Решение по делу № 33-2723/2024 от 22.07.2024

Судья Васильев Д.В.

№33-2723/2024 10RS0007-01-2024-000096-94

№2-102/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2024 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Глушенко Н.О.,

судей Касянчук Е.С., Мишеневой М.А.,

при секретаре Волынцевой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, возложении обязанности начислять заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения,

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с иском к Государственному унитарному предприятию Республики К.. «КарелКоммунЭнерго» (далее - ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») по тем основаниям, что он работал в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ мастером участка с окладом 19176 руб. С ХХ.ХХ.ХХ переведен машинистом (кочегаром) котельной 3 разряда с часовой тарифной ставкой 100,49 руб. в час, с ХХ.ХХ.ХХ – 118,37 руб. в час., также установлена доплата за работу с вредными условиями труда – 4 %.

Указывает, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации принято Федеральное отраслевое тарифное соглашение на 2023-2025 годы (далее - ФОТС), которое распространяет свое действие, в том числе и на ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

Согласно таблице Приложения №1 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.02.1990 № 66/3-138 должностной оклад мастера с учетом приложения №3 к ФОТС должен составлять в 2023 году 29171 руб. Поскольку тарификация должностей специалистов, руководителей и служащих по разрядам на предприятии не ведется, истец полагает необходимым руководствоваться положениями вышеуказанного Постановления, а также таблицей 2 Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников ЖКХ (практическое пособие), утвержденных приказом Госстроя России от 31.03.1999 № 81, которыми установлен разряд по должности мастера от 6 до 11. Согласно приложению №3 к ФОТС часовая тарифная ставка машиниста (кочегара) котельной в 2023 году должна составлять 118,84 руб., в 2024 году - 140,36 руб. Также согласно подп. «б» п. 2.8.2.1 соглашения установлена доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, размер которой не может быть ниже 5% ставки (оклада) работника. Истец полагает, что ответчик начислял ему заработную плату без учета указанных положений, в связи с чем с учетом дополнительных пояснений (л.д.48) просил взыскать недоначисленную заработную плату за период с 01.09.2023 по 26.09.2023 по должности мастера, с 27.10.2023 по 31.01.2024 в период работы машинистом (кочегаром) котельной 3 разряда (с 27.09.2023 по 26.10.2023 был временно нетрудоспособен) в размере 50075,45 руб., обязать с 01.02.2024 начислять ему заработную плату в соответствии с условиями ФОТС, исходя из часовой тарифной ставки 140,36 руб., месячной тарифной ставки в размере 23148,00 руб., на период действия данного соглашения, доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями в размере 5 %, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Государственная инспекция труда в Республике Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Карельская республиканская организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в пользу истца взыскана задолженность по заработной плате за период с сентября 2023 года по январь 2024 года в общей сумме (...)., а также компенсация морального вреда в сумме 1000 руб. Суд обязал ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с ХХ.ХХ.ХХ установить ФИО1 заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, исходя из часовой тарифной ставки 140 руб. 36 коп. в час и месячной тарифной ставки в размере 23148 руб., и доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5 (пять) процентов, на период действия данного соглашения. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано. С ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в бюджет Лоухского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере (...).

Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ отказано в разъяснении решения суда согласно заявлению ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Повторяя позицию, изложенную в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции, указывают, что вопреки выводам суда, установление должностного оклада и тарифной ставки для руководителей, специалистов и служащих не может ставиться в зависимость от заработной платы рабочего и его минимальной тарифной ставки с учетом разграничения в уровне профессиональной квалификации. ФОТС не регламентирует применение определенной системы оплаты труда и конкретного соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала. Установление соотношения размеров ставок согласно ФОТС является правом работодателя, а не обязанностью. ФОТС не содержит механизм расчета оклада руководителей, специалистов, служащих, не является основанием для изменения индивидуального должностного оклада истца. Не согласны с выводом суда, что должность мастера соответствует 6 разряду, поскольку суд не является органом правомочным самостоятельно оценивать квалификацию истца и устанавливать ему разряд. Применение Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. Приказом Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81) необоснованно, поскольку они носят рекомендательный характер, ссылки на обязательность их применения ФОТС не содержит. Таким образом, установление истцу индивидуального оклада без учета профессиональной квалификации недопустимо. Размер заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), размер которого по Республике Карелия с 01.01.2023 составляет 16242 руб. Повышение минимальной месячной тарифной ставки свыше МРОТ является правом работодателя. Полагают требование о компенсации морального вреда необоснованным. Обращают внимание, что удовлетворение требований истца затронет права остальных работников, поскольку при установлении требуемой тарифной ставки истцу должностные оклады работников административного состава Лоухского участка теплоснабжения будут ниже с учетом квалификации, возложенной на них ответственности, опыта работы и должностных обязанностей. Разрешая спор, суд не учел, что источником обеспечения финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются доходы от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам, их объемы находятся в прямой зависимости от цены (размера тарифа) и надлежащего исполнения потребителями обязанности по оплате товара (работ, услуг). Тарифы для предприятия утверждены постановлениями Государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам №204, №205 от 28.11.2022, протоколом заседания Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 28.11.2022 №202. Указанными документами для ответчика в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» установлены долгосрочные параметры регулирования на период 2023-2029 гг., которые пересмотру не подлежат, в то время как ФОТС вступило в силу с 01.01.2023. При установлении тарифов и долгосрочных параметров регулирования на 2023-2029 годы расходы на заработную плату для работников предприятия были определены без учета ФОТС, в связи с чем принятие новых дополнительных объемов обязательств предприятием невозможно. Также ссылаются на пропуск истцом трехмесячного срока обращения в суд.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом ст. 165.1 ГК РФ и пп. 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». От истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы настоящего гражданского дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Частью 1 ст. 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

Частью 1 ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 ТК РФ).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 5 ст. 135 ТК РФ).

В соответствии с положениями ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ч. 9 ст. 143 ТК РФ).

Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2023 № 32-КГПР23-4-К1).

В соответствии с ч. 8 ст. 45 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

В ч. 2 ст. 46 ТК РФ приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов)).

Согласно ч. 3 ст. 48 ТК РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч. ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ на основании трудового договора состоял в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в должности мастера. С ХХ.ХХ.ХХ состоит в должности машиниста (кочегара) котельной 3 разряда в Лоухском участке теплоснабжения.

Условиями трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ (л.д.57) и дополнительных соглашений к нему, заключенных между истцом и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в разделе об оплате труда предусмотрены: должностной оклад 19176 руб. в месяц, выплаты районного коэффициента и северной надбавки (40 и 80%), доплата за работу с вредными условиями труда 4%, суммированный учет рабочего времени исходя из 40 часов в неделю.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от ХХ.ХХ.ХХ ФИО1 переведен на работу машинистом (кочегаром) котельной 3 разряда с часовой тарифной ставкой 100,49 руб. в час, установлением доплаты за работу с вредными условиями труда 4%, с ХХ.ХХ.ХХ тарифная ставка согласно дополнительному соглашению от ХХ.ХХ.ХХ составляет 118,37 руб. в час. (л.д.66).

В соответствии с приказом директора от ХХ.ХХ.ХХ на предприятии утверждено Положение об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», которое применяется с ХХ.ХХ.ХХ (л.д. 77).

Пунктом 1.5 Положения предусмотрено, что оплата труда работникам предприятия производится в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами, настоящим положением и иными локальными нормативными актами предприятия. Согласно п.2.2 Положения на предприятии устанавливается окладная и повременная система оплаты труда, если трудовым договором не предусмотрено иное. В состав заработной платы входит: фиксированная часть (должностной оклад или тарифная ставка), компенсационные выплаты (северная надбавка, районный коэффициент, доплата за работу с вредными условиями, в ночное время), стимулирующие выплаты (п. 3.2). Должностные оклады устанавливаются на основании штатного расписания (п. 3.3); размер должностного оклада не может быть ниже минимального размера оплаты труда (п.3.4).

С учетом трудового договора и Положения об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» истцу за спорный период была начислена заработная плата в 2023 году: (...)

Вместе с тем, исходя из положений п.п. 3, 12 Устава, ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является коммерческой организацией и создано в целях извлечения прибыли и для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей; основной целью деятельности предприятия является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики К... Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что основным видом деятельности предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (код ОКВЭД 35.30).

На федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее - ФОТС) (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12.05.2022) между работодателями и работниками организаций жилищно-коммунального хозяйства в лице их полномочных представителей: от работодателей - Общероссийское отраслевое объединение работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК), от работников - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения.

Согласно п. 1.20 Соглашения оно вступило в силу с 01.01.2023 и действует до 31.12.2028 включительно с учетом дополнительного соглашения о внесении изменений в Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 10.06.2024).

Данное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 07.06.2022, регистрационный №12/23-25, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

13.07.2022 в Российской газете опубликовано письмо Минтруда России от 01.07.2022 №14-4/10/В-8784, содержащее предложение работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты РФ работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

Согласно п. 1.3 Соглашения оно является правовым актом в сфере ЖКХ, регулирующим социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенным между полномочными представителями работников и работодателей Организаций ЖКХ, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающим общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющим права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

Учитывая вид деятельности ответчика, положения п.п. 1.4, 1.5 Соглашения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оно распространяет свое действие на ответчика. ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не представило в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению.

Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, установив, что заработная плата начислена и выплачена истцу без учета приведенных положений Соглашения, что, безусловно, нарушает его право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Так, согласно п. 2.1 ФОТС Стороны ФОТС считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работников на оплачиваемый труд в Организациях ЖКХ в зависимости от уровня квалификации, сложности, количества и качества затраченного труда в соответствии с современными моделями оплаты и нормирования труда, повышение уровня реального содержания заработной платы. В этих целях Стороны ФОТС обязуются: обеспечить реализацию государственных и отраслевых гарантий по заработной плате, направленных на повышение уровня жизни работников, в том числе для повышения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; содействовать установлению справедливых соотношений уровней среднемесячной заработной платы руководства Организаций ЖКХ и других ее работников (п.2.1.4).

Из п.2.2 ФОТС следует, что в целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают: а) оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда; б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим и специалистам по действующим профессиональным стандартам, а в случае отсутствия профессионального стандарта по определенной квалификации - по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

Согласно п. 2.3 ФОТС минимальная месячная тарифная ставка (далее ММТС) рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно приложению к данному Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании ММТС, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда.

Согласно приложению №1 ММТС рабочих 1 разряда для организаций ЖКХ составляет МРОТ в РФ на соответствующий год.

Приложением №3 к Соглашению предусмотрено, что часовые тарифные ставки рабочих для предприятий устанавливаются из тарифных ставок, приведенных в таблице для повременной и сдельной систем оплаты труда, определяются соотношением в размерах ставок (тарифные коэффициенты) путем деления ставки соответствующего разряда на ставку первого разряда.

Согласно подп. «б» п. 2.8.2.1 ФОТС выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами и (или) локальными нормативными актами Организации ЖКХ и включают в себя доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника.

Таким образом, заработная плата истца в период работы машинистом (кочегаром) котельной 3 разряда в 2023 году должна была рассчитываться исходя из тарифного оклада 19539,13 руб. (16242 руб.*1,203), в 2024 году исходя из тарифного оклада 23148,13 руб. (19242 руб. *1,203). Часовая тарифная ставка в 2023 году должна была составлять 118,84 руб. (19539,13х12/1973 - общее количество часов в 2023 году при 40 часовой рабочей неделе). Часовая тарифная ставка в 2024 году должна была составлять 140,36 руб. (23148,13х12/1979 - общее количество часов в 2024 году при 40 часовой рабочей неделе).

Судом проверен расчет истца, признан арифметически верным в части истребуемых сумм за период работы с ХХ.ХХ.ХХ по январь 2024 года в должности машиниста (кочегара) котельной 3 разряда.

С учетом изложенного, поскольку не имеется оснований для освобождения общества от выполнения обязанности по предоставлению истцу предусмотренных данным ФОТС гарантий и компенсаций в виде установленной Отраслевым тарифным соглашением тарифной ставки (оклада) судом на работодателя возложена обязанность установить истцу должностной оклад, а также доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5% на будущее время.

В части требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за период работы истца в должности мастера с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ судебная коллегия исходит из следующего.

На основании п. 2.10 ФОТС оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основе должностных окладов и тарифных ставок, устанавливаемых в соответствии с должностью и квалификацией работника.

Приказом Госстроя РФ от ХХ.ХХ.ХХ утверждены Методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие), которыми предусмотрены разряды оплаты единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих: установлен диапазон разрядов оплаты 6 - 11 по должности мастера участка (включая старшего) и должности начальника участка (смены ) - 7-12 (таблица №2).

Как следует из представленного ответчиком штатного расписания Лоухского участка теплоснабжения (л.д. 114, 115) в штатном расписании предусмотрены должности мастера и старшего мастера, заместителя начальника участка и начальника участка.

Между тем, поскольку в организации ответчика вопреки требованиям ФОТС не ведется тарификация должностей руководителей по разрядам, исходя из рекомендованных Приказом Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81 разрядов оплаты по должности мастера участка и начальника участка, судебная коллегия соглашается с произведенным истцом расчетом оклада по его должности применительно к 6 разряду (мастер - 6 разряд, старший мастер - 7 разряд, заместитель начальника участка - 8 разряд).

Определяя размер задолженности по заработной плате перед истцом, суд первой инстанции, руководствуясь произведенным истцом расчетом с применением Методических рекомендаций и минимального тарифного коэффициента по ставке 6 разряда в сумме 29171 руб. (16242 руб. х 1,796 тарифный коэффициент), взыскал в его пользу заявленную сумму задолженности по заработной плате.

С указанным порядком расчета судебная коллегия соглашается, применяемый истцом размер должностного оклада соответствует приведенному истцом соотношению расчета окладов в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.02.1990 № 66/3-138 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий (объединений) и организаций жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (непроизводственные виды услуг)».

Так, согласно Таблице 3 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.02.1990 № 66/3-138 диапазон месячных окладов мастеров составлял 140-220 руб.

В таблице №1 приведена часовая тарифная ставка рабочего повременщика 1 разряда - 54 коп. Следовательно в 2023 году при 40 часовой рабочей неделе при таком размере ставки при среднемесячном количестве рабочих часов 164,42 час. (согласно производственному календарю за 2023 год - 1973/12), месячная оплата труда рабочего составила бы 88,79 руб. (0,54х164,42).

Таким образом, в соответствии с указанным в Постановлении Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.02.1990 № 66/3-138 диапазоном окладов соотношение месячного оклада рабочего 1 разряда и мастера составит от 1,577 до 2,478 (140/88,79 и 220/88,79). Следовательно, допустимые размеры окладов по должности мастера участка по отношению к окладу рабочего 1 разряда в размере МРОТ (16242 руб.) составляют от 25613,63 руб. (16242х1,577) до 40247,68 руб. (16242х2,478).

При этом, основания для произведения расчета на основании примера «Б» Приложения № 3 ФОТС с применением Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.11.1986 № 500/26-209 судебная коллегия не усматривает ввиду утраты силы указанным документом.

Расчет истца выполнен в соответствии с примерами расчетов, приведенными в приложении № 3 к ФОТС и с учетом положений действующего приказа Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81. Применение подобного расчета уже было предметом проверки судебными инстанциями, признано верным (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22.01.2024 №88-1232/2024).

Иного расчета задолженности ответчик в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представил. В нарушение п.2.2 ФОТС с 01.01.2023 ответчик не произвел тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим и специалистам по действующим профессиональным стандартам. При этом оклад истца составлял 19176 руб. в месяц, что соответствует оплате труда рабочего 2-3 разряда согласно ФОТС (16242х1,203=19539,13 руб.) при том, что истец является более квалифицированным специалистом, профессиональная квалификация которого не учитывается ответчиком при определении размера его заработной платы. При указанном бездействии ответчика истец не может быть лишен права на справедливую оплату труда в соответствии с положениями ФОТС.

Судом проверен расчет заработной платы истца за сентябрь 2023 года, признан арифметически верным. Исходя из расчетных листков, табелей учета рабочего времени, с учетом должностного оклада, установленного в соответствии с требованиями ФОТС, размер недоначисленной заработной платы для истца составляет (...).

Доводы ответчика о том, что предприятие самостоятельно устанавливает систему оплаты труда в зависимости от результатов финансово-экономической деятельности с учетом установленных тарифов, в основу которых заложены долгосрочные параметры регулирования, не подлежащие пересмотру, основанием для отмены решения суда не являются.

В силу ст. 45 ТК РФ и п. п. 1.3, 1.7 ФОТС положения указанного Соглашения являются обязательными для ответчика, имеют силу правового акта, регулируют трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1.13 Соглашения его положения должны учитываться в процессе ценообразования ЖКУ федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на регулируемые виды деятельности, органами местного самоуправления при установлении цен и тарифов на ЖКУ, а также на соответствующие услуги ЖКХ, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность в сфере ЖКХ, в том числе на жилищные услуги общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах (перечень Организаций ЖКХ установлен п.п. 1.4, 1.5 и соответствующими приложениями к ФОТС).

Аналогичные положения содержатся в п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, на которые также ссылается ответчик в жалобе, где указано, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В случае установления регулирующими органами тарифов на регулируемые виды деятельности в сфере ЖКХ на долгосрочный период до принятия ФОТС, соответственно, без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе обратиться с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя в порядке, установленном п. 1.21 ФОТС.

Согласно п. 1.21 ФОТС в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений ФОТС, работодатель, в отношении которого действует соглашение (п. 1.7 ФОТС), вправе обратиться в письменной форме к сторонам ФОТС с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС.

Наличие временного приостановления отдельных положений ФОТС для работодателя, полученного им в соответствии со ст. 48 ТК РФ и настоящим Соглашением, должно иметь официальное подтверждение ОООР ЖКК (п. 10.8 ФОТС).

Между тем ответчик указанным правом не воспользовался, доказательств обратного в материалы дела не представлено, следовательно, условия ФОТС в части оплаты труда являются для ответчика действующими и обязательными для исполнения, в связи с чем их исполнение в отношении одних работников на основании решения суда не является дискриминацией по отношению к другим работникам, также имеющим право на судебную защиту.

Доказательств наличия коллективного договора в целях сохранения действующей системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР № 505 от 05.12.1986 в материалы дела также не представлено.

Установив нарушение трудовых прав истца действиями работодателя, на основании ст. 237 ТК РФ, суд первой инстанции с учетом представленных доказательств, конкретных обстоятельств дела, объема нарушенного права, наличия вины со стороны ответчика в невыплате истцу заработной платы в полном объеме в установленные сроки, периода просрочки, посчитал возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, определив ее в размере 1000 руб., как соответствующем требованиям разумности и справедливости.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда судебной коллегией отклоняется, поскольку возможность его компенсации предусмотрена положениями ст. 237 ТК РФ, разъяснениями, содержащимися в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», согласно которым работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе при невыплате заработной платы.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел характер и длительность нарушения трудовых прав истца, степень его нравственных страданий, фактические обстоятельства дела. Взысканная судом сумма компенсации согласуется с принципами разумности и справедливости, оснований для ее изменения по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.

Также судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что положения ч. 2 ст. 392 ТК РФ не применимы к рассматриваемым правоотношениям.

Понятие индивидуального трудового спора содержится в ст. 381 ТК РФ. Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 ТК РФ.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).

Следовательно, вопреки позиции ответчика, к рассматриваемому спору подлежит применению годичный срок давности, установленный ч.2 ст. 392 ТК РФ, который истцом не пропущен.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лоухского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Васильев Д.В.

