2-780/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2015 года г. Сургут
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Радченко О.А., с участием заместителя Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора ХМАО-Югры Жукова Р.А., представителя ответчика Степановой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения водопользователями округа требований законодательства в сфере охраны водных объектов от загрязнения, истощения, захламления. В ходе проверки установлено, что ЗАО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» (далее - ЗАО «УПНП и КРС») осуществляет эксплуатацию канализационных очистных сооружений проектной мощностью 200 куб.м./сутки, расположенных по <адрес> (далее - КОС-200 куб.м./сут.). В процессе эксплуатации КОС-200 куб.м./сут. ЗАО «УПНП и КРС» осуществляет незаконный сброс сточных вод, содержащих аммония-ион, нитрит-ион, нитрат-ион, хлорид-ион, сульфат-ион, нефтепродукты и другие вещества в реку Лекъявин (2,6 от устья, координаты 61°37"27" с.ш, 72°05"18" в.д.).
При этом, в водный объект только за 2014 год сброшено свыше 68000 м3 сточных вод. Во исполнение требований законодательства ЗАО «УПНП и КРС» Нижне-Обским БВУ Федерального агентства водных ресурсов РФ утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов при эксплуатации КОС-200 куб.м./сут. (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ). Нормативы составляют для фосфатов - 0,68 мг/дм3, АПАВ 0,052 мг/дм3, нитрат-иона 0,6 мг/дм3, нитрит-иона 0,025 мг/дм3, иона амония 1,25 мг/дм3, общего железа 2,09 мг/дм3. Вместе с тем, согласно лабораторным исследованиям воды, проведенным аккредитованной лабораторией филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре в ноябре 2014 года и марте 2015 года, по результатам количественно-химического анализа сточных вод, сбрасываемых ЗАО «УПНП и КРС» в реку Лекъявин (2,6 от устья, координаты 61°37"27" с.ш, 72°05"18" в.д.), наблюдается превышение над согласованными нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для КОС-200 куб.м./сут., по фосфатам в 10,18 раза, по АПАВ в 1,96 раза, по нитрат-иону в 105,33 раза, по нитрит-иону в 33,36 раза, по иону амония в 2,79 раза, по общему железу в 1,34 раза. Изложенное свидетельствует о систематическом превышении ЗАО «УПНП и КРС» согласованных нормативов допустимых сбросов при сбросе сточных вод с указанных канализационных очистных сооружений.
Также в ходе проверки установлено, что ЗАО «УПНП и КРС» осуществляет сброс сточных вод с КОС-200 куб.м./сут. в реку Лекъявин (2,6 от устья, координаты 61 °37"27" с.ш, 72°05"18" в.д.) в отсутствии решения Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры о предоставлении права пользования указанным водным объектом. На основании изложенного истец просил обязать ЗАО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить решение о предоставлении в пользование водного объекта - реки Лекъявин (2,6 от устья, координаты 61°37"27" с.ш, 72°05"18" в.д.), для осуществления сброса сточных вод с КОС - 200 куб.м./сутки, расположенных по <адрес>. Обязать ЗАО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» обеспечить сброс сточных вод с КОС - 200 куб.м./сутки, расположенных по <адрес> в реку Лекъявин (2,6 от устья, координаты 61°37"27" с.ш, 72°05"18" в.д.), в соответствии с утвержденными и согласованными в установленном порядке нормативами допустимых сбросов.
В судебном заседании заместитель Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора ХМАО-Югры Жуков Р.А. от исковых требований в части обязания ЗАО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить решение о предоставлении в пользование водного объекта - реки Лекъявин (2,6 от устья, координаты 61°37"27" с.ш, 72°05"18" в.д.), для осуществления сброса сточных вод с КОС - 200 куб.м./сутки, расположенных по <адрес> <адрес> отказался, о чем представил суду заявление, последствия отказа от исковых требований разъяснены и понятны. Требования в части обязания ЗАО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» обеспечить сброс сточных вод с КОС - 200 куб.м./сутки, расположенных по <адрес>, в г.<адрес> ХМАО-Югры, в реку Лекъявин (2,6 от устья, координаты 61°37"27" с.ш, 72°05"18" в.д.), в соответствии с утвержденными и согласованными в установленном порядке нормативами допустимых сбросов поддержал.
Представитель ответчика Степанова Т.А. иск не признала, основываясь на гидрологических характеристиках реки и технических особенностях КОСов, очистные сооружения КОС-200 не наносят вреда окружающей среде, что видно по концентрации разбавления стоков в контрольном створе ниже выпуска на 500 метров.
Выслушав мнение сторон, рассмотрев и проанализировав материалы дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения водопользователями округа требований законодательства в сфере охраны водных объектов от загрязнения, истощения, захламления. В ходе проверки установлено, что ЗАО «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» (далее - ЗАО «УПНП и КРС») осуществляет эксплуатацию канализационных очистных сооружений проектной мощностью 200 куб.м./сутки, расположенных по <адрес> (далее - КОС-200 куб.м./сут.). В процессе эксплуатации КОС-200 куб.м./сут. ЗАО «УПНП и КРС» осуществляет незаконный сброс сточных вод, содержащих аммония-ион, нитрит-ион, нитрат-ион, хлорид-ион, сульфат-ион, нефтепродукты и другие вещества в реку Лекъявин (2,6 от устья, координаты 61°37"27" с.ш, 72°05"18" в.д.). При этом, в водный объект только за 2014 год сброшено свыше 68000 м3 сточных вод. Во исполнение требований законодательства ЗАО «УПНП и КРС» Нижне-Обским БВУ Федерального агентства водных ресурсов РФ утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов при эксплуатации КОС-200 куб.м./сут. (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ). Нормативы составляют для фосфатов - 0,68 мг/дм3, АПАВ 0,052 мг/дм3, нитрат-иона 0,6 мг/дм3, нитрит-иона 0,025 мг/дм3, иона амония 1,25 мг/дм3, общего железа 2,09 мг/дм3. Вместе с тем, согласно лабораторным исследованиям воды, проведенным аккредитованной лабораторией филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре в ноябре 2014 года и марте 2015 года, по результатам количественно-химического анализа сточных вод, сбрасываемых ЗАО «УПНП и КРС» в реку Лекъявин (2,6 от устья, координаты 61°37"27" с.ш, 72°05"18" в.д.), наблюдается превышение над согласованными нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для КОС-200 куб.м./сут., по фосфатам в 10,18 раза, по АПАВ в 1,96 раза, по нитрат-иону в 105,33 раза, по нитрит-иону в 33,36 раза, по иону амония в 2,79 раза, по общему железу в 1,34 раза. Изложенное свидетельствует о систематическом превышении ЗАО «УПНП и КРС» согласованных нормативов допустимых сбросов при сбросе сточных вод с указанных канализационных очистных сооружений.
Данные факты подтверждаются: справкой ЗАО «УПНП и КРС» № от 04.03.2015, паспортом ПС 200.00.001 «VESTO-200», сведениями, полученными в результате учета объема сброса, сточных вод за 1,2,3 и 4 кварталы 2014 года, решением о предоставлении в пользование <адрес>, разрешением на сброс загрязняющих веществ в <адрес>, нормативами допустимых сбросов веществ в водные объекты, расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 и 4 кварталы 2014 года, требованием природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № 02-02-2015, объяснением начальника службы охраны окружающей среды ЗАО «УПНП и КРС» Степановой Т.А., требованием природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № 02-02-2015, ответом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ года, результатами лабораторных исследований, отчетом по форме 2-ТП (водхоз), возражением на исковое заявление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № 610, решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ № 942, объяснениями сторон.
В соответствии со ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
В статье 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических лиц -природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В данном случае утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов при эксплуатации КОС-200 куб.м./сут. составляют для фосфатов - 0,68 мг/дм3, АПАВ 0,052 мг/дм3, нитрат-иона 0,6 мг/дм3, нитрит-иона 0,025 мг/дм3, иона амония 1,25 мг/дм3, общего железа 2,09 мг/дм3.
В соответствии с ч.4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В данном случае, согласно лабораторным исследованиям наблюдается превышение над согласованными нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для КОС-200 куб.м./сут., по фосфатам в 10,18 раза, по АПАВ в 1,96 раза, по нитрат-иону в 105,33 раза, по нитрит-иону в 33,36 раза, по иону амония в 2,79 раза, по общему железу в 1,34 раза, что свидетельствует о систематическом превышении ЗАО «УПНП и КРС» согласованных нормативов допустимых сбросов при сбросе сточных вод с указанных канализационных очистных сооружений.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает исковые требования Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» об устранении нарушений природоохранного законодательства, основанными на законе, подтвержденными представленными суду доказательствами, в связи с чем, подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае, взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Согласно п. 2 ст. 61.1 Бюджетного Кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе, государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать закрытое акционерное общество «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» обеспечить сброс сточных вод с КОС - 200 куб.м./сутки, расположенных по <адрес> (<данные изъяты> в соответствии с утвержденными и согласованными в установленном порядке нормативами допустимых сбросов.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин» в доход местного бюджета муниципального образования Сургутский район госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Сургутский районный суд.
Председательствующий Алешков А.Л.