Решение по делу № 3а-39/2020 от 11.02.2020

Дело № 3а-39/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 марта 2020 года                                                                                        город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ситниковой Е.В.,

при секретаре Федчун Ю.С.,

с участием представителя административного истца Яковлева Р.А.-Гончаренко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлева Ф.И.О.6 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

    Яковлев Р.А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что он является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым <номер>, общей площадью 144,2 кв.м, расположенного по <адрес>. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 8 613 677,41 рублей, в то время как его рыночная стоимость на эту же дату согласно отчету № 72-20 от 04 февраля 2020 года, выполненному ООО «Лидер инвест», составила 3 642 000 рублей. Результаты определения кадастровой стоимости, увеличивая налоговые обязательства, затрагивают его права как собственника объекта недвижимости. Просит пересмотреть кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 144,2 кв.м, с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес> и установить ее равной рыночной стоимости в размере 3 642 000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.

В судебном заседании представитель административного истца Яковлева Р.А.-Гончаренко А.Ю. заявленные требования поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.

Представитель административного ответчика- Правительства Амурской области в лице Министерства имущественных отношений Амурской области в письменном отзыве на административный иск полагает представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 72-20 от 04 февраля 2020 года, выполненный ООО «Лидер инвест», соответствующим требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.

В письменном отзыве на административный иск представитель заинтересованного лица- филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области Шуранова Ю.В. указала, что в Едином государственном реестре недвижимости учтен объект недвижимости с кадастровым <номер> Ранее учтенный объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет 28 ноября 2011 года на основании сведений, переданных Управлением Росреестра по Амурской области. При включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости с кадастровым <номер>, определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществлялось на основании результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 21 сентября 2012 года №502 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Амурской области» и составляла –2 406 557,67 рублей. В 2016 году на территории Амурской области проведен комплекс работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости расположенных на территории Амурской области по состоянию на 01 января 2016 года. Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года №536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области». Объект недвижимости с кадастровым <номер> вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01 января 2016 года. Согласно Приложению №1 постановления №536 от 29 ноября 2016 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым <номер> составляет 8613677,41 рублей. На основании указанного постановления в ЕГРН были внесены сведения об экономических характеристиках объектов недвижимости. Орган регистрации прав обеспечивает только внесение сведений о кадастровой стоимости по результатам проведенной государственной оценки после ее утверждения и передачи в орган регистрации прав. В случае установления судом выполнения отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, представленный отчет может быть признан в качестве допустимого доказательства по делу, и административные исковые требования могут быть удовлетворены.

Представитель заинтересованного лица- администрации города Благовещенска Амурской области в письменном отзыве на административный иск полагает заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости существенно заниженной по сравнению с его кадастровой стоимостью.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В силу абзаца первого статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (часть 1).

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3).

Как следует из материалов дела, Яковлеву Р.А. на праве собственности с 16 декабря 2019 года принадлежит объект недвижимости – нежилое помещение с кадастровым <номер>, общей площадью 144,2 кв.м, этаж 1, расположенное по <адрес>

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 25 февраля 2020 года №28/ИСХ/20-45612, №28/ИСХ/20-45607 кадастровая стоимость нежилого помещения по состоянию на 17 октября 2014 года составляла 2 406 557,67 рублей, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 8 613 677,41 рублей.

Поскольку административный истец Яковлев Р.А. обратился в суд с настоящим административным иском 11 февраля 2020 года, следовательно, срок обращения в суд им не пропущен.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Амурской области от 18 ноября 2014 года № 440-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Амурской области» установлена единая дата начала применения на территории Амурской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2015 года.

Принимая во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении нежилого помещения и обязан уплачивать его исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, то результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения влияют на его права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно пункту 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

В обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере, равном его рыночной стоимости, Яковлев Р.А. представил отчет № 72-20 от 04 февраля 2020 года, выполненный ООО «Лидер инвест», из которого следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым <номер>, общей площадью 144,2 кв.м, этаж – 1, расположенного по <адрес>, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 3 642 000 рублей.

Суд учитывает, что указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Федерального закона от 20 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки. При этом исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.

Согласно статье 12 Федерального закона от 20 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком, заинтересованными лицами, привлеченными к участию в деле, не оспаривались представленные заявителем доказательства о рыночной стоимости объекта недвижимости. Доказательств, опровергающих выводы, изложенные в указанном отчете, суду не представлено. Ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось.

С учетом установленных обстоятельств по делу суд находит подлежащими удовлетворению требования Яковлева Р.А. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на 01 января 2016 года в размере 3 642 000 рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 20 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.

Доказательств обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости суду не представлено.

В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в суд обратился 11 февраля 2020 года.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 20 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости- нежилого помещения с кадастровым <номер>, общей площадью 144,2 кв.м, этаж – 1, расположенного по <адрес>

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Яковлева Ф.И.О.7 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым <номер> общей площадью 144,2 кв.м, этаж – 1, расположенного по <адрес>, по состоянию на 01 января 2016 года в размере 3 642 000 рублей.

Датой подачи административным истцом Яковлевым Р.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым <номер> считать 11 февраля 2020 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <адрес>) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                          Е.В.Ситникова

Решение в окончательной форме принято 12 марта 2020 г.

3а-39/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Яковлев Роман Анатольевич
Ответчики
Управление Росреестра по Амурской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" (в лице филиала по Амурской области)
Правительство Амурской области
Другие
Гончаренко Анжела Юрьевна
Администрация города Благовещенска Амурской области
Суд
Амурский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.amr.sudrf.ru
15.05.2020Регистрация административного искового заявления
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2020Судебное заседание
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее