Решение по делу № 2-504/2017 от 07.03.2017

Дело № 2-504/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 мая 2017 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Котешко Л.Л.

при секретаре судебного заседания – Царенко С.С.,

с участием:

истца – Путниной Г.П.,

представителя истца – Миронович И.В., действующего на основании ордера,

представителя ответчика – Цимбалюк А.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Путнина Г.П. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Путнина Г.П. обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с иском, в котором с учетом измененных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований, просит: признать незаконным распоряжение Департамента капитального строительства города Севастополя от 18.11.2016 в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Путнина Г.П. и ФИО2, обязать ответчика восстановить в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях, семью Путнина Г.П. из двух человек под в очереди.

Исковые требования мотивированы тем, что истец была взята на квартирный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в 1979 году, т.е. до 01.03.2005 Постановка семьи истца на квартирный учет была разрешена на том основании, что члены семьи были обеспечены площадью жилого помещения менее учетной нормы. На сегодняшний день истец составом семьи из двух человек проживает в квартире общей площадью 28,8 кв.м, жилой площадью 12,8 кв.м. Однако 18.11.2016 Путнина Г.П. получила уведомление от ответчика о снятии ее семьи с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 части 1 ст. 56 ЖК РФ, ст. 12 Закона города Севастополя от 05.05.2015 № 134-ЗС. Истец с указанным решением ответчика не согласна, считает его незаконным, в связи с чем обратилась с настоящим иском в суд.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснили в судебном заседании, что право истца на получение жилого помещения, которым истец был наделен в соответствии с законом, осталось нереализованным, следовательно, он не может быть лишен указанных социальных гарантий. Условия проживания семьи Путниной Г.П. с момента постановки на квартирный учет не улучшились, в связи с чем распоряжение о снятии ее с очереди нарушило ее конституционное право на жилище.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указывая при этом на отсутствие основания восстановления истца в очереди, поскольку они обеспечены жилым помещением согласно учетной норме.

Выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

        Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя (Департамент), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 840 - ПП Департамент капитального строительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ.

        В соответствии с п. 2.10 указанного Положения Департамент реализует государственную жилищную политику на территории города Севастополя.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Так, порядок и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определены в статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункта 3 которой принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан.

Применительно к спорным правоотношениям порядок постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, также регламентирован Законом Севастополя от 05.05.2015 г. № 134-ЗС «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» (далее – Закон).

Согласно статье 16 Закона граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 21 марта 2014 года в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на учете с сохранением очередности до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.

Таким образом, жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Судом установлено, что Путнина Г.П. составом семьи из двух человек вместе дочерью ФИО2 проживает в жилом помещении – изолированной однокомнатной квартире общей площадью 28,8 кв.м, жилой площадью 12,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

    Из материалов учетного дела истца дела судом установлено, что на основании выписки из Протокола от 03.07.1979 совместного заседания СРСУ «<данные изъяты>» на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий были приняты ФИО2, Путнина Г.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, основание - отсутствие минимального размера жилой площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

    Судом установлено, что брак между Путниной Г.П. и ФИО3 был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует Свидетельство о расторжении брака серии Н-АП , выданное Отделом ЗАГС Ленинского райисполкома г. Севастополя ДД.ММ.ГГГГ.

    После расторжения брака между ФИО3 и Путниной Г.П., лицевой счет на указанное жилое помещение был переоформлен па Путнину Г.П.

    В соответствии с Решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 25.07.1989 г. ФИО3 был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании обеспеченности жилой площадью в пределах установленных норм. ФИО3 была предоставлена <адрес>, жилой площадью 19,3 кв.м.

    На момент постановки на учет ФИО2, Путниной Г.П. и ФИО3 на территории города Севастополя действовал Жилищный кодекс Украинской ССР, Положение о порядке предоставления жилой площади в Украинской ССР, утвержденные Постановлением Совета Министров УСССР и Украинского Республиканского Совета Профсоюзов от 20.12.1974 № 562.

    Статьей 60 ЖК УССР было определено, что правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им помещений утверждаются Советом Министров Украинской ССР и Украинским республиканским советом профессиональных союзов.

    Согласно справке начальника СРСУ «<данные изъяты>» от 1981 года, имеющейся в материалах учетного дела Путниной Г.П., администрация и постройком СРСУ «<данные изъяты>» ходатайствуют о постановке на квартирный учет ФИО3, работающего на предприятии с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 3 человека, поскольку жилая площадь на человека составляет менее 5 метров. Указанное свидетельствует о том, что в момент первоначальной постановки истца на квартирный учет в г. Севастополе учетная норма составляла 5 квадратных метра жилой площади на человека.

    Постановлением исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов и президиума Крымского областного совета профессиональных союзов от 24 декабря 1984 г. № 21/893 «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в г. Севастополе» была установлена норма минимального размера жилой площади жилого помещения на момент постановки на учет и признания лица, нуждающимся в улучшении жилищных условий, которая составляла 5 кв.м.

    Из материалов учетного дела следует, что после развода в 1987 году в составе семьи Путниной Г.П., а следовательно, и в жилищных условиях произошли изменения, уровень обеспеченности жилой площадью лиц, проживающих по адресу: <адрес>, изменился в сторону увеличения и составил 14,4 кв.м общей площади на человека и 6,4 кв.м жилой площади на человека, в результате чего превысил норму, установленную 5 кв.м, для признания лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Частью 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

    В свою очередь частью 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, согласно которых гражданин может быть снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно

    1) подача гражданином по месту учета заявления о снятии с учета;

    2) утрата гражданином оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

    3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

    4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

    5) предоставления гражданином в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

    6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также не правомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

    Как установлено судом из материалов учетного дела истца основанием для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Путниной Г.П. и ФИО2 являлось отсутствие минимального размера жилой площади жилого помещения.

    На сегодняшний день, в соответствии со ст. 3 Закона города Севастополя № 134-3C от 05.05.2015 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Севастополе составляет двенадцать квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.

    Так, согласно представленным документам Путниной Г.П. и ФИО2 предоставлена квартира общей площадью 28,8 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Обеспеченность жилой площадью на каждого члена, семьи составляет (28,8/2 чел.) = 14,4 кв.м., что более учетной нормы, и 6,8 кв.м жилой площади на человека.

Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

При таких данных решение ответчика о снятии истца составом семьи из двух человек с жилищного учета основано на законе.

Тот факт, что Путнина Г.П. принята на учет до 1 марта 2005 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого ответчиком решения, поскольку, обеспеченность заявителя жилой площадью на одного члена семьи после ее развода и утраты им статуса члена семьи, что в свою очередь повлекло и изменение жилищных условий истца, а ее обеспеченность жилой площадью также стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия ее с жилищного учета. (Определение N 207-КГ15-5, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)

    Таким образом, решение Департамента капительного строительства города Севастополя № 160 от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Путниной Г.П. и ФИО2 с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным.

    Восстановление Путниной Г.П. в очереди в рамках действующего жилищного законодательства не представляется возможным.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.

Судебные расходы с учетом положений ст. 98 ГПК РФ подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 05.05.2017.

Председательствующий -

2-504/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Путнина Г.П.
Ответчики
Правительство Севастополя в лице Департамента капитального строительства
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
07.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2017Передача материалов судье
10.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2017Предварительное судебное заседание
02.05.2017Судебное заседание
05.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее