24RS0056-01-2024-006646-98
Дело № 2-4196/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 23 июля 2024 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Сапожникова Д.В., при секретаре судебного заседания Винниковой Е.С., с участием истца Клюга В.И., представителя ответчика по доверенности Ратманского М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клюга ФИО9 к ООО УК «АВЕНЮ 24» об исключении из платежных документов платы за консьержа, обязании произвести перерасчет платы за содержание нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Клюг В.И. обратился в суд с данными требованиями к ООО УК «Авеню 24», просил обязать ООО УК «Авеню 24» исключить из платежного документа по нежилому помещению № в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, плату за консьержа; произвести перерасчет платы за содержание нежилого помещения № в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, за период с 01 января 2022 года по настоящее время без платы за консьержа.
Требования мотивированы тем, что Клюг В.И. является собственником нежилого помещения № в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Данным домом управляет ООО УК «Авеню 24». В платежных документах на оплату за содержание и ремонт, коммунальные услуги Клюгу В.А., как собственнику нежилого помещения, выставляется плата за услуги консьержа. Протоколом № внеочередного собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ были оформлены результаты голосования, в том числе принято решение об организации службы консьержей с кнопкой охраны (ГБР) в пункте консьержей в данном МКД за счет средств собственников помещений в размере предельной стоимости 08.00 руб. с 1 кв.м. общей площади помещения в месяц за счет дополнительных средств собственников помещений, выставляемых отдельной строкой в платежном документе. Для истца эта плата составляет 500 руб. в месяц. В исключении данной платы из платежных документов ответчиком мне отказано. Решение принято незаконно, в нем не указан необходимый перечень услуг и работ для оказания услуги консьержа, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования, порядок заключения договора на оказание данных услуг. Принадлежащее истцу помещение расположено обособленно от жилой части МКД, поэтому данная услуга не отказывается, в общем собрании собственников помещений МКД Клюг В.М. участие не принимал.
В судебном заседании Клюг В.И. исковые требования поддержал по основаниям указанным в исковом заявлении, указал, что кворум и уведомление о проведении собрания не оспаривает, согласен с ним, однако считает, что в силу закона не обязан оплачивать услуги консьержа.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Ратманского М.В., возражал против удовлетворения требований, поскольку нежилое помещение отнесено к общему имуществу многоквартирного дома и подлежит включения плата, в том числе и за консьержа.
В судебное заседание представитель третьего лица службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, индивидуальный предприниматель Мамедов А.С. не явились, извещены судом надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, согласно статьям 12, 55, 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1); право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 15;статья 17, часть 1; статья 18).
Исходя из предписаний статей 45 (часть 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом, в том числе посредством обращения за судебной защитой, будучи связанным, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, лишь установленным федеральным законом порядком судопроизводства (Постановление от 22 апреля 2013 года № 8-П; определения от 17 ноября 2009 года № 1427-О-О, от 23 марта 2010 года № 388-О-О, от 25 сентября 2014 года № 2134-О, от 9 февраля 2016 года № 220-О; от 7 июля 2016 года № 1421-О и др.).
Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности принадлежит, в том числе, общее имущество многоквартирного дома.
На основании положений статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома.
Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами (ч. 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в содержании общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласного п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
На основании ч. 4 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», услуги консьержей и видеонаблюдения, в этот перечень услуг и работ не входит и могут оказываться на договорной основе в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно ст. 4.1 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса); очно-заочного голосования.
Установлено, и не оспаривается сторонами, что Клюг В.И. (до смены фамилии Давыдов) с 17 декабря 2015 года является собственником нежилого помещения № в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
По договору аренды нежилого помещения № от 01 сентября 2023 года, помещение № в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, передано индивидуальному предпринимателю Мамедову А.С., что также подтверждается актом приема-передачи от 01 сентября 2023 года.
Согласно расчету в платежном документе с лицевым счетом №, на помещение № по адресу: <адрес>, выставлена задолженность за услуги консьержа в размере 500 рублей.
Согласно представленным в материалы дела платежным документам за период с января 2022 года по июнь 2024 года следует, что начиная с мая 2022 года в платежных документах на оплату за содержание и ремонт, коммунальные услуги, выставляется плата за услуги консьержа в размере 500 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, относятся:
принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами (п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации);
принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания (п. 3.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации);
другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Протоколом № внеочередного собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования от 11 октября 2021 года были оформлены результаты голосования, в том числе принято решение об организации службы консьержей с кнопкой охраны (ГБР) в пункте консьержей в данном МКД за счет средств собственников помещений в размере предельной стоимости 08.00 руб. с 1 кв.м. общей площади помещения в месяц за счет дополнительных средств собственников помещений, выставляемых отдельной строкой в платежном документе.
Из протокола видно, что решения по данным вопроса приняты большинством голосов собственников, тариф на данную услугу утвержден в размере 08,00 руб. за один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД в месяц.
В соответствии с п. 17 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Из приведенных нормативных положений следует, что принятие решения об оказании собственникам многоквартирного дома дополнительных услуг, в частности услуг консьержей, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это решение принимается с соблюдением процедуры и в форме, предусмотренными нормами жилищного законодательства; в таком решении должны быть определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. В этом решении общего собрания собственников также должно быть определено лицо, которое от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
26 декабря 2023 года Клюг В.И. обратился в ООО УК «Авеню 24» с заявлением об исключении из квитанции на оплату затрат по содержанию видеонаблюдения и консьержа.
Согласно п. 5 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК порядке, по вопросам, отнесенным в компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу п. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
При этом, не выполнение какого-либо из условий ДУ, в силу п. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, может являться основанием для инициирования собственниками МКД выбора иной управляющей организации или изменения способа управления данным домом.
согласно п. п. 1, 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты.
Таким образом, приступая к управлению МКД и оказывая собственникам дополнительные услуги, в том числе, услугу по организации круглосуточной службы консьержей, УК руководствовалась не оспоренным на тот момент решением общего собрания собственников данного МКД, в компетенцию которого входит утверждение перечня услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно ответу на обращение истца, ООО УК «Авеню 24» не нашло оснований для удовлетворения заявления Клюга В.И., обосновывая тем, что решение об оказании дополнительных услуг, в частности услуг консьержей и видеонаблюдения, принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Обязанности дежурными консьержами исполняются надлежащим образом, услуги видеонаблюдения предоставляются надлежащего качества, доказательств обратного не имеется.
Несогласие Клюга В.И. с услугой «консьерж» и, как следствие, его просьба об обязании исключить данную услугу из единого платежного документа не освобождают его от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией дома, поскольку в таком случае бремя содержания общего имущества будет возложено на других собственников, указанные расходы были установлены общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома.
При данных обстоятельствах, учитывая, что решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, принято с соблюдением норм материального права, нежилое помещение № по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Клюгу В.И., на которого возлагается обязанность нести расходы по его содержанию, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Клюга В.И. об исключении из платежных документов платы за консьержа, обязании произвести перерасчет платы за содержание нежилого помещения.
Следует учитывать, что УК никак не влияет на решение собственников по вопросам управления МКД, утверждения вида услуг, порядка их финансирования и оплаты. В связи с этим, недействительность принятого собственниками решения не может негативным образом влиять на право УК возместить фактически понесенные ею расходы в целях оказания услуг собственникам МКД по управлению и содержанию принадлежащих им помещений, плата за которые по закону возлагается на собственников.
В противном случае, на стороне собственников возникнет неосновательное обогащение за счет УК, что недопустимо.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Клюга ФИО10 к ООО УК «АВЕНЮ 24» об исключении из платежных документов платы за консьержа, обязании произвести перерасчет платы за содержание нежилого помещения отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в порядке, предусмотренном гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий судья Д.В. Сапожников
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 07 августа 2024 года.
«КОПИЯ ВЕРНА»Федеральный судья____________Секретарь суда _______________«___»_______________2024 г. |
Подлинный документ находится
в материалах гражданского дела № 2-4196/2024
Центрального районного суда
г. Красноярска