Решение по делу № 3а-55/2020 от 19.12.2019

Дело №3а-55/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 13 июля 2020 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Емельяновой О.И.

при секретаре Кудрявом А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Центральное производственно-геологическое объединение» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном рыночной,

УСТАНОВИЛ:

АО «Центральное производственно-геологическое объединение» обратилось во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указало, что АО «Центральное производственно-геологическое объединение» является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 777 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – содержание здания, расположенного по адресу: **** область, г.****, ул.****, дом ****.

Постановлением администрации города Владимира от 29.11.2016 № 3742 кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 7376023 руб. по состоянию на 1 января 2016 года.

Однако, согласно отчету об оценке ООО «ГК ПРОФИ» от 18.12.2018 № 603/2018 рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года составляет 4 470 000 рублей.

25.12.2018 истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, однако решением комиссии от 17.01.2019 № 86 заявление АО «Центральное производственно-геологическое объединение» отклонено.

Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости в размере 4 470 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года, указывая, что от размера кадастровой стоимости зависит объем налоговых обязательств административного истца.

Административный истец АО «Центральное производственно-геологическое объединение» надлежащим образом и заблаговременно извещенный судом о дате и времени судебного разбирательства на 13.07.2020, представителя для участия в судебное заседание не направил (л.д.132 т.2). В материалах дела имеется письменное ходатайство представителя Ширшиной Е.А., в котором она заявленные требования поддерживает, просит провести судебное заседание в отсутствие представителя административного истца (л.д.42 т.2).

Административный ответчик администрация г.Владимира, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, участие представителя в судебном заседании не обеспечил. В представленном письменном отзыве указал, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, не ставит под сомнение правильность заключения эксперта ООО Аналитический центр «Региональная оценочная компания» от 29.05.2020 № 13/2020, его форму и содержание, не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере установленной экспертом рыночной стоимости – 5 352 263,49 руб. (л.д.136-137 т.2).

Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области), надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представило письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.51-56 т.2).

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 31 т.2).

Заинтересованные лица Орлов Г.С., Вавилова А.В. извещались судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст.165.1 ГК РФ, ст. 96 КАС РФ ( л.д.139,140 т.2).

Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителей администрации г. Владимира, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, Управления Росреестра по Владимирской области, Орлова Г.С., Вавиловой А.В., явка которых не признана обязательной.

Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «Центральное производственно-геологическое объединение» в период с 28.04.2014 по 29.10.2019 являлось собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 777 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – содержание здания.

С 29.10.2019 земельный участок с кадастровым номером **** принадлежит на праве общей долевой собственности Орлову Г.С. и Вавиловой А.В. (по 1/2 доле).

Земельный участок с кадастровым номером **** является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 11.04.2005.

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРН от 18.10.2019 № 77/100/331/2019-2901 и от 24.03.2020 № 33-0-1-70/4002/2020-7013 (л.д.12-14, 246-247 т.1).

Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** установлена постановлением администрации города Владимира от 29.11.2016 № 3742 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Владимир», по состоянию на 01.01.2016 в размере 7 376 023 руб. (л.д.174-176 т.1).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** внесены в Единый государственный реестр недвижимости 26 декабря 2016 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15.08.2019 № 33/202/19-349633 (л.д.11 т.1).

25 декабря 2018 года АО «Центральное производственно-геологическое объединение», полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа Росреестра от 25 июля 2012 года №П/322 во Владимирской области при территориальном органе – Управлении Росреестра по Владимирской области, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, представив отчет об оценке от 18.12.2018 № 603/2018.

Решением названной Комиссии от 17 января 2019 года № 86 данное заявление отклонено (л.д. 149-151 т.1).

19 декабря 2019 года АО «Центральное производственно-геологическое объединение» обратилось с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В силу ст. 391 НК РФ размер земельного налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом,

С учетом изменения правового регулирования, введенного Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ, пунктом 1.1 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Налоговым кодексом не предусмотрены ограничения по применению указанных выше норм в зависимости от того, кем оспаривалась кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества: новым собственником или предыдущим собственником этого объекта недвижимого имущества.

Соответственно, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, вступившему в силу после 1 января 2019 года, измененная кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, учитывается при определении налоговой базы по соответствующему налогу с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости, в том числе в случае перехода прав на этот объект недвижимости к иному лицу.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении данного земельного участка кадастровой стоимости в размере рыночной влияет на обязанность административного истца по уплате земельного налога и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

Административным истцом при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением в подтверждение доводов о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** над его рыночной стоимостью представлен отчет об оценке, составленный ООО «ГК ПРОФИ» от 18.12.2018 № 603/2018, согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года составляет 4 470 000 руб.

В ходе рассмотрения дела была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2016 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (л.д. 48-50 т.2).

Согласно заключению эксперта ООО Аналитический Центр «Региональная оценочная компания» Щ. от 29.05.2020 № 13/2020 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года составляет 5 352 263 руб. 49 коп.

Относительно соответствия отчета об оценке ООО «ГК ПРОФИ» от 18.12.2018 № 603/2018 требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертом выявлены нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. В частности, указано, что объект-аналог № 1 располагается на ул. **** г.****, на выезде из города. Оценщик отнес данное расположение кгруппе «Центры административных районов города» (стр.43 отчета), что не соответствует действительности и вводит пользователя отчета в заблуждение. В отчете не представлен процесс определения стоимости выбранного оценщиком метода и способ расчета. Процедура согласования не соответствует п. 8к ФСО № 3. При подготовке отчета были допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчетов, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, а также иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, информация, использованная оценщиком, не является достоверной, достаточной, проверяемой (л.д.70-126 т.2).

Экспертиза проведена экспертом ООО Аналитический Центр «Региональная оценочная компания» Щ., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2010 года, стаж работы судебного эксперта с 2018 года, предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение эксперта от 29.05.2020 № 13/2020 соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 КАС РФ, а также требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, федеральным стандартам оценки ФСО №1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», ФСО№2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО№3 «Требования к отчету об оценке» и ФСО№7 «Оценка недвижимости», а также стандартами и правилами оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 КАС РФ, участвующими в деле лицами, в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, данное заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта от 29 мая 2020 года № 13/2020 мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение экспертов отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Оценив заключение экспертов в соответствии с правилами статьи 84, ч. 8 ст. 82 КАС СРФ, суд признает, что выводы эксперта отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, определенной по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Представленный административными истцами отчет об оценке ООО «ГК ПРОФИ» от 18.12.2018 № 603/2018 вышеуказанным критериям не отвечает, опровергнут заключением проведенной по делу судебной экспертизы, в связи с чем, не может быть положен в основу выводов суда.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 777 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – содержание здания, расположенного по адресу: **** область, г.****, ул.****, дом ****, по состоянию на 1 января 2016 года в размере его рыночной стоимости 5 352 263 рубля 49 копеек.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона).

С учетом изложенного датой подачи заявления АО «Центральное производственно-геологическое объединение» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости следует считать 25 декабря 2018 года, то есть дату обращения в Комиссию.

Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление АО «Центральное производственно-геологическое объединение» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 777 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – содержание здания, расположенного по адресу: **** область, г.****, ул.****, дом ****, по состоянию на 1 января 2016 года в размере его рыночной стоимости 5 352 263 (пять миллионов триста пятьдесят две тысячи двести шестьдесят три) рубля 49 копеек.

Считать датой подачи заявления АО «Центральное производственно-геологическое объединение» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости 25 декабря 2018 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Владимирского областного суда      О.И.Емельянова

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2020 года

3а-55/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Акционерное общество "Центральное производственно-геологическое объединение"
Ответчики
Администрация города Владимира
Другие
Управление Росреестра по Владимирской области
Руськина Наталья Николаевна
Вавиловой Анастасии Владимировне
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области
Орлов Григорий Сергеевич
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Емельянова Ольга Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
19.12.2019Регистрация административного искового заявления
20.12.2019Передача материалов судье
20.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
08.07.2020Производство по делу возобновлено
13.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее