Изготовлено в окончательной форме 14 марта 2023 года
Судья Русинов Д.М. Дело № 33-1795/2023
УИД 76RS0022-01-2022-002220-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Семиколенных Т.В.,
судей Абрамовой Н.Н., Пискуновой В.А.
при секретаре Жерновниковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 9 марта 2023 года
апелляционную жалобу ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 24 октября 2022 года, которым постановлено:
Иск Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично.
Обязать ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области (ИНН 7603013926) в зданиях указанного учреждения по адресу: <адрес>, в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать двери складского помещения, расположенного на 2-м этаже здания швейного цеха «ЯШФ», обозначениями категории по взрывопожароопасной и пожарной опасности, а также класс зоны;
- оборудовать системой пожарной сигнализации здания и помещения производственного назначения – швейный цех «ЯШФ», швейный цех «Рублевка», ДОЦ;
- оборудовать системой оповещения и управления эвакуации людей здания и помещения производственного назначения – швейный цех «ЯШФ», швейный цех «Рублевка», ДОЦ, общежития отряда № (комната быта и кабинет начальника отряда);
- оборудовать двери лестничных клеток на 1-м, 2-м, 3-м этажах швейного цеха «ЯШФ», а также двери лестничных клеток на 1-м, 2-м этажах медицинской части, отделяющие от общей лестничной клетки, устройствами для самозакрывания;
- оборудовать место размещения огнетушителей на 1-м этаже здания медицинской части средствами фиксации от падения и опрокидывания;
- привести в соответствие с требованиями законодательства соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа в помещениях образовательного учреждения ПТУ;
- привести в работоспособное состояние систему оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа в помещениях зданий ШИЗО/ПКТ, медицинской части, столовой;
- привести в работоспособное состояние систему пожарной сигнализации в помещениях медицинской части.
Обязать УФСИН России по Ярославской области (ИНН 7604014792), ФСИН России (ИНН 7706562710) обеспечить финансирование вышеуказанных работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Абрамовой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Ярославский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с указанным иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН по Ярославской области, ФСИН России. В обоснование исковых требований указал, что Ярославской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области выявлены существенные нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности. В результате выездной проверки, проведенной 26 января 2022 года Ярославской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с сотрудником ОНД и ПР по г. Ярославлю ГУ МЧС России по Ярославской области, установлено, что оборудование зданий и помещений исправительной колонии не соответствует требованиям нормативных актов в рассматриваемой сфере. По факту выявленных нарушений закона прокуратурой в адрес начальника УФСИН России по Ярославской области 3 февраля 2022 года внесено обобщенное представление о их устранении, которое рассмотрено и признано обоснованным. Однако, до настоящего времени нарушения требований закона в данной сфере администрацией исправительного учреждения должным образом не устранены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений истец просил:
1. Обязать ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать двери складского помещения, расположенного на 2-м этаже здания швейного цеха «ЯШФ», и двери складского помещения готовой продукции, расположенного на 1-м этаже здания цеха по производству натяжных потолков, обозначениями категории по взрывопожароопасной и пожарной опасности, а также класса зоны;
- оборудовать системой пожарной сигнализации здания и помещения производственного назначения – швейный цех «ЯШФ», швейный цех «Рублевка», ДОЦ, цех по производству натяжных потолков;
- оборудовать системой оповещения и управления эвакуации людей здания и помещения производственного назначения – швейный цех «ЯШФ», швейный цех «Рублевка», цех по производству натяжных потолков, ДОЦ, общежития отряда № (комната быта и кабинет начальника отряда);
- оборудовать двери лестничных клеток на 1-м, 2-м, 3-м этажах швейного цеха «ЯШФ», а также двери лестничных клеток на 1-м, 2-м этажах медицинской части, отделяющие от общей лестничной клетки, устройствами для самозакрывания;
- оборудовать место размещения огнетушителей на 1-м этаже здания медицинской части средствами фиксации от падения и опрокидывания;
- привести в соответствие с требованиями законодательства соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа в помещениях образовательного учреждения ПТУ;
- привести в работоспособное состояние систему оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа в помещениях зданий ШИЗО/ПКТ, медицинской части, столовой;
- привести в работоспособное состояние систему пожарной сигнализации в помещениях медицинской части.
