номер производства в суде первой инстанции 2-1558/2022
УИД 02RS0001-01-2022-004732-58
строка статистической отчетности 2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2022 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Плотниковой М.В., Ялбаковой Э.В.,
при секретаре – Казаниной Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 09 сентября 2022 года которым
исковое заявление прокурора г. Горно-Алтайск Республики Алтай к Администрации МО «город Горно-Алтайск» удовлетворено.
Возложена обязанность на Администрацию МО «Город Горно-Алтайск» в срок до 31 декабря 2023 года провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Горно-Алтайска обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию МО «город Горно-Алтайск» в срок до 31 декабря 2023 года передать по концессионным соглашениям, заключенных по результатам конкурса на право заключения концессионных соглашений с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения: <данные изъяты>, мотивировав требования тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что вышеуказанные объекты теплоснабжения эксплуатируются с момента ввода в эксплуатацию свыше 5 лет, муниципальное образование мер направленных на проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения для передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения не принимает.
Суд вынес вышеуказанное решение, об изменении которого просит в апелляционной жалобе МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений город Горно-Алтайска», мотивируя тем, что суд первой инстанции определил единственный способ заключения концессионного соглашения путем проведения конкурса. Тем самым ограничил право концедента на заключение концессионного соглашения без проведения конкурса, на осуществление полномочий, предусмотренных законом о концессионном соглашении, а также права третьих лиц, имеющих право на заключение концессионного соглашения без проведения конкурсных процедур Также указывает, что надлежащим ответчиком по делу является апеллянт, а не администрация МО «Город Горно-Алтайск».
В письменных возражениях прокурор г. Горно-Алтайска просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для изменения решения суда.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав представителя МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска», поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, МО «город Горно-Алтайск» является собственником сооружений <данные изъяты>, сроки эксплуатации которых составляют более 5 лет.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора города, суд первой инстанции исходил их того, что поскольку срок эксплуатации объектов теплоснабжения составляет свыше 5 лет, передача прав владения и пользования указанными объектами могла быть осуществлена МО «город Горно-Алтайск» в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» исключительно по результатам проведенного конкурса на право заключения концессионного соглашения.
С указанными выводами суда, постановленными при правильном применении норм материального права, на основании совокупности юридически значимых обстоятельств, подтвержденных отвечающими требованиям гл. 6 ГПК РФ доказательствами, судебная коллегия соглашается.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 2 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, установлено, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно ч. 1 ст.1 Закона № 115-ФЗ, целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (п. 11 ч.1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ).
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона (ч.1 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
В отношении объектов концессионного соглашения, права собственности, на которые принадлежат муниципальному образованию, решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации органом местного самоуправления (ст. 22 Закона № 115-ФЗ).
В силу ч.1 ст. 28.1 Закона № 190-ФЗ, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Из приведенных выше правовых норм следует, что в отношении государственных и муниципальных объектов централизованных систем теплоснабжения, имеющих значительный период эксплуатации (более 5 лет), установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования – по концессионным соглашениям.
Порядок заключения концессионного соглашения урегулирован в главе 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Согласно ч.1 ст.37 Закона № 115-ФЗ, концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32, статьями 51 и 52.1 настоящего Федерального закона, частями 2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Из исследованных материалов дела установлено и не оспаривается ответчиком по делу, что спорные объекты теплоснабжения не являются предметом концессионных соглашений, передача указанных объектов на праве оперативного управления, хозяйственного ведения предприятиям и учреждениям, по договорам аренды не осуществлялась.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной антимонопольной службы России от 27 сентября 2019 года №ВК/84470/19 следует, что при трансформации договоров аренды в концессионные соглашения учитываются только те договоры аренды, в которых установлены инвестиционные обязательства по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п.1 ч.1 ст. 51 Закона о концессионного соглашения).
Из приведенных выше норм закона следует, что в настоящее время заключение договора на временное владение и пользование соответствующим имуществом коммунального хозяйства без проведения конкурса на заключение концессионного соглашения законом не допускается.
Таким образом, оснований для заключения концессионного соглашения без проведения конкурса на основании ст. 51, ст. 52.1 Закона № 115-ФЗ не имеется. Как и не имеется оснований для заключения концессионного соглашения на основании ч. 6 ст. 29, ч. 7 ст. 32, ч. 2 ст. 37 Закона № 115-ФЗ.
Ссылка апеллянта на возможность заключения концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке ч. 4.10 ст. 37 Закона № 115-ФЗ также не может являться основанием для отмены состоявшегося решения суда.
Согласно ч. 4.2 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
Из указанной нормы следует, что инициатором заключения концессионного соглашения в таком порядке является лицо, желающее заключить концессионное соглашение, а не собственник имущества.
В соответствии с ч. 4.4 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает одно из указанных в той же части упомянутой статьи Закона о концессионных соглашениях решений.
В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (п. 4.7 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях).
Частью 4.10 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях установлено, что в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым названным Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, и в случае, если в ценовых зонах теплоснабжения инициатором заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, выступает единая теплоснабжающая организация с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Публичная процедура, предусмотренная 4.7, 4.8 ст. 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ по размещению на официальном сайте torgi.gov.ru предложений о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, хотя по своей сути не является процедурой проведения торгов, тем не менее, служит цели выявления иных лиц, заинтересованных в заключении концессионного соглашения в отношении отдельного объекта государственного (муниципального) имущества на определенных условиях.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» теплоснабжение с использованием централизованных систем, система коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии.
Вход на рынок услуг теплоснабжения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предназначенными для теплоснабжения. Следовательно, передача права владения и (или) пользования указанными объектами без проведения торгов, в отсутствие на то законных оснований, приводит к устранению конкуренции на доступ на рынок услуг теплоснабжения.
Основной целью заключения концессионного соглашения является обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в публичной собственности, и повышение качества работ или услуг, предоставляемых потребителям для решения вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а поскольку права пользования в отношении сооружений теплоснабжения по концессионному соглашению не переданы, то данная цель не достигается.
Также следует отметить, что надлежащее исполнение органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и передача объектов теплоснабжения на условиях концессионного соглашения не могут быть поставлены в зависимость от наличия или отсутствия лиц, выступающих с инициативой заключения концессионного соглашения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности.
Судебная коллегия также отмечает, что при поступлении соответствующей инициативы на заключение концессионного соглашения, ответчик вопреки доводам апелляционной жалобы не лишен возможности реализовать свои права в порядке ч. 4.3 – 4.10 Закона о концессионных соглашениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация муниципального образования «Город Горно-Алтайск» является ненадлежащим ответчиком по делу не нашел своего подтверждения. В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 16, ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Город Горно-Алтайск» администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Республики Алтай. Все отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города подотчетны администрации муниципального образования «Город Горно-Алтайск» и контроль и ответственность за их работу возложена на администрацию муниципального образования «город Горно-Алтайск».
Судебная коллегия не находит оснований считать выводы суда первой инстанции неправильными, противоречащими положениям норм законодательства, установленным обстоятельствам дела и представленными сторонами доказательствам, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного решения в апелляционном порядке, в жалобе не приведено.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 09 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий пяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи М.В. Плотникова
Э.В. Ялбакова