Судья: Попов А.А. Дело №33-9309/2019
Докладчик: Гордиенко А.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей: Емельянова А.Ф., Карасовской А.В.,
при секретаре Куренковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гордиенко А.Л. гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя администрации Мысковского городского округа Тарасова А.А. на решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2019 года
по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Междуреченске, г.Мыски и Междуреченском районе к обществу с ограниченной ответственностью «Водоресурс», администрации Мысковского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» о понуждении к совершению действий по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Междуреченске, г.Мыски и Междуреченском районе обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водоресурс» (далее – ООО «Водоресурс») о понуждении к совершению действий по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Мысковского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (далее – КУМИ Мысковского городского округа), муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» (далее по тексту МКУ «УЖКХ») (л.д.58, 88, 218-221 т.1).
Требования мотивированы тем, что истцом при осмотре 23.04.2018 установлено, что территория скважины № (первый пояс зоны санитарной охраны) не имеет ограждения и не обеспечена охраной, отсутствуют дорожки с твердым покрытием, не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, на территории скважины имеются высокоствольные деревья, что является нарушением положений п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», разработанных на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ.
За неисполнение требований СанПиН 1110-02 постановлением Мысковского городского суда Кемеровской области ООО «Водоресурс» было привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному наказанию по ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ.
С учетом уточнения требований просило суд обязать ООО «Водоресурс» в срок до 10.08.2020 организовать комплекс мероприятий, направленный на предупреждение ухудшения качества воды в скважине № (первый пояс зоны санитарной охраны скважины) в соответствии с требованиями п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2. СанПиН 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», а именно огородить территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины.
Обязать администрацию Мысковского городского округа, как собственника объекта водоснабжения, в срок до 10.08.2020 организовать комплекс мероприятий, направленный на предупреждение ухудшения качества воды в скважине № (первый пояс зоны санитарной охраны скважины) в соответствии с требованиями п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2. СанПиН 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», а именно территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины обеспечить охраной, дорожками с твердым покрытием к сооружению скважины, спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, освободить от высокоствольных деревьев.
Обязать КУМИ Мысковского городского округа, как распорядителя имуществом Мысковского городского округа, до 10.07.2020 привести в соответствие с проектом зон санитарной охраны скважины № размер земельного участка, в границах которого расположен первый пояс зоны санитарной охраны водоисточника - скважина № <данные изъяты> в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5 СанПиН 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения».
Определением суда от 14.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Алтын Кел», ИП Ниткина В.А. (л.д.64-67 т.2).
Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 28.05.2019 требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации Мысковского городского округа Тарасов А.А. просит решение суда отменить в части обязания администрации Мысковского городского округа организовать комплекс мероприятий.
Указывает, что администрация Мысковского городского округа
не является собственником объекта водоснабжения, однако, суд не принял данные обстоятельства во внимание. Собственником является муниципальное образование Мысковский городской округ. Органом, уполномоченным его представлять, является КУМИ Мысковского городского округа.
К тому же спорный водный объект передан муниципальным образованием ответчику ООО «Водоресурс» по концессионному соглашению от 29.08.2017, предусматривающему обязанность концессионера проводить текущий, капительный ремонт. Также данному ответчику по договору аренды № от 01.12.2017 муниципальным образованием в лице КУМИ Мысковского городского округа передан земельный участок, входящий в радиус первого пояса зоны санитарной охраны скважины.
Поскольку обязанность по соблюдению экологических правил лежит на собственнике и арендаторе, соответственно, осуществлять мероприятия и нести расходы должны ООО «Водоресурс» и КУМИ Мысковского городского округа.
Срок для выполнения возложенных обязанностей не является разумным, принимая во внимание, что КУМИ Мысковского городского округа предоставлено право установить границы участка до 10.07.2020, следовательно, для остальных мероприятий один месяц (до 10.08.2020).
Представители ответчиков ООО «Водоресурс», КУМИ Мысковского городского округа, представители третьих лиц ООО «Алтын Кел», ИП Ниткина В.А. в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Мысковского городского округа Тарасова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Междуреченске, г.Мыски и Междуреченском районе Филатову Т.В., просившую решение оставить без изменения, представителя МКУ «УЖКХ» Назметдинова Р.Р., полагавшего, что жалоба обоснована, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно п.п. 3.2.1.1., 3.2.1.2. СанПиН 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения» территория первого пояса зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается: посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса зоны санитарной охраны - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п.п. 1.15, 1.17 СанПиН 1110-02).
На основании ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе санитарных правил, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по <данные изъяты> расположен источник водоснабжения населения - скважина №, относящаяся к муниципальной собственности.
Данная скважина с водонапорной башней, водопроводной сетью в соответствии с концессионным соглашением от 29.08.2017 передана собственником Мысковским городским округом (концедентом) в пользование ООО «Водоресурс» (концессионеру) (том 1 л.д.25-43, 44-57). По условиям концессионного соглашения ООО «Водоресурс» принял на себя обязанности за свой счет создать, реконструировать и модернизировать переданное ему имущество, право собственности на которое принадлежит Мысковскому городскому округу, и осуществлять холодное водоснабжение, водоотведение, в том числе очистку сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировку сточных вод, с использованием объекта, а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности. При этом объем и источники инвестиций, привлекаемых концессионером в целях создания, реконструкции и модернизации объекта соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами концессионера.
Земельный участок под данными объектами, площадью 244 кв.м, собственником - муниципальным образованием также передан ООО «Водоресурс» на основании договора аренды от 01.12.2017 № (том 1 л.д.235-236). По условиям данного договора ООО «Водоресурс» обязано использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, выполнять работы по благоустройству территории.
Таким образом, ООО «Водоресурс» является лицом, владеющим данным источником водоснабжения и прилегающей территорией, и осуществляющим их эксплуатацию и содержание.
Также в зоне скважины № расположено нежилое здание, имеющее адрес: <данные изъяты>, собственниками помещений в котором являются Мысковский городской округ (№№.. ) и ООО «Алтын Кел» (№№.. ) -том 2 л.д.36-43. При этом нежилое помещение №.. передано в аренду до 12.11.2020 ИП Ниткиной В.А. на основании договора аренды недвижимого имущества № от 13.11.2017 (том 2 л.д.44-47).
В соответствии с проектом зон санитарной охраны водозаборной скважины № в <данные изъяты>, утвержденным 16.09.2011, определены границы зон и составляющие поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий зон санитарной охраны. А также отражено, что зона первого пояса не спланирована, не ограждена, дорожка к скважине отсыпана щебнем, водоотводная канава отсутствует (том 2 л.д.11-24).
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Междуреченске, г.Мыски и Междуреченском районе 23.04.2018 произведен осмотр территории данной скважины №, в ходе которого установлено использование зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований. Так первый пояс зоны санитарной охраны не имеет ограждения и не обеспечен охраной, отсутствуют дорожки с твердым покрытием, не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы. На территории скважины имеются высокоствольные деревья. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра от 23.04.2018 №, протоколом по делу об административном правонарушении от 11.05.2018 №, постановлением по делу об административным правонарушении от 25.05.2018 № о привлечении ООО «Водоресурс» к административной ответственности по ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ, решением Мысковского городского суда от 27.06.2018, которым названное постановление оставлено без изменения (том 1 л.д.4-5, 6-7, 8-9, 62-65).
Несоблюдение требований санитарных норм при эксплуатации скважины № не оспаривалось в суде ответчиками.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку первый пояс зоны санитарной охраны скважины №, расположенной в <данные изъяты>, используется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, размер земельного участка, в границах которого расположен первый пояс зоны санитарной охраны, не соответствует проекту зон санитарной охраны данного источника водоснабжения, то заявленные требования подлежат удовлетворению, на ООО «Водоресурс» возложена обязанность в срок до 10.08.2020 огородить территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины №, на администрацию Мысковского городского округа обязанность обеспечить территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины охраной, дорожками с твердым покрытием, спланировать отвод поверхностного стока за ее пределы, освободить от высокоствольных деревьев, а на КУМИ Мысковского городского округа до 10.07.2020 привести в соответствие с проектом зон санитарной охраны скважины № размер земельного участка, в границах которого расположен первый пояс зоны санитарной охраны скважины №.
Решение суда в части возложения на ООО «Водоресурс» и КУМИ Мысковского городского округа соответствующих обязанностей сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, судебная коллегия считает обоснованными доводы жалобы об отсутствии оснований для возложения на администрацию Мысковского городского округа обязанностей по осуществлению соответствующих мероприятий.
В соответствии с положениями ст. 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-2 осуществление мероприятий по выполнению санитарно-эпидемиологических требований возлагается на владельца водопровода, то есть лицо, осуществляющее эксплуатацию источника водоснабжения и водопроводных сетей.
Владельцем скважины № и прилегающего земельного участка, осуществляющим эксплуатацию подземного источника, является ООО «Водоресурс» на основании концессионного соглашения от 29.08.2017 и договора аренды от 01.12.2017, заключенных с собственником данных объектов. В соответствии с указанными договорами собственником переданы права владения и пользования названными объектами ООО «Водоресурс». Общество, осуществляя эксплуатацию системы водоснабжения питьевого назначения, по добыче и транспортировке подземных вод, при обслуживании объектов водоснабжения должно соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства. Следовательно, указанное лицо должно нести ответственность за организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источника водоснабжения.
Оснований для возложения указанных обязанностей на администрацию Мысковского городского округа в данном случае у суда не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на администрацию Мысковского городского округа обязанности организовать комплекс мероприятий направленный на предупреждение ухудшения качества воды в скважине № (первый пояс зоны санитарной охраны скважины) в соответствии с требованиями в соответствии с п. 3.2.1.1, п.3.2.1.2. СанПиН 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», а именно территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины обеспечить охраной; территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины обеспечить дорожками с твердым покрытием к сооружению скважины; территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы; территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины освободить от высокоствольных деревьев, подлежит отмене с принятием в данной части нового решения о понуждении к совершению этих действий ООО «Водоресурс».
Отсутствие у организации финансовой возможности не освобождает от обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В случае возникновения разногласий относительно источника финансирования данных мероприятий ООО «Водоресурс»
не лишено возможности урегулировать данный вопрос как во внесудебном, так и в судебном порядке.
При этом ссылка подателя жалобы на неразумность предоставленного срока для осуществления возложенных обязанностей, признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку осуществление мероприятий по приведению размера земельного участка, в границах которого расположен первый пояс зоны санитарной охраны, в соответствие с проектом зон санитарной охраны скважины №, не препятствуют началу проведению иных перечисленных работ.
В остальной части решение суда не обжалуется, отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2019 года отменить в части возложения на администрацию Мысковского городского округа обязанности организовать комплекс мероприятий, направленный на предупреждение ухудшения качества воды в скважине № (первый пояс зоны санитарной охраны скважины) в соответствии с требованиями п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2. СанПиН 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения».
В отмененной части принять новое решение.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоресурс» в срок до 10.08.2020 организовать комплекс мероприятий, направленный на предупреждение ухудшения качества воды в скважине № (первый пояс зоны санитарной охраны скважины) в соответствии с требованиями п.п.3.2.1.1, 3.2.1.2. СанПиН 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», а именно территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины обеспечить охраной, дорожками с твердым покрытием к сооружению скважины, спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, освободить от высокоствольных деревьев.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: А.Л. Гордиенко
Судьи: А.Ф. Емельянов
А.В. Карасовская