№33-2723/2024 10RS0007-01-2024-000096-94

№2-102/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2024 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Глушенко Н.О.,

судей Касянчук Е.С., Мишеневой М.А.,

при секретаре Волынцевой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, возложении обязанности начислять заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения,

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с иском к Государственному унитарному предприятию Республики К.. «КарелКоммунЭнерго» (далее - ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») по тем основаниям, что он работал в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ мастером участка с окладом 19176 руб. С ХХ.ХХ.ХХ переведен машинистом (кочегаром) котельной 3 разряда с часовой тарифной ставкой 100,49 руб. в час, с ХХ.ХХ.ХХ – 118,37 руб. в час., также установлена доплата за работу с вредными условиями труда – 4 %.

Указывает, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации принято Федеральное отраслевое тарифное соглашение на 2023-2025 годы (далее - ФОТС), которое распространяет свое действие, в том числе и на ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

Согласно таблице Приложения №1 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.02.1990 № 66/3-138 должностной оклад мастера с учетом приложения №3 к ФОТС должен составлять в 2023 году 29171 руб. Поскольку тарификация должностей специалистов, руководителей и служащих по разрядам на предприятии не ведется, истец полагает необходимым руководствоваться положениями вышеуказанного Постановления, а также таблицей 2 Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников ЖКХ (практическое пособие), утвержденных приказом Госстроя России от 31.03.1999 № 81, которыми установлен разряд по должности мастера от 6 до 11. Согласно приложению №3 к ФОТС часовая тарифная ставка машиниста (кочегара) котельной в 2023 году должна составлять 118,84 руб., в 2024 году - 140,36 руб. Также согласно подп. «б» п. 2.8.2.1 соглашения установлена доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, размер которой не может быть ниже 5% ставки (оклада) работника. Истец полагает, что ответчик начислял ему заработную плату без учета указанных положений, в связи с чем с учетом дополнительных пояснений (л.д.48) просил взыскать недоначисленную заработную плату за период с 01.09.2023 по 26.09.2023 по должности мастера, с 27.10.2023 по 31.01.2024 в период работы машинистом (кочегаром) котельной 3 разряда (с 27.09.2023 по 26.10.2023 был временно нетрудоспособен) в размере 50075,45 руб., обязать с 01.02.2024 начислять ему заработную плату в соответствии с условиями ФОТС, исходя из часовой тарифной ставки 140,36 руб., месячной тарифной ставки в размере 23148,00 руб., на период действия данного соглашения, доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями в размере 5 %, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Государственная инспекция труда в Республике Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Карельская республиканская организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в пользу истца взыскана задолженность по заработной плате за период с сентября 2023 года по январь 2024 года в общей сумме (...)., а также компенсация морального вреда в сумме 1000 руб. Суд обязал ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с ХХ.ХХ.ХХ установить ФИО1 заработную плату в соответствии с условиями Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы, исходя из часовой тарифной ставки 140 руб. 36 коп. в час и месячной тарифной ставки в размере 23148 руб., и доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5 (пять) процентов, на период действия данного соглашения. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано. С ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в бюджет Лоухского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере (...).

Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ отказано в разъяснении решения суда согласно заявлению ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Повторяя позицию, изложенную в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции, указывают, что вопреки выводам суда, установление должностного оклада и тарифной ставки для руководителей, специалистов и служащих не может ставиться в зависимость от заработной платы рабочего и его минимальной тарифной ставки с учетом разграничения в уровне профессиональной квалификации. ФОТС не регламентирует применение определенной системы оплаты труда и конкретного соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала. Установление соотношения размеров ставок согласно ФОТС является правом работодателя, а не обязанностью. ФОТС не содержит механизм расчета оклада руководителей, специалистов, служащих, не является основанием для изменения индивидуального должностного оклада истца. Не согласны с выводом суда, что должность мастера соответствует 6 разряду, поскольку суд не является органом правомочным самостоятельно оценивать квалификацию истца и устанавливать ему разряд. Применение Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. Приказом Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81) необоснованно, поскольку они носят рекомендательный характер, ссылки на обязательность их применения ФОТС не содержит. Таким образом, установление истцу индивидуального оклада без учета профессиональной квалификации недопустимо. Размер заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), размер которого по Республике Карелия с 01.01.2023 составляет 16242 руб. Повышение минимальной месячной тарифной ставки свыше МРОТ является правом работодателя. Полагают требование о компенсации морального вреда необоснованным. Обращают внимание, что удовлетворение требований истца затронет права остальных работников, поскольку при установлении требуемой тарифной ставки истцу должностные оклады работников административного состава Лоухского участка теплоснабжения будут ниже с учетом квалификации, возложенной на них ответственности, опыта работы и должностных обязанностей. Разрешая спор, суд не учел, что источником обеспечения финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются доходы от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам, их объемы находятся в прямой зависимости от цены (размера тарифа) и надлежащего исполнения потребителями обязанности по оплате товара (работ, услуг). Тарифы для предприятия утверждены постановлениями Государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам №204, №205 от 28.11.2022, протоколом заседания Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 28.11.2022 №202. Указанными документами для ответчика в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» установлены долгосрочные параметры регулирования на период 2023-2029 гг., которые пересмотру не подлежат, в то время как ФОТС вступило в силу с 01.01.2023. При установлении тарифов и долгосрочных параметров регулирования на 2023-2029 годы расходы на заработную плату для работников предприятия были определены без учета ФОТС, в связи с чем принятие новых дополнительных объемов обязательств предприятием невозможно. Также ссылаются на пропуск истцом трехмесячного срока обращения в суд.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом ст. 165.1 ГК РФ и пп. 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». От истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы настоящего гражданского дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Частью 1 ст. 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

Частью 1 ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 ТК РФ).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 5 ст. 135 ТК РФ).

В соответствии с положениями ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ч. 9 ст. 143 ТК РФ).

Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2023 № 32-КГПР23-4-К1).

В соответствии с ч. 8 ст. 45 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

В ч. 2 ст. 46 ТК РФ приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов)).

Согласно ч. 3 ст. 48 ТК РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч. ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ на основании трудового договора состоял в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в должности мастера. С ХХ.ХХ.ХХ состоит в должности машиниста (кочегара) котельной 3 разряда в Лоухском участке теплоснабжения.

Условиями трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ (л.д.57) и дополнительных соглашений к нему, заключенных между истцом и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в разделе об оплате труда предусмотрены: должностной оклад 19176 руб. в месяц, выплаты районного коэффициента и северной надбавки (40 и 80%), доплата за работу с вредными условиями труда 4%, суммированный учет рабочего времени исходя из 40 часов в неделю.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от ХХ.ХХ.ХХ ФИО1 переведен на работу машинистом (кочегаром) котельной 3 разряда с часовой тарифной ставкой 100,49 руб. в час, установлением доплаты за работу с вредными условиями труда 4%, с ХХ.ХХ.ХХ тарифная ставка согласно дополнительному соглашению от ХХ.ХХ.ХХ составляет 118,37 руб. в час. (л.д.66).

В соответствии с приказом директора от ХХ.ХХ.ХХ на предприятии утверждено Положение об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», которое применяется с ХХ.ХХ.ХХ (л.д. 77).

Пунктом 1.5 Положения предусмотрено, что оплата труда работникам предприятия производится в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами, настоящим положением и иными локальными нормативными актами предприятия. Согласно п.2.2 Положения на предприятии устанавливается окладная и повременная система оплаты труда, если трудовым договором не предусмотрено иное. В состав заработной платы входит: фиксированная часть (должностной оклад или тарифная ставка), компенсационные выплаты (северная надбавка, районный коэффициент, доплата за работу с вредными условиями, в ночное время), стимулирующие выплаты (п. 3.2). Должностные оклады устанавливаются на основании штатного расписания (п. 3.3); размер должностного оклада не может быть ниже минимального размера оплаты труда (п.3.4).

С учетом трудового договора и Положения об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» истцу за спорный период была начислена заработная плата в 2023 году: (...)

Вместе с тем, исходя из положений п.п. 3, 12 Устава, ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является коммерческой организацией и создано в целях извлечения прибыли и для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей; основной целью деятельности предприятия является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики К... Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что основным видом деятельности предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (код ОКВЭД 35.30).

На федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее - ФОТС) (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12.05.2022) между работодателями и работниками организаций жилищно-коммунального хозяйства в лице их полномочных представителей: от работодателей - Общероссийское отраслевое объединение работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК), от работников - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения.

Согласно п. 1.20 Соглашения оно вступило в силу с 01.01.2023 и действует до 31.12.2028 включительно с учетом дополнительного соглашения о внесении изменений в Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 10.06.2024).

Данное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 07.06.2022, регистрационный №12/23-25, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

13.07.2022 в Российской газете опубликовано письмо Минтруда России от 01.07.2022 №14-4/10/В-8784, содержащее предложение работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты РФ работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

Согласно п. 1.3 Соглашения оно является правовым актом в сфере ЖКХ, регулирующим социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенным между полномочными представителями работников и работодателей Организаций ЖКХ, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающим общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющим права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

Учитывая вид деятельности ответчика, положения п.п. 1.4, 1.5 Соглашения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оно распространяет свое действие на ответчика. ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не представило в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению.

Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, установив, что заработная плата начислена и выплачена истцу без учета приведенных положений Соглашения, что, безусловно, нарушает его право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Так, согласно п. 2.1 ФОТС Стороны ФОТС считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работников на оплачиваемый труд в Организациях ЖКХ в зависимости от уровня квалификации, сложности, количества и качества затраченного труда в соответствии с современными моделями оплаты и нормирования труда, повышение уровня реального содержания заработной платы. В этих целях Стороны ФОТС обязуются: обеспечить реализацию государственных и отраслевых гарантий по заработной плате, направленных на повышение уровня жизни работников, в том числе для повышения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; содействовать установлению справедливых соотношений уровней среднемесячной заработной платы руководства Организаций ЖКХ и других ее работников (п.2.1.4).

Из п.2.2 ФОТС следует, что в целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают: а) оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда; б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим и специалистам по действующим профессиональным стандартам, а в случае отсутствия профессионального стандарта по определенной квалификации - по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

Согласно п. 2.3 ФОТС минимальная месячная тарифная ставка (далее ММТС) рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно приложению к данному Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании ММТС, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда.

Согласно приложению №1 ММТС рабочих 1 разряда для организаций ЖКХ составляет МРОТ в РФ на соответствующий год.

Приложением №3 к Соглашению предусмотрено, что часовые тарифные ставки рабочих для предприятий устанавливаются из тарифных ставок, приведенных в таблице для повременной и сдельной систем оплаты труда, определяются соотношением в размерах ставок (тарифные коэффициенты) путем деления ставки соответствующего разряда на ставку первого разряда.

Согласно подп. «б» п. 2.8.2.1 ФОТС выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами и (или) локальными нормативными актами Организации ЖКХ и включают в себя доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника.

Таким образом, заработная плата истца в период работы машинистом (кочегаром) котельной 3 разряда в 2023 году должна была рассчитываться исходя из тарифного оклада 19539,13 руб. (16242 руб.*1,203), в 2024 году исходя из тарифного оклада 23148,13 руб. (19242 руб. *1,203). Часовая тарифная ставка в 2023 году должна была составлять 118,84 руб. (19539,13х12/1973 - общее количество часов в 2023 году при 40 часовой рабочей неделе). Часовая тарифная ставка в 2024 году должна была составлять 140,36 руб. (23148,13х12/1979 - общее количество часов в 2024 году при 40 часовой рабочей неделе).

Судом проверен расчет истца, признан арифметически верным в части истребуемых сумм за период работы с ХХ.ХХ.ХХ по январь 2024 года в должности машиниста (кочегара) котельной 3 разряда.

С учетом изложенного, поскольку не имеется оснований для освобождения общества от выполнения обязанности по предоставлению истцу предусмотренных данным ФОТС гарантий и компенсаций в виде установленной Отраслевым тарифным соглашением тарифной ставки (оклада) судом на работодателя возложена обязанность установить истцу должностной оклад, а также доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5% на будущее время.

В части требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за период работы истца в должности мастера с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ судебная коллегия исходит из следующего.

На основании п. 2.10 ФОТС оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основе должностных окладов и тарифных ставок, устанавливаемых в соответствии с должностью и квалификацией работника.

Приказом Госстроя РФ от ХХ.ХХ.ХХ утверждены Методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие), которыми предусмотрены разряды оплаты единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих: установлен диапазон разрядов оплаты 6 - 11 по должности мастера участка (включая старшего) и должности начальника участка (смены ) - 7-12 (таблица №2).

Как следует из представленного ответчиком штатного расписания Лоухского участка теплоснабжения (л.д. 114, 115) в штатном расписании предусмотрены должности мастера и старшего мастера, заместителя начальника участка и начальника участка.

Между тем, поскольку в организации ответчика вопреки требованиям ФОТС не ведется тарификация должностей руководителей по разрядам, исходя из рекомендованных Приказом Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81 разрядов оплаты по должности мастера участка и начальника участка, судебная коллегия соглашается с произведенным истцом расчетом оклада по его должности применительно к 6 разряду (мастер - 6 разряд, старший мастер - 7 разряд, заместитель начальника участка - 8 разряд).

Определяя размер задолженности по заработной плате перед истцом, суд первой инстанции, руководствуясь произведенным истцом расчетом с применением Методических рекомендаций и минимального тарифного коэффициента по ставке 6 разряда в сумме 29171 руб. (16242 руб. х 1,796 тарифный коэффициент), взыскал в его пользу заявленную сумму задолженности по заработной плате.

С указанным порядком расчета судебная коллегия соглашается, применяемый истцом размер должностного оклада соответствует приведенному истцом соотношению расчета окладов в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.02.1990 № 66/3-138 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий (объединений) и организаций жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (непроизводственные виды услуг)».

Так, согласно Таблице 3 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.02.1990 № 66/3-138 диапазон месячных окладов мастеров составлял 140-220 руб.

В таблице №1 приведена часовая тарифная ставка рабочего повременщика 1 разряда - 54 коп. Следовательно в 2023 году при 40 часовой рабочей неделе при таком размере ставки при среднемесячном количестве рабочих часов 164,42 час. (согласно производственному календарю за 2023 год - 1973/12), месячная оплата труда рабочего составила бы 88,79 руб. (0,54х164,42).

Таким образом, в соответствии с указанным в Постановлении Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.02.1990 № 66/3-138 диапазоном окладов соотношение месячного оклада рабочего 1 разряда и мастера составит от 1,577 до 2,478 (140/88,79 и 220/88,79). Следовательно, допустимые размеры окладов по должности мастера участка по отношению к окладу рабочего 1 разряда в размере МРОТ (16242 руб.) составляют от 25613,63 руб. (16242х1,577) до 40247,68 руб. (16242х2,478).

При этом, основания для произведения расчета на основании примера «Б» Приложения № 3 ФОТС с применением Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.11.1986 № 500/26-209 судебная коллегия не усматривает ввиду утраты силы указанным документом.

Расчет истца выполнен в соответствии с примерами расчетов, приведенными в приложении № 3 к ФОТС и с учетом положений действующего приказа Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81. Применение подобного расчета уже было предметом проверки судебными инстанциями, признано верным (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22.01.2024 №88-1232/2024).

Иного расчета задолженности ответчик в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представил. В нарушение п.2.2 ФОТС с 01.01.2023 ответчик не произвел тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим и специалистам по действующим профессиональным стандартам. При этом оклад истца составлял 19176 руб. в месяц, что соответствует оплате труда рабочего 2-3 разряда согласно ФОТС (16242х1,203=19539,13 руб.) при том, что истец является более квалифицированным специалистом, профессиональная квалификация которого не учитывается ответчиком при определении размера его заработной платы. При указанном бездействии ответчика истец не может быть лишен права на справедливую оплату труда в соответствии с положениями ФОТС.

Судом проверен расчет заработной платы истца за сентябрь 2023 года, признан арифметически верным. Исходя из расчетных листков, табелей учета рабочего времени, с учетом должностного оклада, установленного в соответствии с требованиями ФОТС, размер недоначисленной заработной платы для истца составляет (...).

Доводы ответчика о том, что предприятие самостоятельно устанавливает систему оплаты труда в зависимости от результатов финансово-экономической деятельности с учетом установленных тарифов, в основу которых заложены долгосрочные параметры регулирования, не подлежащие пересмотру, основанием для отмены решения суда не являются.

В силу ст. 45 ТК РФ и п. п. 1.3, 1.7 ФОТС положения указанного Соглашения являются обязательными для ответчика, имеют силу правового акта, регулируют трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1.13 Соглашения его положения должны учитываться в процессе ценообразования ЖКУ федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на регулируемые виды деятельности, органами местного самоуправления при установлении цен и тарифов на ЖКУ, а также на соответствующие услуги ЖКХ, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность в сфере ЖКХ, в том числе на жилищные услуги общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах (перечень Организаций ЖКХ установлен п.п. 1.4, 1.5 и соответствующими приложениями к ФОТС).

Аналогичные положения содержатся в п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, на которые также ссылается ответчик в жалобе, где указано, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В случае установления регулирующими органами тарифов на регулируемые виды деятельности в сфере ЖКХ на долгосрочный период до принятия ФОТС, соответственно, без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе обратиться с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя в порядке, установленном п. 1.21 ФОТС.

Согласно п. 1.21 ФОТС в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений ФОТС, работодатель, в отношении которого действует соглашение (п. 1.7 ФОТС), вправе обратиться в письменной форме к сторонам ФОТС с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС.

Наличие временного приостановления отдельных положений ФОТС для работодателя, полученного им в соответствии со ст. 48 ТК РФ и настоящим Соглашением, должно иметь официальное подтверждение ОООР ЖКК (п. 10.8 ФОТС).

Между тем ответчик указанным правом не воспользовался, доказательств обратного в материалы дела не представлено, следовательно, условия ФОТС в части оплаты труда являются для ответчика действующими и обязательными для исполнения, в связи с чем их исполнение в отношении одних работников на основании решения суда не является дискриминацией по отношению к другим работникам, также имеющим право на судебную защиту.

Доказательств наличия коллективного договора в целях сохранения действующей системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР № 505 от 05.12.1986 в материалы дела также не представлено.

Установив нарушение трудовых прав истца действиями работодателя, на основании ст. 237 ТК РФ, суд первой инстанции с учетом представленных доказательств, конкретных обстоятельств дела, объема нарушенного права, наличия вины со стороны ответчика в невыплате истцу заработной платы в полном объеме в установленные сроки, периода просрочки, посчитал возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, определив ее в размере 1000 руб., как соответствующем требованиям разумности и справедливости.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда судебной коллегией отклоняется, поскольку возможность его компенсации предусмотрена положениями ст. 237 ТК РФ, разъяснениями, содержащимися в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», согласно которым работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе при невыплате заработной платы.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел характер и длительность нарушения трудовых прав истца, степень его нравственных страданий, фактические обстоятельства дела. Взысканная судом сумма компенсации согласуется с принципами разумности и справедливости, оснований для ее изменения по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.

Также судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что положения ч. 2 ст. 392 ТК РФ не применимы к рассматриваемым правоотношениям.

Понятие индивидуального трудового спора содержится в ст. 381 ТК РФ. Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 ТК РФ.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).

Следовательно, вопреки позиции ответчика, к рассматриваемому спору подлежит применению годичный срок давности, установленный ч.2 ст. 392 ТК РФ, который истцом не пропущен.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лоухского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-2723/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Федоров Руслан Николаевич
Ответчики
ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Государственная инспекция труда в Республике Карелия
Министерство строительства,жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
Карельская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Глушенко Наталия Олеговна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
22.07.2024Передача дела судье
20.08.2024Судебное заседание
06.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2024Передано в экспедицию
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее