Дело №33а-2993/2019
Судья Алексейчиков А.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 24 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Бурашниковой Н.А.,
судей: Карнауховой И.А., Корнеевой А.Е.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства по административным делам частную жалобу главы администрации *** СГВ на определение Инжавинского районного суда *** от *** о предоставлении отсрочки исполнения решения Инжавинского районного суда *** от ***,
заслушав доклад судьи Карнауховой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Инжавинского районного суда Тамбовской от *** частично удовлетворено административное исковое заявление прокурора ***, признано незаконным
бездействие администрации ***, выразившееся в неприведении автомобильной дороги «Тамбов-Пенза»-«Инжавино-Уварово»-Филатовский-Кулевча-Николино-Сатино» в соответствие с требованиями ГОСТ. На администрацию *** возложена обязанность в срок до *** произвести капитальный ремонт автомобильной дороги «Тамбов-Пенза»-«Инжавино-Уварово»-Филатовский-Кулевча-Николино-Сатино».
Решение суда вступило в законную силу ***.
Определением Инжавинского районного суда *** от *** администрации *** предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ***.
*** обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения на срок до 1,5 лет с момента обращения в суд, то есть до декабря 2020 года.
Определением Инжавинского районного суда *** от *** в предоставлении отсрочки исполнения решения Инжавинского районного суда *** от *** по административному исковому заявлению прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по производству ремонтных работ отказано.
В частной жалобе администрация *** просит определение Инжавинского районного суда *** от *** отменить, предоставив отсрочку исполнения решения Инжавинского районного суда *** от *** до декабря 2020 года. Ссылаясь на ч.4.2 ст.179.4, ст.139 Бюджетного кодекса РФ, п.п.3, 5 приложения о порядке предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, утвержденного постановлением администрации *** от *** ***, указывает, что администрацией *** направлены письма-заявки в адрес Управления автомобильных дорог и транспорта *** с просьбой профинансировать проведение капитального ремонта автомобильной дороги (исх. 01-13/3042 от ***, исх. *** от ***) и о включении расходных обязательств по капитальному ремонту автомобильной дороги в государственную программу «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства ***» на 2019 год, *** *** направлено письмо (исх. *** от ***) в адрес заместителя главы администрации *** с просьбой о включении в перечень мероприятий Государственной программы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства ***» на проведение капитального ремонта автомобильной дороги в 2019 году. Ответы на вышеперечисленные письма в адрес администрации района не поступали.
Отмечает, что ремонт автомобильной дороги не включен в перечень мероприятий Государственной программы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства ***» утвержденной постановлением администрации *** от *** ***, что подтверждается Перечнем объектов по капитальному ремонту автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения и искусственных сооружений на них на 2019 год указанный в Приложение *** к Подпрограмме «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог» Программы; Соглашением *** от *** о предоставлении в 2017-2018 годах бюджету *** субсидий на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения, заключенным между, *** и Управлением автомобильных дорог и транспорта ***. Отмечает, что в приложении к Соглашению указано, что субсидии бюджету муниципального образования предоставляются только на содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы, без проведения устного разбирательства, а также без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Проверив представленный материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава - исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не содержит исчерпывающий перечень оснований для отсрочки исполнения решения суда, а лишь устанавливает в качестве критерия для их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие или отсутствие которых суду следует устанавливать в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств, учитывая обстоятельства дела и интересы сторон. Предоставление отсрочки исполнения решения при наличии соответствующих обстоятельств является правом, а не обязанностью суда.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** *** «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов дела следует, что решением Инжавинского районного суда Тамбовской от *** частично удовлетворено административное исковое заявление прокурора ***, признано незаконным бездействие администрации ***, выразившееся в неприведении автомобильной дороги «Тамбов-Пенза» - «Инжавино - Уварово» -Филатовский – Кулевча – Николино - Сатино» в соответствие с требованиями ГОСТ. На администрацию *** возложена обязанность в срок до *** произвести капитальный ремонт автомобильной дороги «Тамбов-Пенза» - «Инжавино -Уварово»-Филатовский-Кулевча-Николино-Сатино».
Решение суда вступило в законную силу ***.
Определением Инжавинского районного суда *** от *** администрации *** предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ***.
Административный ответчик в лице администрации *** обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения до декабря 2020 года, в удовлетворении которого было отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отсутствие у административного ответчика денежных средств не может служить безусловным основанием для отсрочки исполнения решения суда.
Наряду с этим, отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем не представлено доказательств в подтверждение обстоятельств, способствующих исполнению решения суда. При этом судом правомерно учтено, что заявителем не представлены доказательства возможности исполнения решения суда по истечении срока отсрочки, вследствие чего судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии объективных доказательств исполнения решения суда до испрашиваемого срока (до декабря 2020 года). Данные выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Отсутствие финансирования и денежных средств в бюджете является формальным доводом в целях уклонения от исполнения решения суда. Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения, носящих исключительный характер, суду не представлены.
Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения.
Учитывая обстоятельства дела, в том числе длительность срока (более 2,6 лет), в течение которого не исполняется судебное решение, принимая во внимание то, что соблюдением требований дорожной безопасности обеспечивается защита жизни и здоровья граждан, то, по мнению судебной коллегии, предоставление отсрочки исполнения судебного решения явно не отвечает требованиям справедливости.
Нехватка денежных средств не является непреодолимым препятствием проведения дорожных работ. При этом исполнение обязанностей, возложенных на ответчика решением суда, не может быть поставлено в зависимость от достаточности средств финансирования.
Доводы частной жалобы аналогичны позиции, изложенной в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которой судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они не свидетельствуют о невозможности исполнить решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.315–316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Определение Инжавинского районного суда *** от *** об отказе в удовлетворении заявления администрации *** о предоставлении отсрочки исполнения решения Инжавинского районного суда *** от *** до декабря 2020 года - оставить без изменения, а частную жалобу главы администрации *** СГВ - без удовлетворения
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи