№ 2а-1194/2022
Строка № 3.024 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Воронеж 26 апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Меремьянина Р.В.,
судей Калугина С.В., Кобзевой И.В.
при секретаре Денисове В.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Трусовой О.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа, содержащегося в ответе от 15.09.2021 года № 57-17-17739, в выдаче разрешения на использование земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на использование земельного участка,
по апелляционной жалобе административного истца Трусовой О.В. на решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 21.01.2022 года.
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Меремьянина Р.В., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
УСТАНОВИЛА:Трусова О.В. обратилась в Коминтерновский районный суд города Воронежа с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от 15.09.2021 года № 57-17-17739, в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Департамент повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, кадастровый номер № площадью 174 кв.м. В адрес Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> истцом было направлено обращение о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 174 кв.м. по адресу: <адрес> с целью благоустройства и размещения малых архитектурных форм сроком на 4 года 11 месяцев. По результатам рассмотрения обращения Департаментом был направлен ответ от 15.09.2021 года № 52-17-17739, согласно которому истцу было отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что в соответствии с Правилами благоустройства территорий городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 года № 190-П, размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм на испрашиваемых землях не должно препятствовать свободному доступу неограниченного круга лиц на территорию общего пользования. По информации Управы Коминтерновского района г.о.г. Воронеж на территории испрашиваемого земельного участка выявлено ограждение, что не позволяет обеспечить беспрепятственный доступ. Решение об отказе в использовании земель принимается в случае, если в заявлении указана цель использования земельного участка, не соответствующая назначению объекта. Истец полагает, что условия для размещения объекта соблюдены, в связи с чем отказ Департамента является незаконным.
Решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 21.01.2022 года в удовлетворении исковых требований Трусовой О.В. отказано.
В апелляционной жалобе Трусова О.В. просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение, об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. В силу требований ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 96, ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив в полном объеме материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда приходит к следующему.
Земельные отношения на территории Воронежской области, в том числе по выдаче разрешения на использование земельного участка, урегулированы положениями Земельного кодека Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Статья 1 Градостроительного кодекса РФ определяет общие понятия, согласно которым:
благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36);
элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (п. 38);
красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11);
территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12).
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года №1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
К таким объектам, в том числе относятся элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 02.07.2015 года №1111 утверждено Положение о порядке и условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с целью размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Положение).
Согласно пункту 1.2. Положения объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании соответствующего решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Воронежской области, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Уполномоченный орган).
В соответствии с п. 2.2. Положения разрешение на размещение объектов выдается заявителю Уполномоченным органом при одновременном соблюдении следующих условий:
- испрашиваемый для использования земельный участок не может быть использован как самостоятельный для строительства объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующей информацией органа архитектуры по месту расположения земельных участков;
- цель использования земель или земельных участков соответствует назначению объекта, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300.
Согласно п. 2.3 Положения при использовании земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута с целью размещения объектов должны соблюдаться следующие условия:
- размещаемые объекты не должны ухудшать экологическую обстановку и качественные характеристики земель или земельного участка;
- внешний вид размещаемых объектов должен быть согласован с органом местного самоуправления по месту расположения объекта (при использовании земель или земельного участка с целью размещения временных сооружений или временных конструкций, предназначенных для оказания услуг по организации общественного питания);
- при использовании земель или земельного участка должны быть соблюдены требования санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности, экологического надзора и иные требования, установленные действующим законодательством.
Для получения разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения объектов (далее - разрешение) заинтересованное лицо обращается в Уполномоченный орган с соответствующим заявлением о выдаче разрешения (п. 3.1. Положения).
Согласно п. 3.2. Положения с целью осуществления проверки представленных заявителями сведений Уполномоченный орган в течение 5 календарных дней с даты подачи заявления запрашивает в органе власти, уполномоченном в соответствующей сфере, информацию о соответствии указанной заявителем цели использования земель или земельного участка назначению объектов.
В соответствии с п. 3.5 Положения решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 3.1 раздела III настоящего Положения;
б) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты (объект), не предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300;
в) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению объекта;
г) земельный участок, на котором предполагается размещение объектов, уже предоставлен на определенном праве физическому или юридическому лицу;
д) в отношении испрашиваемого для использования с целью размещения объектов земельного участка Уполномоченным органом другому физическому или юридическому лицу уже выдано разрешение;
е) размещение объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
ж) размещаемые объекты не соответствуют утвержденным документам территориального планирования;
з) при обращении с заявлением о выдаче разрешения на размещение элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, не соблюдены условия, предусмотренные в п. п. 2.2, 2.3 раздела II настоящего Положения;
и) в заявлении указан срок, превышающий сроки, установленные пунктом 3.6. раздела III настоящего Положения.
Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 года № 365, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года № 384-П земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж1 – зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов и с минимальным размещенным набором услуг местного значения. Для данной зоны использование территории под элементы благоустройства, малые архитектурные формы относится к вспомогательному виду использования. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства – виды деятельности и объекты капитального строительства, допустимые только в качестве дополнительного по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и приложенной схеме, земельный участок расположен в охранной зоне транспорта – приаэродромная территория аэродрома Воронеж (Чертовицкое). Рассматриваемый земельный участок расположен за границами красных линий установленных с целью обеспечения самостоятельного проезда вдоль индивидуальной жилой застройки к общеобразовательной школе. Указанная территория относится к территории общего пользования и должна оставаться общедоступной. Действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования и занятые линейными объектами.
Территория, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города, предназначена для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций и является территорией общего пользования транспортного назначения. Конфигурация, площадь, расположение и ограничения указанного земельного участка не позволяют использовать его в качестве самостоятельного для строительства объектов капитального строительства. Вместе с тем, размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм обязано выполняться в соответствии с Правилами благоустройства территорий городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 года № 190-П.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
По настоящему делу совокупности указанных обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Трусова О.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадь 800 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Как следует из письма Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж от 13.08.2021 года в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа г. Воронеж на 2021 - 2041 годы земельный участок расположен в функциональной зоне с индексом 101 – зона застройки индивидуальными жилыми домами.
04.08.2021 года Трусова О.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, прилегающего к земельному участку по адресу: г. Воронеж, ж/м Задонье, участок 7, квартал 5, позиция 125 в границах кадастрового квартала № площадью 174 кв.м. с целью размещения элементов благоустройства, малых архитектурных форм, без предоставления земельного участка и установления сервитута сроком на 4 года 11 месяцев.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной для выдачи разрешения на использование земельного участка кадастровым инженером В.Г. Ереминым, формируемый земельный участок имеет площадь 174 кв.м., в том числе 122 кв.м. ограничено в использовании сетями инженерно-технического обеспечения, 174 кв.м. приаэродромная территория аэродрома Воронеж (Чертовицкое), участок находится в территориальной зоне Ж1 – зона малоэтажной индивидуальной застройки, за красной линией.
Письмом Департамента от 15.09.2021 года № 52-17-17739 Трусовой О.В. отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка, с указанием, что земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций, за границами красных линий, на территории общего пользования, и должен быть общедоступным. На территории испрашиваемого земельного участка выявлено ограждение, что не позволяет обеспечить к нему беспрепятственный доступ. Решение об отказе в использовании земель или земельного участка принимается в случае, если в заявлении указана цель использования земельного участка, не соответствующая назначению объекта. Кроме того, решение о выдаче разрешения с целью размещения объектов, указанных в Перечне, не дает лицу, в отношении которого оно принято, право осуществлять на указанном участке строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.
Считая свои права нарушенными, Трусова О.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования,суд первой инстанции правильно установил все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, проанализировал положения земельного законодательства применительно к возникшим правоотношениям, оспариваемый отказ административного органа, на предмет его соответствия требованиям закона, представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности и пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом, суд обоснованно исходил из того, что земельный участок площадью 174 кв.м., прилегающий к земельному участку по адресу: <адрес> полностью расположен за красной линией, которая отделяет земли общего пользования от иных территорий, что подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастром плане территории, кроме того на спорном земельном участке находится капитальное ограждение, при том, что на спорном земельном участке запрещено осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. Указанный земельный участок должен находиться в общем доступе для всех лиц, таким образом, несоблюдение данного условия в соответствии с п. 3.5. Положения о порядке и условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с целью размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов является законным основанием для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, поскольку требования, установленные действующим законодательством в данном случае не соблюдены.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Нарушений требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке доказательств судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, они были исследованы и получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих отмену принятого решения по делу не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 21.01.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Трусовой О.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии: