Дело №2а-1747/2021 КОПИЯ
59RS0044-01-2021-002725-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чусовой 02 декабря 2021 года
Чусовской городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Куренных Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сараевой О.М.,
с участием административного истца Овчинникова А.М.,
представителя административного ответчика, заинтересованного лица Важенина А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом в помещении суда с использованием средств аудиопротоколирования видеоконференцсвязи административное дело по административному иску Овчинникова Александра Михайловича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 ГУФСИН России по Пермскому краю» о признании незаконным постановления о наложении взыскания от 01.06.2020,
УСТАНОВИЛ:
Овчинников А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10» ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконными постановления о наложении взыскания от 01.06.2020.
Из административного искового заявления с учетом его дополнения следует, что истец оспаривает законность применения меры взыскания от 01.06.2020 в виде водворения в штрафной изолятор. Факт нарушения отрицает, он не отказывался покидать безопасное место, такого предложения ему не поступало. Нарушение ничем не подтверждено, в том числе с применением технических средств видеофиксации, участия в заседании административной комиссии он не принимал.
Определением от 12.11.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУФСИН России по Пермскому краю.
В судебном заседании административный истец Овчинников А.М. на иске настаивал по доводам административного искового заявления. Дополнительно пояснил, что состоит в строгих условиях содержания, закреплен за бригадой ... отряда ... ... был помещен в безопасное место по своей инициативе в связи с притеснениями со стороны других осужденных. По окончании срока нахождения в безопасном месте его перевели в камеру штрафного изолятора, за что предложили расписаться в документах, вопрос о наложении взыскания в его присутствии не рассматривался. С нахождением в штрафном изоляторе был не согласен, обращался с заявлением в Кизеловскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в июле 2020 года получил ответ об отсутствии оснований для применения мер прокурорского реагирования, ответ не обжаловал. До этого действующих взысканий не имел. В суд с исковыми требованиями не обращался, т.к. юридически неграмотен, до осени 2021 года не знал порядок обжалования взысканий, считает данную причину пропуска срока на обжалование уважительной, просит восстановить срок на обжалование.
Представитель административного ответчика ФКУ «Исправительная колония №10» ГУФСИН России по Пермскому краю, заинтересованного лица ГУФСИН России по Пермскому краю, Важенин А.К. исковые требования не признал, в своих возражениях указала, что нарушения установленного порядка отбывания наказания в действиях Овчинникова А.М. имели место, что следует из материалов административной комиссии, данные материалы являлись достаточными для применения меры взыскания. Истец был ознакомлен с примененным к нему взысканием при его вынесении и исполнении. При этом Овчинников А.М. ранее неоднократно обращался в судебные органы, знал о возможности судебной защиты своих прав. Заявил о применении последствий пропуска срока обращения в суд для обжалования постановления от 01.06.2020.
Суд, заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что Овчинников А.М. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Данное обстоятельство следует из существа поданного административного искового заявления и не оспаривается сторонами.
По прибытию в исправительное учреждение осужденный Овчинников А.М. был ознакомлен со своими правами и обязанностями, порядком и условиями отбывания наказания в виде лишения свободы, предусмотренными Правилами внутреннего распорядка, УИК РФ и другими законодательными актами, что не оспаривается административным истцом.
В соответствии со статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ... утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 17 Правил осужденным запрещается препятствовать законным действиям работников УИС.
Согласно пунктам 184 – 187 Правил, при возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных и иных лиц он вправе обратиться с устным или письменным заявлением к администрации ИУ, которая обязана незамедлительно принять меры по обеспечению его личной безопасности.
Начальник ИУ либо лицо, его замещающее, по такому заявлению либо по собственной инициативе принимает решение о переводе в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
Помимо других помещений в этих целях могут быть использованы камеры ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ.Перевод такого лица в безопасное место производится по постановлению начальника ИУ на срок не свыше 90 суток, в случаях, не терпящих отлагательства, - дежурного помощника начальника ИУ до прихода начальника ИУ либо лица, его замещающего, но не более чем на 24 часа.
В силу пунктов "а, в" части 1 статьи 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться, меры взыскания, в том числе в виде выговора, а также водворения осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Согласно ч. 1 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Согласно статье 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, правом применения перечисленных в статье 115 Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 01.06.2020 Овчинников А.М. был привлечен к ответственности за нарушение гл. 3, п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, поскольку 01.06.2020 в 11.05 часов отказался от проживания в отряде №13.
Данные обстоятельства подтверждены копиями постановлений дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю от ... о временном переводе осужденного в безопасное место до прихода начальника колонии, копией заключения предварительной проверки от ... о необходимости помещения осужденного Овчинникова А.М. в безопасное место, копией постановления начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю о помещении осужденного Овчинникова А.М. в безопасное место на 30 суток от ..., с которым Овчинников А.М. ознакомлен ..., копией заключения предварительной проверки от 01.06.2020, согласно которому отсутствуют основания для дальнейшего содержания Овчинникова А.М. в безопасном месте (л.д. 19), копией рапорта ... сотрудника ..., согласно которому Овчинников А.М. отказался от проживания в отряде ... после окончания срока нахождения в безопасном месте, заключением медицинского работника об отсутствии медицинских противопоказания для содержания в штрафном изоляторе от ... (л.д. 26), справкой психолога от ... об отсутствии препятствий для содержания в штрафном изоляторе, копией камерной карточки, согласно которой Овчинников А.М. был водворен в камеру подменного фонда ШИЗО, после чего был переведен в камеру ... (л.д. 25).
Срок нахождения в безопасном месте осужденного Овчинникова А.М. истекал 01.06.2020, оснований для его дальнейшего содержания не имелось, в связи с чем требования администрации о продолжении отбывания наказания в отряде строгих условий содержания являются законными.
Овчинников А.М. предоставить письменные объяснения по факту указанного нарушения отказался, о чем был составлен соответствующий акт (л.д. 22).
Данный вопрос был предметом рассмотрения административной комиссии ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю 01.06.2020, о чем свидетельствует протокол заседания ... (л.д. 20).
Постановлением от 01.06.2020, вынесенным начальником ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, Овчинников А.М. был водворен в штрафной изолятор сроком на 15 суток (л.д. 21).
В судебном заседании административный истец пояснил, что был ознакомлен с взысканием 01.06.2020, подпись при этом не ставил, т.к. не был согласен с нарушением.
Суд не находит оснований для отмены постановления. Установленная законом процедура применения к Овчинникову А.М. меры взыскания соблюдена, факт допущенного нарушения подтвержден совокупностью исследованных судом доказательств.
Полномочия начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю Макидона К.А. на применение меры взыскания подтверждены копией приказа ..., копия приказа находится в материалах административного дела.
Вид и размер взыскания обосновываются как характером допущенного нарушения, так и личностью истца, который содержится в строгих условиях, что свидетельствует о недостаточной степени воздействия ране примененных к нему мер исправления в процессе отбытия наказания.
Довод о необходимости исследования в качестве доказательств видеозаписей, применяемых в процессе исполнения наказания, в данном случае опровергается положениями Инструкции, утвержденной Приказом ГУФСИН России по Пермскому краю от ... пункт 16 которой определяет алгоритм хранения видеозаписей, а также с учетом давности нарушения.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С административным иском Овчинников А.М. обратился в суд только ..., (что следует из административного искового заявления и конверта на л.д. 3, 6) с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд.
Суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного процессуального срока, так как доказательств уважительности причин пропуска срока Овчинниковым А.М. не предоставлено.
Довод истца о том, что он не знал о порядке и сроках обжалования постановления допустимыми доказательствами не подтвержден.
Из сведений о переписке Овчинникова Александра Михайловича, ... года на л.д. 13, объяснений истца также следует, что в указанный период истец двадцать семь раз обращался за защитой своих прав: в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Пермский краевой суд, Чусовской городской суд Пермского края, Ленинский районный суд г. Перми, Кизеловскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Пермский районный суд Пермского края, Верховный Суд Российской Федерации, Европейский суд по правам человека, Орджоникидзевский районный суд г. Перми, Прокуратуру Пермского края.
При разрешении вопроса о восстановлении срока на обжалование, суд также учитывает значительный период пропуска срока.
Таким образом, в соответствии с п. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в данной части.
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
От уплаты государственной пошлины административный истец освобожден определением от 19.10.2021 (л.д. 2).
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Овчинникова Александра Михайловича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда по рассмотренному административному делу составляется в течение десяти дней со дня окончания судебного разбирательства.
Судья подпись Е.В. Куренных
Копия верна: судья