Дело 33-9098/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2023 года г.Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Жабиной Н.А., Грымзиной Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Емельяновой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-30/2023 по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Краюшкиной (Кильдеркиной) Елене Григорьевне, администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, Максимец Людмиле Васильевне, Сиротину Александру Валерьевичу, Объедкову Василию Александровичу, Чернышову Николаю Николаевичу, Курако Сергею Павловичу, Курако Валентине Ивановне, Курако Андрею Павловичу о понуждении устранить нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере,
по апелляционной жалобе Чернышова Николая Николаевича
на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 15 февраля 2023 года, которым иск удовлетворен; на Краюшкину (Кильдеркину) Елену Григорьевну, администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области, Максимец Людмилу Васильевну, Сиротина Александра Валерьевича, Объедкова Василия Александровича, Чернышова Николая Николаевича, Курако Сергея Павловича, Курако Валентину Ивановну, Курако Андрея Павловича возложена обязанность заключить договор со специализированной организацией о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>; с Краюшкиной (Кильдеркиной) Елены Григорьевны, администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, Максимец Людмилы Васильевны, Сиротина Александра Валерьевича, Объедкова Василия Александровича, Чернышова Николая Николаевича, Курако Сергея Павловича, Курако Валентины Ивановны, Курако Андрея Павловича в доход бюджета городского округа город Михайловка Волгоградской области в равных долях взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей, то есть с каждого по 33 рубля 33 копейки.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Жабиной Н.А., судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Краюшкиной (Кильдеркиной) Е.Г., администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, Максимец Л.В., СиротинуА.В., Объедкову В.А., Чернышову Н.Н., Курако С.П., Курако В.И., Курако А.П. о понуждении устранить нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведённой Михайловской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере установлено, что договор на обслуживание внутридомовых газовых сетей общего пользования многоквартирного дома по адресу: <адрес>, собственниками помещений в данном многоквартирном доме не заключен, в нарушение положения действующего законодательства, согласно которому заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования для потребителей газа является обязательным условием поставки газа. В соответствие с действующим законодательством системы газоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, собственники помещений которого являются заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования.
Бездействие собственников помещений в указанном многоквартирном доме выражается в непринятии мер к заключению договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования со специализированной организацией от имени собственников данного МКД. Круг лиц, которые могут пострадать от негативных последствий нарушения законодательства при обеспечении безопасного использования газового оборудования, определить невозможно.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд обязать собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в лице ответчиков заключить договор со специализированной организацией о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в указанном многоквартирном доме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Чернышов Н.Н. оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Михайловский межрайонный прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что приведенные в жалобе доводы являются необоснованными, вынесенное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав заключение прокурора Тришкина В.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, исследовав доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из положений части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Положениями жилищного законодательства установлено, что собственники помещений выбирают один из способов управления МКД: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч.2 ст.161 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно статьям 1, 421, 450 - 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
На основании статьи 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение указанного Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливая особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также права и обязанности сторон при заключении и исполнении договора.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 № 549), абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
На основании пункта 32 тех же Правил, лицо, являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или собственником домовладения и выступающее на стороне заказчика, вправе отказаться от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и не может быть понуждено к его заключению в следующих случаях: а) в случае, если от имени собственника помещения в многоквартирном доме договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования уже заключен управляющей организацией (товариществом или кооперативом), действующей в качестве агента от имени и в интересах собственника помещения в многоквартирном доме; б) в случае, если собственником домовладения договор о техническом обслуживании и ремонте в отношении внутридомового газового оборудования домовладения и при использовании в качестве топлива сжиженного углеводородного газа уже заключен с другой специализированной организацией, а также, если подача газа на внутридомовое газовое оборудование не осуществляется в связи с отсутствием договора поставки газа с поставщиком газа или расторжением такого договора в порядке, предусмотренном Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549, в случае, если подача газа на внутриквартирное газовое оборудование или внутридомовое газовое оборудование домовладения не осуществляется в связи с отсутствием договора поставки газа с поставщиком газа или расторжением такого договора в порядке, предусмотренном Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила № 410).
В силу пункта 4 Правил № 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
Обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
В пункте 6 Правил № 410 указано, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (п. 16 Правил).
Подпунктом «а» пункта 17 Правил предусмотрено, что заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования для потребителей газа, является обязательным. Только при наличии данного договора должна осуществляться поставка газа в дом. При этом, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования являются собственники помещений многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от 10 апреля 2018 № <...>, проведенного в форме очного голосования, в данном МКД выбран непосредственный способ управления.
Ответчики являются собственниками квартир в указанном жилом доме: Максимец Л.В. (<адрес>), Курако А.П. (<адрес>), Объедков В.А. (<адрес>), Краюшкина (Кильдеркина) Е.Г. (<адрес>), Сиротин А.В. (<адрес>), Объедков В.А. (<адрес>), Чернышов Н.Н. (<адрес>), Курако С.П. (<адрес>), Курако В.И. (<адрес>), администрация городского округа <адрес> № <...>).
От заключения договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования ответчики уклоняются, хотя заключение такого договора для них является обязательным в силу закона.
Обстоятельств, при которых ответчики вправе отказаться от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, не установлено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правильно указал, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, выбравшим в качестве способа управления многоквартирным домом непосредственное управление, проявлено бездействие, выраженное в непринятие мер к заключению договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в указанном многоквартирном доме со специализированной организацией от имени собственников данного МКД.
Судебная коллегия по гражданским делам соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что прокурор не имеет права на обращение в суд с данным иском, не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного постановления, поскольку основан на ошибочном толковании норм права.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае угроза безопасности, обусловленная возможной неисправностью внутридомового газового оборудования, существует не только для собственников жилых помещений многоквартирного дома, но и для лиц, проживающих и находящихся в нём, что свидетельствует о неопределенности субъективного состава.
Принятие мер безопасности направлено на предотвращение проявления угрозы жизни и здоровью граждан, поэтому меры по обеспечению безопасности должны приниматься и соблюдаться в строгом соответствии с действующими нормами независимо от наличия или отсутствия реальной угрозы.
С учетом вышеприведенных норм закона, прокурор вправе обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановленного решения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернышова Николая Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий: Подпись
Судьи: Подписи
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда Н.А. Жабина