Дело №2-3224/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июня 2016 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Островской Т.В.,

при секретаре Горной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Ростова-на-Дону в интересах К.Г.М., К.М.С. к Администрации г.Ростова-на-Дону, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г.Ростова-на-Дону, МКУ «Управление ЖКХ», третьи лица: администрация Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района города Ростова-на-Дону обратился с иском в суд, где в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства при рассмотрении обращения Катьковой Г.М. в связи с непринятием мер к переселению ее из ветхого аварийного жилья – квартиры <адрес>, в ходе которой было установлено, что многоквартирный дом <адрес> в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу». В соответствии с техническим паспортом коммунальная квартира имеет общую площадь 388,6 кв.м., жилую площадь 278,9 кв.м., где общая площадь комнаты истца составляет 28 кв.м. Согласно договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, в данной квартире зарегистрированы и проживают Катькова Г.М. и Катьков М.С.

На основании изложенного, просят обязать Администрацию г.Ростова-на-Дону предоставить по договору социального найма Катьковой Г.М. и Катькову М.С. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 28 кв.м. в черте данного населенного пункта.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалева А.А., требования поддержала в полном объеме.

Истцы Катькова Г.М. и Катьков М.С. исковые требования поддержали в полном объеме и просили удовлетворить.

Представитель Администрации г.Ростова-на-Дону Киселева Т.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержав доводы своих письменных возражений.

Представитель МКУ «Управление ЖКХ Октябрьского района» г.Ростова-на-Дону Жученко Е.А. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону Чебанян Э.С. исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Представители МКУ «ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону» и администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону в судебное заседание не явились, будучи извещенным судом надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ и третьего лица.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).

В силу положений статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Как следует из ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Судом установлено, что Катькова Г.М. и Катьков М.С. зарегистрированы и проживают в квартире <адрес>, состоящей из одной комнаты жилой площадью 19,4 кв.м. в коммунальной квартире, находящейся в муниципальной собственности, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.

Заключением , выполненных <данные изъяты> жилой многоквартирный дом <адрес> признан непригодным для проживания граждан.

Постановлением и.о. главы администрации г.Ростова-на-Дону Кузнецова С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Правообладателем квартиры <адрес> является МКУ «Управлением ЖКХ» Октябрьского района г.Ростова-на-Дону.

В соответствии с техническим паспортом коммунальная квартира аварийного дома по адресу: <адрес>, расположенная на втором этаже, в которой на основании договора социального найма зарегистрированы и проживают Катькова Г.М. и Катьков М.С., имеет общую площадь 388,6 кв.м., жилую 278,9 кв.м., в том числе комната Катьковой Г.М. составляет 19,4 кв.м. жилой площади.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).

Статьей 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 названного Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 года №551-О-О, в соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса РФ, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

В нарушение вышеназванных норм жилищного законодательства, ответчиком Администрацией г.Ростова-на-Дону с момента вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ не принято реальных мер по предоставлению иного благоустроенного жилого помещения равнозначной площадью, истцы Катькова Г.М. и Катьков М.С. на протяжении длительного времени проживают в условиях, непригодных для проживания в виду аварийности дома. Подобным бездействием органа местного самоуправления нарушены жилищные права Катьковой Г.М. и Катькова М.С.

Таким образом, заявленные исковые требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, где надлежащим ответчиком является Администрация г.Ростова-на-Дону, которая обязана предоставить истцам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 28 кв.м.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░.░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 28 ░░.░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-3224/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
Катьков М.С.
Катькова Г.М.
Ответчики
Департмент ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону
МКУ "Управление ЖКХ" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
Администрация г. Ростова-на-Дону
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Дело на сайте суда
leninsky.ros.sudrf.ru
14.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2016Передача материалов судье
18.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2016Судебное заседание
02.06.2016Судебное заседание
02.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее