Решение по делу № 2-647/2023 от 13.02.2023

УИД 11RS0007-01-2022-000585-25 № 2-647/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Боровской Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сосногорске Республики Коми 16 марта 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Мубаровой ФИО9 к интересах малолетней ФИО10 к администрации городского округа «Вуктыл», муниципальному бюджетному учреждению «Локомотив» о возмещении морального вреда, причиненного укусом бесхозяйной собаки,

УСТАНОВИЛ:

Мубарова Н.Н., действуя в интересах малолетней дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в Вуктыльский городской суд Республики Коми с иском к указанным ответчикам о взыскании компенсации морального вреда, причиненного укусами бесхозяйной собаки. Определением судьи Верховного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ дело передано на рассмотрение в Сосногорский городской суд.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ около 11.50 час. между домами и по <адрес> безнадзорная собака напала на ФИО2, в результате чего ей были причинены 3 укушенные раны в области колена слева. В связи с происшедшим несовершеннолетней была оказана медицинская помощь в ГБУЗ РК «Вуктыльская ЦРБ», в том числе назначен курс антирабической помощи (вакцинация), что повлекло за собой причинение физических и нравственных страданий. Полагая вину в случившемся ответчиков - администрации ГО «Вуктыл» и МБУ «Локомотив», действующего на основании муниципального контракта на отлов и содержание безнадзорных животных, истец просит взыскать компенсацию морального вреда в сумме 200 000 руб. с каждого ответчика.

В судебном заседании законный представитель истца ФИО2 – Мубарова Н.Н. участия не принимала, будучи надлежащим образом извещена, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, на иске настаивала.

Представитель ответчика - руководитель администрации МОГО «Вуктыл» ФИО7 ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, просила отказать в иске в полном объеме. В письменном отзыве возражала против иска, указав на отсутствие доказательств укуса несовершеннолетней именно безнадзорной собакой, обращений истца в администрацию МОГО «Вуктыл» по вопросу отлова агрессивной собаки, а также полагала администрацию ненадлежащим ответчиком, размер заявленной компенсации морального вреда – завышенным.

Представитель ответчика МБУ «Локомотив», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Руководитель учреждения ФИО8 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в письменном отзыве полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, указал на надлежащее исполнение своих обязательств по муниципальному контракту, в т.ч. выполнение заявки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой по адресу: <адрес> была отловлена 1 собака женского пола со щенками. Размер заявленной компенсации морального вреда полагал завышенным.

Прокурор в судебное заседание для дачи заключения не явился, будучи извещен, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно ч.3 ст.45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормы данного закона направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 1 указанного закона безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".

Согласно п. 1770 указанных СанПиН 3.3686-21, в целях предупреждения возникновения и распространения бешенства органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению инфицирования людей вирусом бешенства и формирования эпидемических очагов инфекции, а также предупреждение развития бешенства у инфицированных людей.

Регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается (п.1789 СанПиН 3.3686-21).

Согласно п. 3 ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственным полномочием Республики Коми по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, получают субвенции из республиканского бюджета на осуществление данных мероприятий.

Согласно п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относится установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

В соответствии с указанной нормой закона Постановлением Правительства Республики Коми от 30.01.2020 N 41 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми.

Согласно п.п.12-14 указанного Порядка, отлов животных без владельцев может быть плановым и вынужденным. Плановый отлов и транспортировка животных без владельцев осуществляется в соответствии с графиком отлова животных на территории муниципальных районов и городских округов, разрабатываемым Уполномоченным органом по результатам ежедневных осмотров и ежегодного мониторинга территории района и является приложением к договору. Специализированная организация осуществляет вынужденный отлов животных без владельцев на основании информации, поступившей через уполномоченный орган по обращениям граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц), о покусах граждан или о проявлении немотивированной агрессивности животными без владельцев.

В соответствии со ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением Совета ГО «Вуктыл» от 28.09.2021 №76 утверждены Правила благоустройства территории МОГО «Вуктыл». Главой 17 указанных Правил утвержден порядок содержания животных.

Администрацией принято постановление от 26.05.2017 №05/452 «Об организации проведения на территории МОГО «Вуктыл» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных».

Постановлением администрации городского округа «Вуктыл» от 10 августа 2021 года № 08/1006 утверждены инструкции по отлову животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», по транспортировке животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», порядок организации деятельности приютов для животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», а также порядок возврата отловленных животных их владельцам на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл».Согласно п.п. 3, 5, 6, 7, 8 Инструкции по отлову животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» отлову подлежат животные без владельцев, в том числе имеющие ошейник и учетный знак, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица. Отлов животных производится организацией, осуществляющей отлов животных без владельцев. Отлов животных без владельцев может быть плановым и вынужденным. Отлову подлежат агрессивные, с признаками бешенства животные, а также без владельцев, находящиеся на территории, на которой зарегистрирован факт нападения животного на человека, в случае, когда животные проявляют агрессию по отношению к человеку и другим животным, создают опасность для дорожного движения, находятся на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах без сопровождения человека. Животные без владельцев, покусавшие человека, а также животные, контакт с которыми повлек обращение за антирабической помощью, подозрительные на заболевание бешенством, должны быть отловлены или иммобилизованы организацией, осуществляющей отлов безнадзорных животных, и незамедлительно доставлены к специалистам в области ветеринарии для их дальнейшего осмотра.ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МОГО «Вуктыл» и МБУ «Локомотив» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории городского округа «Вуктыл», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. По условиям контракта, на исполнителя возложена обязанность осуществлять услуги по отлову безнадзорных животных в течение суток с момента получения заявки, компенсировать заказчику убытки, связанные с выплатой ущерба, нанесенного по вине исполнителя третьим лицам вследствие ненадлежащего оказания услуг по контракту. Материалами дела (картой обратившегося за антирабической помощью от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями ГБУЗ РК «ВЦРБ») подтверждается факт укуса безнадзорной собакой ДД.ММ.ГГГГ в 11.50 час. несовершеннолетней ФИО2, что повлекло за собой необходимость прохождения курса антирабической помощи (вакцинации), обращение на прием к врачу-хирургу, установившего при осмотре нижней трети и подколенной ямки раны с размерами 0,5х0,2 см, 0,4х0,2 см, 0,3х0,2 см, вокруг отеки и кровоизлияние, диагноз – открытая рана бедра.Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ в КУСП ОМВД России по г. Вуктылу за зарегистрировано сообщение дежурного врача ГБУЗ РК «ВЦРБ» об оказании медицинской помощи несовершеннолетней ФИО2 в связи с укусом. Из полученных ДД.ММ.ГГГГ сотрудником ОПДН ОМВД России по г.Вуктылу в ходе проверки объяснениями ФИО2 следует, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 11.50 час. несовершеннолетняя проходила около мусорных баков между домами № по <адрес>, возле них находилась стая собак, которые громко лаяли на несовершеннолетнюю. Одна собака подбежала к ребенку и укусила в область левого заколенника, собака была нечипированная, без ошейника, светлого окраса. На основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ материал проверки приобщен в специальное номенклатурное дело ОМВД по <адрес>. При определении надлежащего ответчика суд учитывает, что в силу приведенных норм закона обязанность по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных возложена на органы местного самоуправления. Предусмотренный на территории МОГО «Вуктыл» порядок предусматривает плановый и вынужденный отлов животных, тогда как условиями муниципального контракта предусмотрены действия МБУ «Локомотив» лишь на основании заявок заказчика. Представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается направление АМОГО «Вуктыл» заявок на плановый отлов, заявка для отлова от ДД.ММ.ГГГГ с указанием адресов: <адрес>, д.<адрес>,19, а также в районе контейнерных площадок по всей территории ГО «Вуктыл» поступила в МБУ «Локомотив» лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть после произошедшего с истцом инцидента. Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что ФИО2 укусила собака, на которой не было ошейника, бирок; другие животные в стае вели себя агрессивно, лаяли, что позволяет сделать вывод о том, что фактически заявки по отлову собак не выполнялись; агрессивные особи не отлавливались. Данных о том, что ответчиками осуществлялся плановый отлов, не установлено. Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о бездействии ответчика в области обеспечения безопасности населения муниципального района от нападения безнадзорных животных. Возложенная правовыми актами на ответчика – АМОГО «Вуктыл» обязанность по отлову и содержанию безнадзорных животных фактически не выполнена, о чем свидетельствует факт нападения собак на истца ФИО2 Таким образом, суд приходит к выводу, что АМОГО «Вуктыл» ненадлежащим образом организованы мероприятия по отлову собак, находящихся на улице или в иных общественных местах без сопровождающего лица, их содержания и использования на территории г.Вуктыла.Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца с ответчика в лице администрации города «Вуктыл». Вывод суда об ответственности АМОГО «Вуктыл» перед ФИО2 не предрешает вопрос надлежащего исполнения обязанностей по контракту со стороны МБУ «Локомотив», регрессной ответственности данного юридического лица перед заказчиком.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 151 ГК РФ предусмотрена компенсация морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Пленум Верховного Суда РФ в п.4 Постановления от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснил, что объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминаются ли соответствующий способ их защиты.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (п.2 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ). Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает конкретные обстоятельства данного дела, объем и характер причиненных несовершеннолетней ФИО2 телесных повреждений, вызвавших нравственные и физические страдания, степень вины и поведение ответчика, а также требования разумности и справедливости.

У несовершеннолетней ФИО2 после нападения безнадзорных собак сформировался страх перед собаками, истцу причинены психологические и физические страдания, проведено лечение и антирабическая вакцинация. Как следует из доводов иска, ребенок продолжает испытывать боль при ходьбе в связи с локализацией укуса, не может полноценно заниматься танцами и физкультурой, что также свидетельствует о причинении несовершеннолетней морального вреда, который подлежит компенсации.

В то же время заявленный истцом размер компенсации морального вреда в общей сумме 400 000 руб. суд полагает необходимым снизить, находя разумным и справедливым, соразмерным понесенным нравственным страданиям несовершеннолетней сумму компенсации 100 000 руб.

Указанный размер компенсации морального вреда суд считает необходимым взыскать с ответчика АМОГО «Вуктыл», находя именно данный орган местного самоуправления ответственным за причинение вреда истцу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мубаровой ФИО11 к интересах малолетней ФИО2 к администрации городского округа «Вуктыл» удовлетворить.

Взыскать с администрации городского округа «Вуктыл» в пользу Мубаровой ФИО12 компенсацию причиненного ФИО3 морального вреда в сумме 100 000 руб.

В удовлетворении исковых требований Мубаровой ФИО13 к интересах малолетней ФИО2 к муниципальному бюджетному учреждению «Локомотив» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2023 года.

Судья                                 О.Н.Судовская

Верно                                        О.Н.Судовская

2-647/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Мубарова Наталья Николаевна
Прокурор г. Сосногорска
Ответчики
Администрация ГО "Вуктыл"
МБУ "Локомотив"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Судовская О.Н.
Дело на странице суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2023Дело оформлено
15.05.2023Дело передано в архив
19.05.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.05.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.06.2023Судебное заседание
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее