.д. 64).
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, из содержания которых следует, что согласно выписке из протокола № 111 от 20.12.2016 комиссией ФСИН России Кузнецов В.А. поставлен составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с 14.08.2014. В соответствии с п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты – выплата предоставляется сотруднику в порядке очередности принятия их на учет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренному соответствующему федеральному органу исполнительной власти. Таким образом, единовременная социальная выплата не может быть выплачена истцу ранее сотрудников, вставших на учет до 14.08.2014 те до даты постановки в очередь истца. Какого-либо внеочередного права на получение единовременной социальной выплаты перед иными гражданами Кузнецов В.А. не имеет (л.д. 23).
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. В жалобе приведены доводы о том, что судом не принята во внимание дата постановки истца на учет с целью получения единовременной выплаты, в связи с чем, по состоянию на 2023 год такая выплата должна быть предоставлена, поскольку право на жилище закреплено в Конституции РФ, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для реализации этого права.
Возражения на жалобу в письменном виде не поступили.
На заседание судебной коллегии истец не явился, извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания в связи с невозможностью участия в нем по уважительной причине не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика, третьего лица Гиниятова В.В. на заседании судебной коллегии просила оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения, указав, что преимущественное право на получение выплаты у истца отсутствует, выплата будет предоставлена в порядке очередности, денежные средства на эти цели выделяются.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит основании для его отмены.
Как следует из материалов дела, Кузнецов В.А. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 14.08.2014 Решением комиссии ФСИН России № 111 от 20.12.2016 с составом семьи из 4 человек, в том числе: Кузнецов В.А., его супруга Н., дочь – К1., сын – К2. (л.д. 8, 52).
До настоящего времени единовременная социальная выплата Кузнецову В.А. не предоставлена, в ответе ФСИН России от 27.03.2023 на обращение истца от 28.02.2023 о предоставлении информации по срокам получения единовременной выплаты указано, что выплата будет предоставлена в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет, исходя из размера выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований (л.д. 24).
В материалах дела имеется Справка ГУФСИН России по Пермскому краю от 29.09.2023 № 60/56/5-196, согласно которой в 2014 году единовременная социальная выплата предоставлена 1 сотруднику; в 2015 году – 36 сотрудникам; в 2016 году – 62 сотрудникам; в 2017 году – 23 сотрудникам; в 2018 году – 21 сотруднику; в 2019 году – 21 сотруднику с датами подачи документов до 30.01.2014; в 2020 году – 27 сотрудникам с датами подачи документов до 27.02.2014; в 2021 году – 15 сотрудникам с датами подачи документов до 20.03.2014; в 2022 году - 14 сотрудникам с датами подачи документов до 07.04.2014 (пенсионерам УИС) (л.д. 76).
В справке ГУФСИН России по Пермскому краю от 12.10.2023 №60/56/5-205 указано, что на дату выдачи справки в ГУФСИН России по Пермскому краю информация по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам (пенсионерам УИС) в 2023 году от ФСИН России не поступала. В настоящее время комиссией ФСИН запрошены уточняющие сведения в отношении сотрудников (пенсионеров УИС) с датами подачи документов до 15.05.2014 для принятия решения о предоставлении им ЕСВ (л.д. 77).
Порядок и условия предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты, предусмотренной частью 1 статьи 4 Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369.
Согласно пункту 23 указанных Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, при этом, сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, правильно применив положения Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369, регулирующие спорные правоотношения, исходил из отсутствия у истца на дату постановления решения права на получение выплаты с учетом порядкового номера его очереди, а также отсутствия права на получение такой выплаты во внеочередном порядке.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действиями ответчика нарушено предусмотренное Конституцией Российской Федерации право на жилище подлежат отклонению.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище, обязанность органов государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления права на жилище, а также право малоимущих, иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его бесплатное или за доступную плату предоставление из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как указано выше, право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения предусмотрено статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с частью 6 которой, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденные Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, предусматривают предоставление сотрудникам единовременной социальной выплаты в порядке очередности постановки на учет (пункт 23). Преимущественным правом на получение выплаты перед сотрудниками, поставленными на учет в том же году, обладают сотрудники, имеющие трех и более детей.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 №3693, финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов и Федеральной таможенной службе на осуществление деятельности в установленной сфере.
Из изложенного следует, что действия ответчика ввиду их соответствия законодательству не подлежат оценке в качестве нарушающих конституционные права истца на жилище, так как само по себе право истца на получение единовременной выплаты ответчиком не оспаривается, однако в связи с отсутствием оснований для предоставления выплаты в настоящее время с учетом существующей очередности и объема выделяемых бюджетных ассигнований, не может быть реализовано.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 18 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова Василия Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 11 января 2024 года.