Дело № 12-91/2019
РЕШЕНИЕ
02 октября 2019 года |
село Усть-Кулом |
Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми О.В. Барбуца,
с участием представителя юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» И.С. Лоскутова, действующего на основании доверенности от 20.09.2019,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром», адрес места нахождения: Республика Коми, <адрес>, <данные изъяты>,
на постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей на территории Усть-Куломского района Морохиной М.И. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении общества с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей на территории Усть-Куломского района Морохиной М.И. № от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» (далее - ООО «КомиИнвестПром», Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Усть-Куломский районный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить. В обоснование жалобы указано, что при вынесении обжалуемого постановления не был составлен протокол об административном правонарушении. Должностным лицом неверно указана дата совершения правонарушения, не выяснено наименование общедоступного полезного ископаемого, добываемого Обществом. Кроме того, поскольку Обществом производилось лишь перемещение поверхностного слоя грунта по территории земельного участка без изъятия (вывоза грунта), данные действия не могут квалифицироваться как добыча полезного ископаемого.
При рассмотрении жалобы представитель Общества Лоскутов И.С. доводы жалобы полностью поддержал, кроме пункта 1 жалобы, просил постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием события правонарушения.
Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав представленные материалы, оценив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (статья 1).
Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») определено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии со статьей 1.2 Закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (статья 2.3 Закона «О недрах»).
Основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых; предоставлении права пользования участком недр местного значения, для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых (статья 10.1 Закона «О недрах»).
В силу положений статьи 2 Закона Республики Коми от 20.02.2012 № 3-РЗ «О некоторых вопросах в области пользования участками недр местного значения на территории Республики Коми» пользование участками недр местного значения осуществляется на основании специального государственного разрешения (лицензии), выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр местного значения, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр местного значения или группы участков недр местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми.
Песчано-гравийные породы внесены в перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Коми (Распоряжение Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 7-р, Правительства Республики Коми от 28.02.2007 № 343-р «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Коми»).
Пунктом 8 Приказа Минприроды Республики Коми от 06.10.2015 № 425 «Об утверждении Положения о пользовании участниками недр местного значения на территории Республики Коми» предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется Минприроды Республики Коми специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами.
В соответствии со статьей 11 Закона «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и ООО «КомиИнвестПром» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины №.
Согласно указанному договору ООО «КомиИнвестПром» предоставлен лесной участок площадью <данные изъяты> га, местоположение: Республика Коми, на территории муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по ОЛ ГУ «Усть-Куломское лесничество» ФИО5, участковым лесничим <данные изъяты> ФИО6 проведен внеплановый (рейдовый) осмотр лесного участка: <данные изъяты> лесничества.
В ходе указанного осмотра установлено, что ООО «КомиИнвестПром» без оформления в установленном порядке лесной декларации и лицензии на добычу полезных ископаемых производило выемку песчаного грунта с лесных участков в <данные изъяты>. Песчаный грунт использовался для укрепления полотна лесной дороги. По результатам повторного осмотра установлено частичное устранение нарушений, произведена частичная рекультивация (акт осмотра, обследования лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, фототаблица с характеристиками местоположения).
ДД.ММ.ГГГГ начальником Усть-Куломского районного отдела по охране окружающей среды Республики Коми – заместителем главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Усть-Куломского района Левченко К.А. в отношении юридического лица составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства стали основанием для привлечения ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми Общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
При рассмотрении протокола об административном правонарушении в отношении Общества по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях государственным инспектором, вынесшим постановление, не допущено нарушений процессуальных норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену оспариваемого постановления.
Довод ООО «КомиИнвестПром» о неправильном указании должностным лицом даты совершения правонарушения судья признает несостоятельным, поскольку согласно акту осмотра обследование лесного участка проведено ДД.ММ.ГГГГ, тогда же и обнаружено вмененное Обществу правонарушение, акт составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Касаемо доводов об указании разных наименований полезных ископаемых судья также не принимает их во внимание, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для прекращения производства по делу. Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 7-р, Правительства Республики Коми № 343-р от 28.02.2007 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Коми» и песок, и песчано-гравийные породы отнесены к общераспространенным полезным ископаемым по Республике Коми.
По доводам Общества о том, что оно не добывало полезное ископаемое, а лишь произвело его выемку, судья также не может согласиться с ним, поскольку как указано в Модельном кодексе и недрах и недропользовании для государств - участников СНГ, добыча полезных ископаемых состоит в изъятии из недр, минеральных образований, которые могут быть непосредственно использованы или из которых могут быть извлечены полезные компоненты или минералы, используемые в производственной и иной деятельности.
Другие доводы, указанные в жалобе, судья признает несущественными, не влекущими отмену обжалуемого постановления.
Вместе с тем, постановление должностного лица подлежит изменению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 07.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена частью 3, согласно которой особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из требований части 3.5. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
На основании части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С 01.07.2016 вступила в силу введенная в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» статья 4.1, которая регулирует вопросы ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В данный реестр вносятся сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «КомиИнвестПром» включено в указанный реестр и отнесено к категории «малое предприятие».
В силу положений частей 1, 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Установлено, что Обществом указанное административное правонарушение совершено впервые, не повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Судья также принимает во внимание, что согласно акту осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ песчаный грунт использовался для укрепления полотна лесной дороги. По результатам повторного осмотра установлено частичное устранение нарушений, произведена частичная рекультивация.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, судья находит возможным изменить назначенное ООО «КомиИнвестПром» административное наказание на предупреждение.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей на территории Усть-Куломского района Морохиной М.И. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» изменить: заменить обществу с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей на предупреждение, в остальном указанное постановление оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня его вручения или получения с подачей жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми, либо непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья подпись О.В. Барбуца
Копия верна. Судья
11RS0018-01-2019-000590-58