Решение по делу № 33-2431/2015 от 05.02.2015

33-2431/15

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 11 марта 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Дороднова Г.И.,

судей: Коневой С.И., Кручинина М.А.,

при секретаре судебного заседания Макарычевой К.В.,

с участием представителя ФИО1- Штерновой Н.М., представителя Штернова А.А.- ФИО9, представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области – ФИО10,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Штернова А.А. на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29.09.2015 года по делу по исковому заявлению Штернова А.А. к министерству здравоохранения Нижегородской области о признании незаконным отказа в обеспечении лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л А :

Штернов А.А. обратился в суд исковым заявлением к министерству здравоохранения Нижегородской области, уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, в котором просил признать незаконным отказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 08.05.2014 года № 315-05-41-8447/14-О в предоставлении ему бесплатного обеспечения лекарственным средством Леналидомид (Ревлимид); обязать министерство здравоохранения Нижегородской области обеспечить его указанным лекарственным средством в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями постоянно, за счет средств бюджета Нижегородской области, до отмены препарата лечащим врачом; взыскать с министерства здравоохранения Нижегородской области его в пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей и судебные расходы по составлению искового заявления в размере 7 000 рублей; обратить решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование заявления указал, что в декабре 2005 года ему был поставлен диагноз - <данные изъяты>. Он является инвалидом II группы. С января 2006 года проходил лечение в областной больнице им. Семашко и ГНЦ РАМН в. г. Москве. За весь период лечения, ремиссии заболевания не наблюдалось.

В мае 2013 года произошел рецидив заболевания, а в июле 2013 года ему Гематологическим Научным Центром РАМН по жизненным показаниям была рекомендована терапия препаратом <данные изъяты>).

С августа 2013 года, после применения четырех курсов терапии по программе <данные изъяты>) его состояние улучшилось.

С августа 2013 года по март 2014 года жизненно необходимый препарат <данные изъяты>) ему выделялся министерством здравоохранения Нижегородской области, после чего обеспечение его указанным препаратом прекратилось.

В ответ на его обращение министерство здравоохранения Нижегородской области ответило отказом.

Считает, что нeпринятие мер по бесплатному обеспечению его препаратом <данные изъяты> ставит под угрозу его жизнь и здоровье, противоречит Конституции РФ, что является основанием для признания данного отказа незаконным,

Так же указывает, что обжалуемыми действиями ему был причинен моральный вред, размер которого он оценивает в 500 000 рублей.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29.09.2014 года Штернову А.А. отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Штернова А.А. просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного и вынесении нового решения.

В обоснование жалобы указывает, что препарат Леналидомид назначен ему по жизненно важным показаниям ввиду отсутствия эффективности лечения другими лекарственными препаратами, что подтверждается материалами дела.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Штернов А.А. является инвалидом II группы. Ему поставлен диагноз <данные изъяты>.

Министерством здравоохранения Нижегородской области рассмотрено обращение Штернова А.А. об обеспечении его лекарственным средством <данные изъяты> и ему дан ответ от 08.05.2013 года № <данные изъяты>, согласно которого ему в обеспечении указанным лекарственным средством отказано, поскольку лекарственное средство <данные изъяты> не предусмотрено перечнем лекарственных препаратов, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг». А так же в виду того, что ранее вопрос об обеспечении его указанным лекарственным препаратом решался индивидуально и предоставлялся ему однократно.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, признав доводы заявителя необоснованными, пришел к выводу о том, что на рассмотрении комиссии министерства здравоохранения Нижегородской области вопрос об обеспечении Штернова А.А. указанным лекарственным средством не рассматривался. И с учетом того, что установленный порядок бесплатного обеспечения лекарственными средствами в данном случае Штерновым А.А. не соблюден, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку суд первой инстанции правильно определив обстоятельства дела, с учетом представленных доказательств, которым в решении дана надлежащая оценка, обоснованно отказал Штернову А.А. в удовлетворении исковых требований.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно ст. 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона (в том числе инвалиды), набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг и перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых врачебными комиссиями лечебно-профилактических учреждений, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, является Министерство здравоохранения Российской Федерации (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608).

Обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами осуществляется в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».

В соответствии с пунктом 3.1. Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи, и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой, назначаются непосредственно лечащим врачом, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном в установленном порядке, и территориальными перечнями лекарственных препаратов.

Лекарственный препарат <данные изъяты>) в указанном Перечне отсутствует.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Во исполнение указанного постановления принят Закон Нижегородской области от 28.12.2004 года № 157-3 «О бесплатном обеспечении населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении», который регулирует отношения по бесплатному обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении.

В целях реализации данного Закона Правительством Нижегородской области принято постановление от 14.03.2006 № 77 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении».

Согласно части 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В связи с этим бесплатное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем лекарственных средств и изделий медицинского значения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении, который утверждается Правительством Нижегородской области.

На 2014 год данный перечень утвержден постановлением Правительства

Нижегородской области от 24.12.2013 № 985 «О Программе государственных

гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Лекарственный препарат <данные изъяты>) отсутствует в данном Перечне.

При этом лекарственный препарат <данные изъяты> включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 № 2199-р.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека.

Таким образом, обеспечение лекарственными препаратами, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов предусмотрено осуществляется в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях.

Кроме того, приказом министерства здравоохранения Нижегородской области от 16.12.2013 № 3104 утверждены лимиты денежных средств для финансирования бесплатного обеспечения населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Решение об обеспечении дорогостоящими лекарственными средствами по жизненным показаниям сверх утвержденного лимита денежных средств для муниципальных образований за счет средств резерва принимается комиссией министерства здравоохранения Нижегородской области.

Порядок деятельности комиссии утвержден приказом министерства здравоохранения Нижегородской области от 24.12.2008 № 2175 «О комиссии по обеспечению граждан Нижегородской области, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Вопрос обеспечения Штернова А.А. лекарственным препаратом <данные изъяты>) на заседании комиссии не рассматривался. Ранее данный вопрос рассматривался в отношении истца индивидуально. Комиссией принимались решения об обеспечении Штернова А.А. указанным препаратом однократно. Дата последнего решения Комиссии 03.03.2015 года.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 23 ноября 2007 года № 435, министерство здравоохранения Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

Для решения возложенных на него задач Министерство осуществляет, в том числе, и функции организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности (п. 3.19 Положения).

В задачи и функции Министерства здравоохранения Нижегородской области, установленные Положением о министерстве здравоохранения Нижегородской области, не входит организация проведения врачебной комиссии.

Согласно статье 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" врачебная комиссия создается в медицинской организации. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н. При этом врачебная комиссия медицинской организации является самостоятельной и не подчиняется Министерству здравоохранения Нижегородской области.

Истец во врачебную комиссию медицинского учреждения по вопросу назначения ему по жизненным показаниям указанного лекарственного препарата после принятия решения об однократном обеспечении его указанным лекарственным средством не обращался. При этом решение комиссии по обеспечению граждан Нижегородской области лекарственными средствами о разрешении однократно использовать указанный препарат не является назначением применения данного препарата на будущее время.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что министерство здравоохранения Нижегородской области в данном случае правомерно отказало истцу в обеспечении его указанным лекарственным препаратом.

При рассмотрении данного дела суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности. Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые установлены судом полно и правильно, подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

При указанных обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29.09.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Штернова А.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи:

33-2431/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Штернов АА
Другие
Министерство здравоохранения НО
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Конева Снежана Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
11.03.2015Судебное заседание
26.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2015Передано в экспедицию
11.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее