Решение по делу № 2-313/2021 от 21.04.2021

84RS0001-01-2021-000357-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2021 года                                  г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пигиной Н.А.,

при секретаре Галат В.Н.,

с участием представителя ответчика ООО «Потапово» Дубовской Ю.В., выступающей на основании доверенности от 31.05.2021 года,

представителя ответчика администрации г.Дудинка – Гришина В.С.. выступающего по доверенности от 17.01.2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-313 по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Норильске в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Потапово» и администрации г.Дудинка о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Норильске, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилось в Дудинский районный суд с иском к ООО «Потапово» о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил, указывая на то, что ООО «Потапово» эксплуатирует поверхностный водоисточник – водозабор на реке Хета в п. Волочанка. При этом ответчиком в 2020 году получено санитарно-эпидемиологическое заключение№ 24.49.31.000.Т.000127.02.20 от 06.02.2020 года о соответствии проекта зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». В нарушение требований п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» после получения санитарно-эпидемиологического заключения ООО «Потапово» по настоящее время – апрель 2021, не утвердило проект зон санитарной охраны в установленном порядке. Следовательно, границы зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника хозяйственно-питьевого назначения (обеспечивается холодное водоснабжение жителей поселка Волочанка) фактически не установлены. Вместе с тем, отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны источника водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в поверхностном водоисточнике, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц, по химическому и биологическому фактору. Указанные выше нарушения норм санитарных правил и нормативов являются нарушениями требований санитарного законодательства, влекущими нарушения прав человека на обеспечение безопасной среды обитания, а также создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, истец просит суд признать незаконным бездействие ООО «Потапово» по согласованию зон санитарной охраны для поверхностного водоисточника (поверхностный водозабор на реке Хета, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселок Волочанка) в министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края; обязать ответчика устранить нарушения санитарных правил незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.

Определением Дудинского районного суда от 09.06.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Дудинка.

Представитель истца Денисенко Т.А., выступающая на основании доверенности от 05.10.2020 года, в судебном заседании участия не принимала, о дне и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Потапово» Дубовская Ю.В., выступающая на основании доверенности от 31.05.2021 года, принимая участие в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержала ранее представленные возражения, из которых следует, что поселок Волочанка муниципального образования г.Дудинка услугами центрального водоснабжения не охвачен. Организация поставки воды в поселок происходит путем подвоза воды автоцистернами, автотранспортом обслуживающих предприятий из ближайших водоемов. В настоящее время в п. Потапово источником технического и хозяйственно-бытового водоснабжения является река Хета. Забор воды производится путем закачки воды мотопомпой в емкость 2,5 куб.м., установленную на автомобиле. Для обеззараживание забираемой воды используются таблетки «акватабс». 23.04.2020 года администраций г.Дудинка и ООО «Потапово» заключено соглашение, в силу которого ООО «Потапово» приняло на себя обязательства оказывать услуги по подводу питьевой воды населению поселка в соответствии с требования ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с нормами данного Федерального закона, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон санитарным правилам. 28.05.2018 года ООО «Потапово» заключило договор на выполнение работ по разработки проектов зоны санитарной охраны (ЗСО) для 4 источников, в том числе и в п.Волочанка, с ООО «Центр экологических разработок и аудита». 13.01.2020 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» приняло заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии санитарным правилам проекта зон санитарной охраны водозабора на р.Енисей в пос.Волочанка, о чем 06.02.2020 года выдано соответствующее заключение. Между тем, ООО «Потапово» использует водный объект р.Хета в п. Волочанка без разрешительных документов на право пользования поверхностными водными объектами или их частями. 20.07.2020 года Министерство направило в адрес ООО «Потапово» приказ об отказе в установлении зон санитарной охраной охраны видеоисточника, ввиду несоответствия представленного проекта. После повторного направления проекта Министерством вновь отказано в его согласовании 15.10.2020 года. В 2020 году ООО «Потапово» разработало и согласовало с Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю рабочую программу производства контроля качества воды. Ежегодно ООО «Потапово» проверяет питьевую воду из р.Хета согласно протоколам исследований вода отвечает санитарным нормам. В настоящее время ООО «Потапово» обратилось в администрацию г.Дудинка с заявлением о расторжении договоров водоснабжения в связи с отсутствием законных оснований для осуществления деятельности по водоснабжению. Ввиду отсутствия заключенного договора о водопользовании, а также с учетом того, что генеральным планом в поселке Волочанка предусматривается централизованное водоснабжение объектов общественно-деловой зоны, жилой застройки и объектов производственного назначения, представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель Дубовская Ю.В. также пояснила, что с 01.06.2021 года ООО «Потапово» прекратило осуществлять доставку питьевой воды в поселок, соглашение с администрацией города в настоящее время не расторгнуто. Подготовленный проект зон санитарной охраны водоисточника дважды был отклонен министерством экологии и рационального природопользования, причиной тому стало нахождение на территории ЗСО объектов, которые не могут там находится – кладбища, скотомогильника и других. У ООО «Потапово» отсутствует возможность изменить точку водозабора, ввиду отсутствия транспортной доступности к водоему.

Представитель соответчика администрации города Дудинка Тувишов А.Е., выступающий по доверенности от 09.01.2020 года, представил возражения, из которых следует, что с исковыми требования к администрации г.Дудинка он не согласен ввиду следующего. Во исполнение п.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для создания полноценной системы устойчивого функционирования инженерной инфраструктуры генеральным планом, утвержденным Решением Дудинского городского Совета депутатов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 13.12.2017 года № 10-0386 предусматривается комплекс мероприятий по размещению объектов местного значения города, в том числе централизованное водоснабжение в населенных пунктах муниципального образования «город Дудинка». Срок реализации мероприятий установлен до 2036 года. Для организации водоснабжения п. Потапово администрацией г.Дудинка избрано ООО «Потапово», с которым заключен соответствующий договор сроком действия по 31.12.2021 года. В силу п. 1.2 Договора ООО «Потапово» обязалось за счет собственных сил поставлять воду в поселок. В мае 2021 года ООО «Потапово» обратилось с письмом о расторжении заключенного договора, до настоящего времени договор не расторгнут. Река Енисей является федеральной собственность, администрация г.Дудинка не осуществляет забор водных биологических ресурсов, в связи с чем ей не может быть заключен договор водопользования. Заключение о соответствии проекта зон санитарной охраны водных объектов санитарным правилам на р.Енисей в п.Потапово получено ООО «Потапово» 28.04.2020 года. Однако, проект зон санитарной охраны ООО «Потапово» в уполномоченный орган не направлен. Учитывая изложенное, представитель ответчика полагает, что на администрация г.Дудинка не может быть возложена обязанность по согласованию указанного проекта. (т.1 л.д. 242-244)

Представитель ответчика администрации г.Дудинка Гришин В.С. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражениях.

Представитель третьего лица министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, где указал о том, что ранее ООО «Потапово» обращалось в Министерство для утверждения проекта зон санитарной охраны водоисточника в п. Волочанка, однако в утверждении проекта было отказано, повторных обращений не поступало.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего гражданского дела в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 41 и ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, что предусмотрено ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 года).

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с ч. 1,3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.199 года № 52-ФЗ использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно ч.5 указанной статьи зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства (к каковым в соответствии с п.1 Правил относятся организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение) обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пунктом 1.2 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»), введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 и утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002, (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) определено, что данные Правила определяют санитарно – эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Согласно п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и подземных источников.

В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, которым определена процедура утверждения ЗСО водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе установлены комплектность проекта ЗСО и сроки его утверждения, которые составляют не более двух месяцев (п.13).

В соответствии с п. 2 Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края по утверждению проектов зон санитарной охраны является министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.

Вместе с тем, 28.11.2017 года постановлением Правительства Красноярского края от № 715-П утверждено Положение о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, в соответствии с п.п.3 п.1.1 Министерство осуществляет надзор (контроль), в том числе в области водных отношений, а в силу п.п.5 п.3.1 – полномочно устанавливать, изменять и прекращать существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

СанПиНом 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае, в зависимости от вида источника (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничения использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Из материалов дела следует, что 23.04.2020 года между администрацией г.Дудинка и ООО «Потапово» заключено соглашение С.65, в силу которого исполнитель (ООО «Потапово») приняло на себя обязательство оказывать услуги по подвозу питьевой воды населению, проживающему, в том числе на территории пос. Волочанка, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ. (т.1 л.д. 117-119)

Из рабочей программы производственного контроля качества воды следует, что водоснабжение пос. Волочанка муниципального образования «город Дудинка» осуществляется ООО «Потапово» посредством эксплуатации поверхностного водозабора из реки Хета – водозабор № 1, расположенном в п. Волочанка Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. Водозабор представляет собой мотопомпу на понтоне. (т.1 л.д. 210-226)

13.01.2020 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» ООО «Потапово» выдано заключение о соответствии проектных решений по установлению границ зон санитарной охраны источника водоснабжения требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02. (т.1 л.д. 130-138)

06.02.2020 года ответчиком ООО «Потапово» получено санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.Т.000127.02.20 о соответствии проекта зон санитарной охраны поверхностного водозабора на реке Хета, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселок Волочанка, требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (т.1 л.д. 139-140).

Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 77-1205-од от 20.07.2020 года ООО «Потапово» отказано в установлении зоны санитарной охраны водозабора на р.Хета в п.Волочанка, со ссылкой на то, что представленные документы не соответствуют СанПин 2.1.4.1110-02. (л.д. 183, 184)

Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 77-1820-од от 15.10.2020 года ООО «Потапово» вновь отказано в установлении зоны санитарной охраны водозабора на р.Хета в п.Волочанка, по тем же основаниям. (л.д. 185-186)

Таким образом, как следует из представленных доказательств, ООО «Потапово» не соблюден порядок утверждения зон санитарной охраны, поскольку представленные для утверждения документы не соответствуют установленным требования.

Согласно ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Ответчиком ООО «Потапово» не представлено доказательств исполнения возложенной на них обязанности по соблюдению процедуры утверждения проектов зон санитарной охраны уполномоченным органом, и подтверждающих устранение выявленных нарушений санитарного законодательства.

Обязанность по согласованию проекта зон санитарной охраны водоисточника не может быть возложена на муниципальное образование, поскольку свои обязательства в части организации водоснабжения населенного пункта, возложенные на них п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 года № 416-ФЗ, они исполнили, заключив соглашение о водоснабжении с ООО «Потапово».

Вместе с тем, отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны источника водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в поверхностном водоисточнике, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц, по химическому и биологическому фактору.

Доводы ответчика ООО «Потапово» об отсутствии договора водопользования и направлении письма о расторжении договора водоснабжения пос. Потапово, не могут повлиять на вышеизложенные выводы суда, поскольку ООО «Потапово» фактически использует водозабор на реке Хета в пос. Волочанка для водоснабжения поселка.

Доводы представителя ответчика ООО «Потапово» об отсутствии у них обязанности по согласованию проекта ЗСО в установленном порядке, опровергаются вышеприведенными правовыми нормами.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что нарушения ООО «Потапово» норм санитарных правил и нормативов в части отсутствия утвержденных зон санитарной охраны поверхностного водоисточника, нарушают прав лиц, проживающих в поселке Волочанка, а также создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в связи с чем, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Норильске к Обществу с ограниченной ответственностью «Потапово» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Потапово» по согласованию зон санитарной охраны для поверхностного водоисточника (поверхностный водозабор на реке Хета, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселок Волочанка) в министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Обязать ООО «Потапово» незамедлительно по вступлении настоящего решения суда в законную силу, устранить нарушения пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в части согласования в установленном порядке с министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края зон санитарной охраны поверхностного водоисточника (поверхностный водозабор на реке Хета, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселок Волочанка).

В удовлетворении исковых требований к администрации города Дудинка отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.

Судья Н.А. Пигина

Мотивированное решение суда изготовлено 29 июля 2021 года.

2-313/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Норильске
Ответчики
ООО "Потапово"
Администрация города Дудинки
Другие
Дубовская Юлия Валерьевна
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Суд
Байкитский районный суд Красноярского края
Судья
Пигина Наталья Александровна
Дело на странице суда
dudinsky.dud.sudrf.ru
21.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
29.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее