Дело №2-67/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Чадан 06 марта 2018 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе судьи Тагалановой С.К., при секретаре Бай-Кара С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление администрации сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва к Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
с участием представителя истца – председателя администрации сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва Ондара А.Р.,
у с т а н о в и л:
Администрация сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва обратилась в суд с исковым заявлением к отделу судебных приставов по Дзун-Хемчикскому и Сут-Хольскому районам Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва (далее ОСП по Дзун-Хемчикскому и Сут-Хольскому районам УФССП России по Республике Тыва) об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указывая на то, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Дзун-Хемчикскому и Сут-Хольскому районам УФССП России по Республике Тыва вынесено постановление о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50000 рублей, за неисполнение судебного решения по гражданскому делу №, вступившего в законную силу 11 мая 2012 года, предметом которого является паспортизация автомобильных дорог, расположенных в границах сельского поселения сумон Ийменский. Истец является бюджетным учреждением, финансируемым из средств бюджета муниципального образования в соответствии с бюджетной квалификацией на соответствующий финансовый год, в связи с чем, затруднено финансирование и соответственно, исполнение решение суда в срок невозможно. Администрация сумона Ийме с 11 мая 2012 года не смогла исполнить обязательства по решению суда, так как денежные средства в сумме 99000 рублей по договору заключенному с ООО «ТуваТисиз» до сегодняшнего дня не перечислены. В бюджете 2018 года средства на исполнение решения суда не заложены. Истцом 29 января 2018 года направлено заявление председателю администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун» о выделении денежных средств в сумме 99000 рублей. Помимо этого считает нецелесообразным уплату исполнительного сбора бюджетным учреждением, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительного сбора переходит из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению данного вопроса, эти средства могут быть направлены на фактическое исполнение судебных решений. Ссылаясь на положения ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Определениями суда от 26 февраля 2018 года ненадлежащий ответчик – отдел судебных приставов по Дзун-Хемчикскому и Сут-Хольскому районам УФССП России по Республике Тыва заменен на надлежащего ответчика – Управление федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, в качестве третьего лица привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП по Дзун-Хемчикскому и Сут-Хольскому районам УФССП России по Республике Тыва Куулар Ч.К.
В судебном заседании представитель истца – председатель администрации сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва Ондар А.Р. полностью поддержал исковое заявление, при этом пояснил, что исполнение решения суда в установленный срок стал невозможным в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования.
Представитель ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва просил рассмотреть дело без их участия, и вопрос об освобождении от уплаты исполнительного сбора разрешить по усмотрению суда.
Третьи лица – судебный пристав-исполнитель Куулар Ч.К., прокурор Дзун-Хемчикского района не явились в судебное заседание, хотя были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 4 апреля 2012 года, вступившего в законную силу 11 мая 2012 года, на администрацию сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна возложена обязанность провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах сельского поселения сумон Ийменский в течение 30 суток со дня вступления решения в законную силу.
Судом установлено, что 30 мая 2012 года на основании исполнительного документа, выданного 11 мая 2012 года Дзун-Хемчикским районным судом Республики Тыва, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в отношении администрации сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва, предмет исполнения: провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах сельского поселения.
Должнику предложено в установленный срок добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Кроме этого, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Установлено, что решение суда в установленное судом и судебным приставом-исполнителем время не исполнено.
На основании п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ) в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
03 марта 2014 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Дзун-Хемчикскому и Сут-Хольскому районам УФССП России по Республике Тыва Куулар Ч.К. вынесено постановление № о взыскании с должника – администрации сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Согласно части 11 и 12 статьи 30 Закона №229-ФЗ срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии со ст.105 Закона №229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст.112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных или непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (ч. 2 ст. 112).
В силу ч.3 ст.112 Закона №229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В части 6 ст. 112 Закона №229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В силу действующего законодательства основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Из судебного решения и требования исполнительного документа следует, что на администрацию сельского поселения сумон Ийменский возложена обязанность провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах сельского поселения сумон Ийменский.
Между тем, для осуществления паспортизации дорог необходимо выполнить ряд работ, требующих временных и материальных затрат, в частности подготовка технического плана объекта недвижимости в результате производства кадастровых работ.
Согласно заявлению председателя администрации сельского поселения сумон Ийменский от 29.01.2018 он обращался в администрацию муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва с просьбой выделить денежные средства в сумме 99000 рублей для проведения работ по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования в границах сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва. Денежные средства по договору заключенному 22.12.2012 с ООО «ТуваТисиз» в сумме 99000 рублей до сегодняшнего дня не перечислены.
Из ответа исполняющего обязанности заместителя председателя администрации муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва от 21 февраля 2018 года видно, что перечень работ по содержанию дорожного фонда на 2018 год сформирован в начале прошлого года, финансовые средства уже распределены, и поэтому выделить денежные средства на проведение работ по техническому учету и паспортизации дорог местного значения не представляется возможным.
Согласно договору подряда на производство кадастровых работ от 1 марта 2018 года, ООО «Тывагипрозем» и администрация сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна заключили договор на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории с.Ийме Дзун-Хемчикского кожууна, общей протяженностью 5+000 км. Общая стоимость работ составляет 99000 рублей.
Из отчета об исполнении бюджета сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна на 1 февраля 2018 года видно, что средства на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог не заложены.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Как установлено судом, действия для осуществления паспортизации автомобильных дорог требует значительных временных затрат, и поэтому фактическая возможность провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах сельского поселения сумон Ийменский в установленный пятидневный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у администрации сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна отсутствовала.
Таким образом, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.
Поскольку отсутствует виновное противоправное бездействие должника в неисполнении исполнительного документа, выданного на основании решения Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 4 апреля 2012 года, исковое заявление администрации сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление администрации сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва к Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию сельского поселения сумон Ийменский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением № судебного пристава-исполнителя ОСП по Дзун-Хемчикскому и Сут-Хольскому районам УФССП России по Республике Тыва Куулар Ч.К. от 03 марта 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2018 года.
Судья С.К. Тагаланова