Дело №а- 4970/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 12 ноября 2019 г.
Армавирский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Айвазовой И.М.,
при секретаре Казадаевой Е.В.,
с участием:
представителя административных истцов – Шаповаловой О.Л., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика администрации МО <адрес> – Удовенко Т.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ткаченко Юрия Юрьевича, Ткаченко Евгении Евгеньевны к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Ткаченко Ю.Ю., Ткаченко Е.Е. обратились с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, мотивируя тем, что административные истцы являются собственниками каждый в ? доли земельного участка с кадастровым номером 23:38:0511001:70, площадью 899 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. В 2015 истцами было принято решение осуществить строительство объекта придорожного сервиса на указанном земельном участке, в связи с чем обратились в администрацию МО <адрес>. Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>» Ткаченко Ю.Ю. и Ткаченко Е.Е. было предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес> в части минимальных отступов от границ земельного участка и максимального процента застройки земельного участка. Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>» Ткаченко Ю.Ю. и Ткаченко Е.Е. было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> – объекты придорожного сервиса.На о сновании указанного Постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в сведения государственного кадастра недвижимости были внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка: прежний вид разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома» был изменен на вид разрешенного использования «объекты придорожного сервиса». На основании заявления Ткаченко Ю.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации МО <адрес> от 17.04.2017 № был утвержден градостроительный план земельного участка №. Согласно градостроительному плану земельного участка на принадлежащем нам земельном участке с кадастровым номером №, площадью 899 кв.м. по адресу: <адрес> предусмотрено размещение объекта придорожного сервиса. ООО «Донатор» была подготовлена проектная документация - Заказ № Объекта придорожного сервиса, расположенной по адресу: <адрес>. Однако письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцам было отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утв. решением Армавирской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок находится в территориальной зоне Ж-2, среди основных и условно-разрешенных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства вид использования «Объекты придорожного сервиса» отсутствуют. Истцы считают данный отказ незаконным, в связи с чем обратились с исковым заявлением в суд.
В судебном заседании представитель истцов Шаповалова О.Л., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Удовенко Т.А., действующая на основании доверенности, просили в удовлетворении исковых требований отказать, считая их необоснованными.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Статья 4 Кодекса административного судопроизводства РФ гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании, Ткаченко Ю.Ю. и Ткаченко Е.Е. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности в размере 1/2 доли у каждого принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 899 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В целях осуществления строительства объекта придорожного сервиса на указанном земельном участке, административные истцы обратились в администрацию МО <адрес>.
Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>» Ткаченко Ю.Ю. и Ткаченко Е.Е. было предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес> в части минимальных отступов от границ земельного участка и максимального процента застройки земельного участка.
Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>» Ткаченко Ю.Ю. и Ткаченко Е.Е. было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> – объекты придорожного сервиса.
На основании указанного постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в сведения государственного кадастра недвижимости были внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка: прежний вид разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома» был изменен на вид разрешенного использования «объекты придорожного сервиса». Данный вид разрешенного использования «объекты придорожного сервиса» является действующим и в настоящее время, что подтверждается Выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления Ткаченко Ю.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден градостроительный план земельного участка №, в соответствии с которым нам земельном участке с кадастровым номером №, площадью 899 кв.м. по адресу: <адрес> предусмотрено размещение объекта придорожного сервиса.
ООО «Донатор» была подготовлена проектная документация - Заказ № Объекта придорожного сервиса, расположенной по адресу: <адрес>.
Истцы обратились в администрацию МО <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта придорожного сервиса на земельном участке по адресу: <адрес>, приложив необходимые документы, однако письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ткаченко Ю.Ю. и Ткаченко Е.Е. было отказано в выдаче разрешения на строительство. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утв. решением Армавирской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок находится в территориальной зоне Ж-2, среди основных и условно-разрешенных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства вид использования «Объекты придорожного сервиса» отсутствуют.
Отказ в выдаче разрешения на строительство объекта придорожного сервиса, оформленным письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № суд считает незаконным, по следующим основаниям:
Пунктом 48 Административного регламента предоставления муниципальной услуги: "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства", утв. Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2583 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства", а именно:
1) отсутствие документов, указанных в пунктах 38, 39, 40, 41 настоящего Административного регламента;
2) несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта);
4) несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
5) в случае если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны, исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Таким образом, вышеуказанный Административный регламент предоставления муниципальной услуги: "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства", утв. Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2583 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), не содержит такого основания к отказу в выдаче разрешения на строительство, которое указано в письме Управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вид разрешенного использования нашего земельного участка «Объекты придорожного сервиса» установлен на основании Постановления Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, имеется в актуальных сведениях государственного кадастра недвижимости, а также внесен в градостроительный план земельного участка № (земельный участок с кадастровым номером №, площадью 899 кв.м. по адресу: <адрес>), утв. Постановлением Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 ст. 5 Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утв. решением Армавирской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, объекты недвижимости, предусмотренные статьей «Общие положения, относящиеся к ранее возникшим правам» настоящих Правил, а также ставшие несоответствующими после внесения изменений в настоящие Правила, могут существовать и использоваться без установления срока их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключение составляют те несоответствующие настоящим Правилам, и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, а также опасно для природной и культурно-исторической среды. В соответствии с федеральным законом может быть наложен запрет на продолжение использования данных объектов.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, либо предельные параметры объектов капитального строительства, собственник, законный владелец участка или объекта капитального строительства (землепользователь) вправе продолжать использование участка, параметры объекта строительства, разрешенные до такого изменения, без какого-либо ограничения, если только такое использование не создает опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Учитывая, что соответствующий земельный участок имеет вид разрешенного использования «Объекты придорожного сервиса», сведения Единого государственного реестра недвижимости на данный участок не содержат записей о наличии каких-либо ограничений, препятствующих возведению на нем объектов придорожного сервиса, обстоятельство внесения изменений в градостроительные регламенты территориальной зоны Ж-2 в части основных и условно разрешенных видов разрешенного использования земельных участков, на которое ссылается административный ответчик в обоснование своего отказа в выдаче разрешения на строительство объекта придорожного сервиса, не может с учетом вышеизложенных правовых норм быть признано законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом.
На основании ч.ч. 1,2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260) Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пп.2 п.1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пункт 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ устанавливает право граждан осуществлять принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению.
Учитывая изложенное, суд считает, что отказ в выдаче разрешения на строительство объекта придорожного сервиса, оформленный письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, является незаконным, необоснованным и препятствует реализации законного права Ткаченко Ю.Ю. и Ткаченко Е.Е. на застройку принадлежащего земельного участка, в связи указанные препятствия подлежат устранению в судебном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ткаченко Юрия Юрьевича, Ткаченко Евгении Евгеньевны к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство – удовлетворить.
Признать незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, оформленный письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> оформить и выдать Ткаченко Юрию Юрьевичу разрешение на строительство объекта придорожного сервиса на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с проектной документацией ООО «Донатор» - заказ №.
В окончательной форме решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Армавирский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
судья подпись Айвазова И.М. решение не вступило в законную силу