Дело № 33а-3866/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень | 03 июля 2017 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Левиной Н.В., Немчиновой Н.В. |
при секретаре | Губаревой А.О. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Иманова М.Р. и администрации Вагайского муниципального образования на решение Вагайского районного суда Тюменской области от 30 марта 2017 года, которым постановлено:
«Заявленные требования по административному исковому заявлению Иманова М.Р., в лице представителя по доверенности Муратовой Э.З. к Администрации Вагайского муниципального района о признании незаконным решения об отказе утверждении схемы расположения земельного участка, и обязании рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ Администрации Вагайского муниципального района от 07.11.2016 года № 1180 на заявление Иманова М.Р. от 19.10.2016 года № 1180 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местонахождение: <.......>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Обязать Администрацию Вагайского муниципального района повторно рассмотреть заявление Иманова М.Р. от 19.10.2016 года № 1180 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местонахождение: <.......>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Взыскать с Администрации Вагайского муниципального района в пользу Иманова М.Р. судебные расходы в размере 10000 рублей.
В остальной части заявленных требований по административному исковому заявлению Иманова М.Р., в лице представителя по доверенности Муратовой Э.З. к Администрации Вагайского муниципального района - отказать.».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения представителя администрации Вагайского муниципального образования Сухининой М.А., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы администрации Вагайского муниципального образования и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы Иманова М.Р., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Иманов М.Р. в лице представителя по доверенности Муратовой Э.З. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области о признании незаконным решения об отказе утверждении схемы расположения земельного участка, обязании рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, взыскании судебных расходов. Требования мотивированы тем, что Иманов М.Р. обратился в Администрацию Вагайского муниципального района с заявлением № 1180 от 19 октября 2016 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местонахождение: <.......>, для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 1060 кв.м. Однако решением № 1180 от 07 ноября 2016 года в утверждении схемы истцу было отказано на основании того, что земельный участок расположен на территории, подверженной подтоплению и затоплению. Данный отказ считает незаконным, указывая, что законодательство Российской Федерации не содержит запрета на предоставление гражданам земельных участков, находящихся в зоне подтопления.
Иманов М.Р. и его представитель Муратова Э.З., действующая на основании доверенности от 24 ноября 2016 года (л.д.7), в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали.
Представитель административного ответчика Администрации Вагайского муниципального района Сухинина М.А., действующая на основании доверенности № 07/16-Д от 16 января 2017 года (л.д.116), в судебном заседании против заявленных требований возражала.
Представитель заинтересованного лица Администрации Тукузского сельского поселения Вагайского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны административный истец Иманов М.Р. в лице представителя Муратовой Э.З. и административный ответчик администрация Вагайского муниципального образования в лице представителя Сухининой М.А.
В апелляционной жалобе Иманова М.Р. изложена просьба об изменении решения суда в части и принятии в указанной части нового решения об обязании Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области рассмотреть заявление Иманова М.Р. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местонахождение: <.......>, для ведения личного подсобного хозяйства. Считает, что в нарушение ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку, признав незаконным ответ Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области №1180 от 07.11.2016 года на заявление Иманова М.Р. от 19.10.2016 года №1180 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суд возложил на Администрацию Вагайского муниципального района Тюменской области обязанность повторно рассмотреть заявление Иманова М.Р., тогда как административным истцом не было заявлено требование повторно рассмотреть заявление. Также считает, что суд необоснованно уменьшил размер взыскиваемых судебных расходов на оплату услуг представителя.
В апелляционной жалобе администрации Вагайского муниципального образования изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Считает не соответствующим установленным обстоятельствам вывод суда о том, что ответ Администрации Вагайского муниципального района о принятом решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не соответствует закону, поскольку основные требования по инструкции делопроизводства по оформлению официального письма от имени администрации выполнены. Полагает, что администрация правомочна самостоятельно определять форму оформления принятых решений. Кроме того, указывает, что истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Иманов М.Р., представитель Администрации Тукузского сельского поселения Вагайского муниципального района в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб они были извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы ими не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Иманов М.Р. обратился в установленном законом порядке в администрацию Вагайского муниципального образования с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местонахождение: <.......>, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1060 кв.м.
Ответом администрации от 07 ноября 2016 года № 1180 в утверждении схемы расположения земельного участка отказано по мотиву того, что испрашиваемый Имановым М.Р. земельный участок находится на подтопляемой территории, административному истцу предложено подать заявление на предоставление земельного участка, расположенного на территории, не подверженной затоплению и подтоплению (т.1, л.д.8).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 данной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п.2 ст.39.14).
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка является одним из этапов всей процедуры предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при этом следующим этапом является предварительное согласование предоставления земельного участка.
Пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Согласно пункту 2 названной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
При этом в силу пункта 4 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 13 названной статьи схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в частности, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).
В силу пункта 4 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Отказывая в утверждении схемы расположения испрашиваемого Имановым М.Р. земельного участка, административным ответчиком указано на то, что участок находится на подтопляемой территории.
Согласно части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
В силу части 1 названной статьи в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с названным Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Письмом заместителя Губернатора Тюменской области главам городских округов и муниципальных районов от 15 сентября 2016 года рекомендовано в целях предотвращения отвода земельных участков и возведения объектов капитального строительства на территориях, подверженных негативному воздействию вод, рекомендовано на муниципальном уровне определить перечень участков, потенциально подверженных риску затопления и подтопления, и усилить контроль за их предоставлением в пользование с соблюдением требований, установленных Водным кодексом российской Федерации.
Согласно п.2.9.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги: «Рассмотрение заявлений и принятие решений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утверждённого постановлением администрации Вагайского муниципального образования от 20 марта 2015 года № 28, предусмотрено, что одним из оснований для принятия до 01 января 2020 года решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка является подверженность образуемого земельного участка негативному воздействию вод, если такое воздействие препятствует использованию испрашиваемого земельного участка в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования, либо использование испрашиваемого земельного участка усиливает негативное воздействие вод.
Действительно, испрашиваемый земельный участок граничит с земельными участками, которые были подвержены затоплению в 2016 году, что подтверждается выкопировкой из топографической съемки (т.1, л.д.60-62).
Вместе с тем, исходя из буквального толкования части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу части 4 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство жилого дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с пунктом 3 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».
В силу пункта 5 данных Правил определения границ зон затопления зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Кроме того, определение границ зон затопления, подтопления оформляется путем проставления отметки об утверждении карты (плана), которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства водных ресурсов.
Однако в ходе рассмотрения дела административным ответчиком доказательств, что земельный участок площадью 1060 кв. м, расположенный по адресу: <.......>, внесен в границы зоны затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории Вагайского муниципального образования, доказательств утверждения зон затопления в установленном законом порядке, не представлено.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Вагайского муниципального образования подтвердила, что сведения о границах испрашиваемого Имановым М.Р. земельного участка, как зоны затопления, подтопления, в государственный кадастр недвижимости не внесены.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком допустимых и достоверных доказательств нахождения земельного участка, об утверждении схемы расположения которого просил административный истец, в зоне затопления (подтопления) не представлено, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ в предварительном согласовании земельного участка является неправомерным, а потому у суда имелись основания для удовлетворения в части административных исковых требований.
В то же время судебная коллегия полагает несостоятельным довод Иманова М.Р. о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку он основан на ошибочном толковании норм процессуального права.
Довод апелляционной жалобы администрации Вагайского муниципального образования о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, не может быть принят во внимание, поскольку законом не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Довод апелляционной жалобы Иманова М.Р. о неправильном определении судом размера расходов на оплату услуг представителя является несостоятельным. Судебная коллегия полагает, что при определении размера расходов суд принял во внимание характер и сложность спора, объем выполненных представителем услуг, требования разумности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Вагайского районного суда Тюменской области от 30 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Иманова М.Р. и администрации Вагайского муниципального образования оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии