Решение по делу № 2-813/2024 от 22.05.2024

УИД 74RS0013-01-2024-001121-48

Дело № 2-813/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз                          3 июля 2024 года

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Афанасьева П.В., при секретаре Утешевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия в селе Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области гражданское дело по иску Нагаевой Олеси Николаевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 к Министерству социальных отношении Челябинской области об установлении факта проживания, признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в указанный список,

установил:

Нагаева О.Н., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей Нагаевой С.Н., Нагаевой Т.Н., обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношении Челябинской области с требованиями:

- об установлении факта проживания Нагаевой О.Н., Нагаевой С.Н., Нагаевой Т.Н. в жилом доме по адресу: <адрес>, в период половодья, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ;

- признании незначительным отклонение от Федерального закона № 68-ФЗ от 21.01.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дату регистрации в жилом доме – ДД.ММ.ГГГГ;

- признании незаконным отказа Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ о невключении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи / финансовой помощи в связи с частичной/полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации;

- признать Нагаеву О.Н., Нагаеву С.Н., Нагаеву Т.Н., пострадавшими в результате половодья, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в п. Переселенческий Нагайбакского района Челябинской области;

- обязать Министерство социальных отношений Челябинской области включить Нагаеву О.Н., Нагаеву С.Н., Нагаеву Т.Н. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи / финансовой помощи в связи с частичной/полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

Требования мотивированы тем, что истец и её несовершеннолетние дети пострадали от весеннего половодья, произошедшего 5 апреля 2024 года в п. Переселенческий Нагайбакского района Челябинской области. Актом обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается: частичное разрушение фундамента, стен, полов, дверей, отделочных работы, мебели. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано в удовлетворении заявления о включении истца и детей в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи/финансовой помощи в связи с частичной/полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, в связи с тем, что регистрация в жилом доме по адресу: <адрес>, произведена ДД.ММ.ГГГГ. Однако в указанном жилом доме истец проживает с момента приобретения, с 2013 года и проживал с семьёй на момент половодья.

Определением судьи от 17 июня 2024 года, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Управление социальной защиты населения Нагайбакского района.

Истец Нагаева О.Н. требования поддержала. Суду сообщила, что жилой дом по адресу: <адрес>, она приобрела в 2013 году, содержала его, оплачивала коммунальные услуги. В доме проживает с детьми постоянно с октября 2023 года. Ранее проживали в квартире в с. Фершампенуаз. Регистрацию по месту жительства она имела по адресу проживания матери - <адрес>. Когда пришла комиссия, сказали, что необходимо зарегистрироваться в жилом доме по месту фактического проживания в п. Переселенческий. Дети ходят в школу в п. Гумбейский с начала учебного года 2023 года.

Представитель истца Толмачева А.А. требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области при извещении не явился, представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал.

Представители соответчиков администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Управления социальной защиты населения Нагайбакского района, при извещении в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив их в совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 1, 2).

В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В силу подп. «е» и «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в частности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится также жилой дом, квартира.

В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Жилое помещение предназначено для проживания граждан (ч.1 ст. 17 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Челябинской области от 24.06.2022 № 370-П утверждён порядок и условия осуществления единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее Порядок).

В соответствии с подп. 1 и 2 п. 2 Порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций производятся единовременные денежные выплаты, в том числе: единовременная материальная помощь, финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что единовременные денежные выплаты производятся гражданам при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий: 1) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации; 2) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В силу п. 10 Порядка решение о назначении единовременных денежных выплат, предусмотренных подп. 1, 2 п. 2 настоящего Порядка, принимается Министерством на основании заявления об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и соответствующих документов (сведений), в том числе: сведений о регистрации по месту жительства или месту пребывания либо о факте проживания в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, заявителя и (или) членов его семьи; сведений о нахождении жилых помещений, в которых установлен факт проживания заявителя и членов его семьи, в зоне чрезвычайной ситуации; заключения Комиссии об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации (для получения единовременной материальной помощи); заключения Комиссии об установлении факта утраты имущества первой необходимости (для получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости).

Основанием для отказа гражданину и (или) членам его семьи в назначении единовременных денежных выплат, предусмотренных подп.1, 2 п. 2 настоящего Порядка, является не установление факта проживания гражданина и (или) членов его семьи в жилом помещении, указанном в заявлении, при введении режима чрезвычайной ситуации (подп. 1 п. 16).

В соответствии с постановлениями администрации Нагайбакского района от 5 апреля 2024 года № 169-р, от 15 апреля 2024 года № 181-р на территории Нагайбакского муниципального района с 10:00 ч. 5 апреля 2024 года по 09.00 ч. 16 апреля 2024 года действовал режим чрезвычайной ситуации, с установлением муниципального уровня реагирования, связанной с подтоплением населённых пунктов Нагайбакского муниципального района.

Распоряжением Правительства Челябинской области от 11 апреля 2024 года № 322-рп принято решение об оказании финансовой помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайными ситуациями, сложившимися в результате подтопления жилых домов, в том числе на территории Нагайбакского муниципального района, зарегистрированным по месту жительства (пребывания) и фактически проживающим на даты объявления чрезвычайных ситуаций в зона чрезвычайных ситуаций, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости - в размере 50,0 тыс. руб. на человека.

Постановлением администрации Нагайбакского муниципального района от 5 апреля 2024 года № 318 утверждено Положение о комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими (полностью или частично) имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, а также формы: заключения о подтверждении факта проживания в жилом помещении и установлении факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации; заключение комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее Положение).

Согласно п. 1.3 Положения к полномочиям Комиссии относится установление фактов: проживания гражданина в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации; нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате поражающих факторов чрезвычайной ситуации; полной или частичной утраты имущества первой необходимости в результате поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 3.1 и 3.2 Положения факт проживания граждан от 14 лет и старше в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, устанавливается заключением комиссии на основании следующих критериев: гражданин зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, на момент введения режима чрезвычайной ситуации; у гражданина имеется договор аренды жилого помещения или договор социального найма жилого помещения, заключённый до введения режима чрезвычайной ситуации; имеется выписка из домовой или похозяйственной книги; имеется вступившее в законную силу решение суда об установлении факта проживания гражданина в жилом помещении. Одно из указанных критериев достаточно для установления факта проживания граждан в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайно ситуации. Факт проживания детей в возрасте до 14 лет в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, устанавливается решением комиссии, если установлен факт проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайно ситуации, хотя бы одного из родителей.

Судом установлено, что Нагаева О.Н. является матерью несовершеннолетних детей: Нагаевой С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Нагаевой Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Ранее Нагаева О.Н. была зарегистрирована по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ она и её дети зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Переселенческого сельского поселения, подтверждается, что Нагаева О.Н. имеет состав семьи: дочь Нагаеву С.Н. и дочь Нагаеву Т.Н., которые проживают по адресу: <адрес>.

В апреле 2024 года Нагаева О.Н. обратилась через УСЗН Нагайбакского района с тремя заявлениями к Министру социальных отношений Челябинской области, с просьбой назначить ей и её детям Нагаевой С.Н. и Нагаевой Т.Н. выплату финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, по причине весеннего половодья от 5 апреля 2024 года.

По результатам рассмотрения заявлений Нагаевой О.Н. составлены: заключение комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости по месту жительства Нагаевой О.Н. по адресу: <адрес>, которым установлен факт утраты имущества первой необходимости: холодильника, шкафа для посуды, дивана; заключение от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении факта постоянного проживания Нагаевой О.Н. по адресу: <адрес> факта нарушения ДД.ММ.ГГГГ условий жизнедеятельности заявителя по критерию невозможности проживания заявителя в жилых помещениях (местах проживания), в связи с частичным разрушением фундамента, стен, полов, дверей, отделочных работ, жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство социальных отношений Челябинской области, рассмотрев заявление Нагаевой О.Н., отказало в выплате финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, по причине того, что Нагаева О.Н. и её дети не имели регистрацию в жилом помещении по адресу: <адрес>, на дату объявления чрезвычайной ситуации.

Анализ материалов дела, объяснений истца, свидетеля, и приведённого правового регулирования, свидетельствует о том, что указанное решение не может быть признано законным.

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Нагаева О.Н. приобрела у ФИО10 жилое помещение (квартира), площадью 51 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ

Соответственно, Нагаева О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником данного жилого помещения, предназначенного для проживания.

Несмотря, на государственный акт регистрации Нагаевой О.Н. и её детей Нагаевой С.Н. и Нагаевой Т.Н. в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, они фактически постоянно проживают в нем с октября 2023 года, что подтверждается объяснениями истца, представленными по запросу суда документами, а именно: справкой администрации Переселенческого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Нагаева О.Н., Нагаева С.Н., Нагаева Т.Н. проживали по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ и продолжают проживать по настоящее время; копиями листов похозяйственной книги ,4 по лицевому счёт за 2013-2024 гг. со сведениями о проживании данных лиц с 2013 года по указанному адресу; справками МОУ «Гумбейская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района ,52 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Нагаева С.Н. и Нагаева Т.Н. обучаются в указанном образовательном учреждении; кассовым чеком МУП «ЖКХ Посейдон» об уплате Нагаевой О.Н. коммунальной услуги по водоснабжению в указанном жилом помещении. Более того, факт проживания истца также усматривается из заключения комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости, которым установлено нахождение в жилом помещении имущества Нагаевой О.Н., используемого для удовлетворения первичных жизненных потребностей.

Свидетель ФИО11 подтвердила факт проживания Нагаевой О.Н. и её детей в жилом помещении по адресу: <адрес>, на момент введения чрезвычайной ситуации, и повреждения её имущества в результате паводка.

Оснований сомневаться в достоверности показаний указанного свидетеля не имеется, поскольку сообщённые ею сведения последовательны и не противоречат материалам дела, при этом она предупреждалась об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307 УК РФ. Какой-либо заинтересованности свидетеля в исходе дела не установлено.

Таким образом, Нагаева О.С. с ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, использовала его для проживания своей семьи, и фактически проживал в нём на момент введения чрезвычайно ситуации на территории Нагайбакского района.

Факт утраты истцом частично имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации подтверждён заключением комиссионного обследования, утверждённого главой Нагайбакского муниципального района.

При таких обстоятельствах, Нагаева О.Н. и её несовершеннолетние дети Нагаева С.Н. и Нагаева Т.Н. имеют право на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

Требования о признании незначительным отклонение от Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дату регистрации в жилом доме – ДД.ММ.ГГГГ являются избыточными, поскольку установление факта проживания, признание обжалуемого решения незаконным и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения, обеспечит восстановление нарушенного имущественного права истца.

Вопрос о признании Нагаевой О.Н., Нагаевой С.Н., Нагаевой Т.Н., пострадавшими в результате половодья, в формулировке истца выходит за пределы предмета судебного разбирательства, поскольку в рассматриваемом случае одним из условий для получения спорной финансовой материальной помощи является частичная утрата имущества первой необходимости, наличие которого установлено имеющимся в деле заключением комиссионного обследования. Поэтому дополнительного решения суда об этом не требуется.

Материальных и фактических оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к администрации Нагайбакского муниципального района, Управлению социальной защиты населения Нагайбакского района, не имеется, поскольку их действиями права и интересы истца не нарушались.

Согласно с ч. 1, 2 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворён частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В данном случае предметом спора являются неимущественные исковые требования истца, которые судом удовлетворены частично. Пропорциональное исчисление судебных расходов применимо для рассмотрения имущественных исковых требований. Поэтому оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов в виде государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Нагаевой Олеси Николаевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, удовлетворить частично.

Установить факт проживания Нагаевой Олеси Николаевны и её несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, в жилом помещении по адресу: <адрес>, на момент введения 5 апреля 2024 года режима чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением населённых пунктов Нагайбакского муниципального района.

Признать незаконным решение Министерства социальных отношений Челябинской области, изложенное в ответе от ДД.ММ.ГГГГ -У, об отказе в выплате Нагаевой Олеси Николаевне и её несовершеннолетним детям ФИО2, ФИО3, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

Возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность включить Нагаеву Олесю Николаевну и её несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путём подачи жалобы через Верхнеуральский районный суд.

Председательствующий:

2-813/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Нагаева Олеся Николаевна, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей Нагаевой Софьи Николаевны, Нагаевой Татьяны Николаевны
Ответчики
Министерство социальных отношений Челябинской области
УСЗН Нагайбакского муниципального района
Администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области
Суд
Верхнеуральский районный суд Челябинской области
Судья
Афанасьев П.В.
Дело на сайте суда
vural.chel.sudrf.ru
22.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2024Передача материалов судье
23.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
03.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее