37RS0007-01-2024-002733-44
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кинешма
Ивановская область 5 августа 2024 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Силиной О.А.,
при секретаре Коноваловой С.А.,
с участием помощника прокурора Заволжского района Ивановской области Полетаевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заволжского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего типа №3 г. Заволжск об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заволжского района Ивановский области обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида детский сад №3 г. Заволжска (далее МКДОУ д/с №3 г. Заволжска), просит возложить на ответчика обязанность в срок до 31 декабря 2024 года провести обследование объектов образовательного учреждения и предоставляемых им услуг, по результатам обследования составить паспорт доступности для инвалидов объектов и услуг МКДОУ д/с №3 г. Заволжска.
Исковые требования мотивированы тем, что по итогам проведенной прокуратурой Заволжского района Ивановской области проверки соблюдения МКДОУ д/с №3 г. Заволжска законодательства об образовании и о защите прав инвалидов, установлено, что МКДОУ д/с №3 г. Заволжска не проведено обследование объектов учреждения и предоставляемых им услуг, не составлен паспорт доступности для инвалидов объектов и услуг учреждения.
Представитель ответчика МКДОУ д/с №3 г. Заволжска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно, просит рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.
Представитель третьего лица Отдела образования и молодежной политики администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в его отсутствии, не возражает против удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), с учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Заволжского района Ивановской области Полетаева Т.В. поддержала исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Заслушав объяснения помощника прокурора Заволжского района Ивановской области Полетаевой Т.В., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
К компетенции образовательной организации относятся материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п. 2, п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов- система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Положениями ст. 15 указанного Закона предусмотрена обязанность организаций независимо от их организационно-правовых форм обеспечивать инвалидам в числе прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Положениями Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания при этом необходимой помощи, утвержденных Приказом Минобрнауки России №1309 от 9 ноября 2015 года, предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (п. 7 Порядка).
Судом установлено, что МКДОУ д/с №3 г. Заволжска является юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность по программам общего образования.
По результатам проверки исполнения законодательства об образовании и о защите прав инвалидов, проведенной прокуратурой Заволжского района Ивановской области, установлено, что МКДОУ д/с №3 г. Заволжска не проведено обследование объектов учреждения и предоставляемых им услуг, не составлен паспорт доступности для инвалидов объектов и услуг учреждения.
При этом помещения МКДОУ д/с №3 г. Заволжска используются для общего образования несовершеннолетних, поэтому выявленные нарушения, выразившиеся в не проведении обследования объектов учреждения и предоставляемых им услуг, отсутствии паспорта доступности для инвалидов объектов и услуг учреждения, нарушает права неопределенного круга лиц из числа инвалидов на гарантированные государством условия доступности объектов и услуг в сфере образования.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, полагая предложенный срок для исполнения решения достаточным, разумным, позволяющим исполнить возлагаемую обязанность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Заволжского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего типа №3 г. Заволжск (ОГРН №) в срок до 31 декабря 2024 года провести обследование объектов МКДОУ детский сад общеразвивающего типа №3 г. Заволжск и предоставляемых им услуг, по результатам обследования составить паспорт доступности для инвалидов объектов и услуг МКДОУ детский сад общеразвивающего типа №3 г. Заволжск.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Силина О.А.
Мотивированное решение составлено 12 августа 2024 года.