Дело № 2-175/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2015 года Бавлинский городской суд РТ в составе:
председательствующего судьи Саитова М.И.
при секретаре Сафиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Бугульминском, Азнакаевском и Бавлинском районах к Муниципальному казенному предприятию Бавлинского муниципального района «Водоканал» о признании действия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарных норм,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Бугульминском, Азнакаевском и Бавлинском районах (далее Управление Роспотребнадзора по РТ) обратился в суд с иском к Муниципальному казенному предприятию Бавлинского муниципального района «Водоканал» (далее МКП БМР «Водоканал») о признании действия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарных норм. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки было выявлено, что существующие очистные сооружения канализации <адрес> находятся в аварийном состоянии, в связи с чем очистка и обеззараживание стоков ведется хлорной известью. Из-за аварийного состояния и перегрузки на КНС№ насосы перестали работать, в результате порыва центральной канализационной магистрали с КНС № осуществляется сброс неочищенных сточных вод в реку Бавлинка, что является нарушением статей 11,18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.3, 4.1.1, 4.2 СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». По итогам проведенной проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений, однако по настоящее время указанное предписание не выполнено. В связи с чем, просили признать действия МКП Бавлинского муниципального района «Водоканал» выразившейся в осуществлении сбросов неочищенных сточных вод в реку Бавлинка с КНС № МКП БМР «Водоканал» не соответствующим санитарным нормам и правилам. Возложить на ответчика обязанность прекратить сброс неочищенных сточных вод с КНС № в реку Бавлинка и в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения неопределенного круга лиц через средства массовой информации решение суда.
В судебном заседании представитель истца территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ Хабибуллин Р.З. от исковых требований в части признания действий противоправным и возложении обязанности прекратить сброс неочищенных сточных вод с КНС № в реку Бавлинка отказался. Уточняя исковые требования просил обязать ответчика в срок не позднее десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу довести через средства массовой информации путем размещения в средстве массовой информации - газете «Слава труду» до сведения потребителей информацию об устранении нарушения санитарных норм и природоохранного законодательства, то есть о прекращении сброса неочищенных сточных вод с канализационной станции №, находящееся по адресу <адрес>
В судебном заседании представитель истца территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ Алатырева Г.Г. уточненные исковые требования поддержала указав, что в настоящее время жалоб от населения по поводу сброса неочищенных сточных вод не поступало. Пояснила, что Муниципальное казенное предприятие Бавлинского муниципального района РТ «Водоканал» является надлежащим ответчиком по делу, поскольку эксплуатация канализационной станции и сброс сточных вод осуществлялось данной организацией, что также подтверждается фактом привлечения к административной ответственности, где представитель предприятия не отрицал свою вину в нарушении природоохранного законодательства.
Представитель ответчика Муниципального казенного предприятия Бавлинского муниципального района РТ «Водоканал» Кагиров Р.А. уточненные исковые требования признал. При этом пояснив, что указанное КНС № не принадлежит ответчику. В части прекращения исковых требований в заявленной части поддержал указав, что в настоящее время сброс неочищенных сточных вод с КНС № в реку Бавлинка не осуществляется.
Представители заинтересованного лица ООО «Бавлы-Водоканал» на судебное заседание не явились, в своем отзыве указали, что здание канализационной станции было приобретено в собственность обществом, о чем в государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись регистрации. Полномочия по холодному водоснабжению и водоотведению были переданы ответчику МКП «Водоканал», которым осуществляется фактическое владение и пользование зданием канализационной станции, которая должна нести ответственность за надлежащую эксплуатацию объекта недвижимости водоотведения, а также за соблюдение природоохранного законодательства.
Выслушав представителей истца, представителя ответчика, ознакомившись с доводами третьего лица, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковое заявление в части оставленных на рассмотрение суда требований подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно пунктам 1,2,3 статьи 18 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пунктов 1.1, 1.2, 1.3 СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к охране поверхностных вод (далее - санитарные правила) устанавливают гигиенические требования:
- к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования;
- к условиям отведения сточных вод в водные объекты;
- к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов.
Требования настоящих санитарных правил распространяются на все поверхностные водные объекты на территории Российской Федерации, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения, за исключением прибрежных вод морей.
Настоящие Санитарные правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством.
Согласно пунктам 4.1, 4.1.1 СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается:
Сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые:
- могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;
- содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100;
- содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения;
- содержат чрезвычайно опасные вещества, для которых нормативы установлены с пометкой «отсутствие».
В соответствии с пунктом 4.2. СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
Судом установлено, что при проведении внеплановой проверки территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РТ были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, что подтверждается материалами дела, а именно актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14). По результатам данной проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения со сроком исполнения безотлагательно (л.д.15-16). Кроме того, директор МКП «Водоканал» Насибуллин М.М. был привлечен к административной ответственности по стать 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (л.д.17-18, 22). Вместе с тем, установлено, что в настоящее время выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения связанные с осуществлением сброса неочищенных сточных вод с КНС № в реку Бавлинка устранены. В связи с чем, производство по делу в части исковых требований о признании действий противоправным и возложении обязанности прекратить сброс неочищенных сточных вод, определением суда прекращено.
Доводы ответчика о том, что они не являются надлежащим ответчиком по делу, суд отклоняет, поскольку в судебном заседании установлен фактическое осуществление МКП «Водоканал» владения и пользования зданием канализационной станции, которая должна нести ответственность за надлежащую эксплуатацию объекта недвижимости водоотведения, а также за соблюдение природоохранного законодательства. Указанное также подтверждается представленным суду решением Бавлинского городского совета РТ от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым ответчик утвержден гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со статьей 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда, поэтому решение суда в этой части также обоснованно.
Поскольку исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Бугульминском, Азнакаевском и Бавлинском районах к Муниципальному казенному предприятию Бавлинского муниципального района «Водоканал» о признании действия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарных норм, удовлетворены в досудебном порядке, то указанные действия по устранению нарушения санитарных норм и природоохранного законодательства должны быть доведены до сведения потребителей.
С учетом изложенного суд считает необходимым обязать Муниципальное казенное предприятие Бавлинского муниципального района Республики Татарстан довести через средства массовой информации путем размещения в газете «Слава труду» до сведения потребителей информацию об устранении нарушения санитарных норм и природоохранного законодательства о прекращении сброса неочищенных сточных вод с канализационной станции №, находящееся по адресу <адрес>.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, суд полагает целесообразным определить ответчику срок исполнения решения в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное предприятие Бавлинского муниципального района «Водоканал» в срок не позднее пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу довести через средства массовой информации путем размещения в средстве массовой информации - газете «Слава труду» до сведения потребителей информацию об устранении нарушения санитарных норм и природоохранного законодательства, то есть о прекращении сброса неочищенных сточных вод с канализационной станции №, находящееся по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Бавлинский городской суд Республики Татарстан.
Судья: М.И. Саитов.