2. Обязать УФСИН России по Ярославской области и ФСИН России обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области и УФСИН России по Ярославской области по доверенности Кузьмина С.В. исковые требования не признала. В части требований, касающихся приведения в соответствие с нормами пожарной безопасности здания производственного назначения – цеха по производству натяжных потолков, дополнительно пояснила, что указанное помещение в настоящее время законсервировано, дальнейшая его эксплуатация приостановлена с 12 августа 2022 года на основании постановления № старшего инспектора по ведомственному пожарному надзору ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области – ФИО 1 Представитель ответчика так же отметила, что установкой и ремонтом пожарного оборудования в исправительном учреждении согласно Уставу занимается ФКУ «ЦИТОВ» УФСИН России по Ярославской области, в связи с чем ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области в адрес данного учреждения неоднократно направлялись письма о необходимости устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности, в том числе касающиеся нарушений, указанных в исковом заявлении. Что касается приведения в соответствие с нормами пожарной безопасности помещений медицинской части, представитель ответчика пояснила, что в настоящее время в указанном здании идет капитальный ремонт, соответственно удовлетворение заявленных требований в этой части нецелесообразно. В случае удовлетворения исковых требований, представитель ответчика просила установить срок устранения нарушении до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица ФКУ «ЦИТОВ» УФСИН России по Ярославской области по доверенности Кобзева Г.Н. по заявленным исковым требованиям возражала, в случае удовлетворения исковых требований просила установить срок устранения нарушении до 31 декабря 2023 года.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных исковых требований и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности решения, неправильному применению судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора Степанову Э.С., возражавшую против указанных доводов, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Разрешая спор и возлагая на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд первой инстанции исходил из того, что оборудование зданий и помещений исправительной колонии не соответствует требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности.
Указанный вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и законе, мотивирован в решении. Выводы суда о наличии выявленных прокурором нарушений требований пожарной безопасности в апелляционной жалобе не оспариваются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что помещение здания общежития № в настоящее время не эксплуатируется, в помещении проводится капитальный ремонт, не свидетельствуют о необоснованном возложении обязанности по оборудованию данного помещения системой оповещения и управления эвакуации людей здания, поскольку эксплуатация помещения в дальнейшем не исключена, напротив, выполнение капитального ремонта помещения предполагает его дальнейшее использование.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области является юридическим лицом, самостоятельно несет обязанности и выступает ответчиком в суде, не свидетельствуют о необоснованном возложении обязанности обеспечить финансирование вышеуказанных работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности на УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России.
Из материалов дела следует, что, несмотря на то, что ФКУ ИК-8 является самостоятельным юридическим лицом, это учреждение финансируется из федерального бюджета и не имеет достаточных денежных средств на выполнение мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности, в связи с чем решение суда, возлагающее обязанность по выполнению данных мероприятий только на само учреждение, фактически будет неисполнимым, а это влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и возможность наступления более тяжких последствий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Из Устава ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области следует, что учредителем ФКУ ИК-8 является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Учреждение находится в ведении ФСИН России (пункты 1.2, 1.3 Устава).
В пункте 4.1 Устава предусмотрено, что управление учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Ярославской области и руководство учреждения.
В пункте 4.2 Устава указано, какие функции осуществляет в отношении учреждения ФСИН России, в пункте 4.3 Устава – названы функции УФСИН России по Ярославской области. В частности, УФСИН России по Ярославской области осуществляет доведение до учреждения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, другие полномочия.
Таким образом, финансирование данного казенного учреждения производится Российской Федерацией через ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области.
Согласно пункту 5.12 Устава при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области в порядке, установленном действующим законодательством.
С учетом изложенного, суд правомерно возложил обязанность по финансированию мероприятий как на главного распорядителя бюджетных средств, так и на его территориальный орган в Ярославской области.
Возложение на указанных ответчиков обязанности по финансированию названных мероприятий не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность данных государственных органов, поскольку такие действия предусмотрены приведенной выше нормой Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом ФКУ ИК-8 УФСИН России.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установленный судом срок для исполнения возложенной на ответчиков обязанности по выполнению мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности является недостаточным и неразумным, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Обязанность по обеспечению охраны жизни и здоровья осужденных, в том числе путем оборудования мест их постоянного проживания, работы и учебы средствами пожарной безопасности имелась у исправительной колонии и ранее. С момента подачи в суд иска до момента вступления решения в законную силу также прошло значительное время, в связи с чем судебная коллегия считает, что установленный судом срок выполнения работ – в течение шести месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу соответствует принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Кроме того, в случае возникновения объективных трудностей по исполнению решения суда, связанных как с решением вопроса выделения бюджетных средств, так и с непосредственным выполнением работ, ответчик не лишен возможности поставить перед судом первой инстанции вопрос об отсрочке исполнения судебного постановления по правилам, предусмотренным статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 24 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи